ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Алексей Кравченко: Необходимо освещать внутрицерковную полемику

Филипп Щипков :: 31 октября 2003

Алексей Андреевич Кравченко. Родился в 1959 году. Закончил факультеты журналистики Московского государственного и Гаванского университетов. В ТАСС работает с 1986 года. В 1980–90-е годы – корреспондент ТАСС, заведующий отделением ИТАР-ТАСС в Латинской Америке; работал в Гаване и Мексике. Главный редактор Объединенной редакции общественно-политической информации ТАСС-ЦЕНТР.


По какому принципу ИТАР-ТАСС отбирает религиозные новости? И как у вас возникла религиозная лента?

ИТАР-ТАСС – государственное информационное агентство, крупнейшее в стране и одно из пяти крупнейших по классификации ЮНЕСКО информационных агентств в мире. Мы пытаемся освещать жизнь страны в ее полноте, сущностных оттенках и даже противоречивости. Религиозная тема, жизнь конфессий и религиозных сообществ, взаимосвязи между религиями, между конфессиями и государством – это неотъемлемая часть целостной картины современного российского общества.

Как вы добываете религиозную информацию?

Как и любой шахтер – при помощи кайла и отбойного молотка. Если серьезно, то прежде всего с помощью официальных органов при религиозных организациях по связям с общественностью. Мы тесно работаем с ОВЦС МП, с соответствующими службами мусульман и других религиозных организаций. Мы также сотрудничаем с некоторыми СМИ, с экспертами в этой сфере. Работаем на профильных форумах, конференциях и "круглых столах", освещаем визиты религиозных деятелей, наконец, достаточно тесно и по разным поводам общаемся с верующими и священнослужителями.

В чем специфика специализированной ленты? И на какого читателя она ориентирована?

Нашу религиозную ленту получает небольшое число подписчиков, в основном те, кто профессионально связан с этой темой. Часть материалов, которые есть на религиозной ленте, не попадают на так называемую единую ленту, – они предназначены для людей, сведущих в религии.

Совокупный интерес аудитории агентства шире этого спектра информации. Мы ориентируемся на обывателя, который, как известно, сформирован, в основном, в безбожное время. И потому религиозная информация, которая попадает в общую ленту, имеет и просветительскую функцию. Многие термины, подходы к различным явлениям духовной жизни, понятные профильной аудитории, непонятны остальным. Мы пытаемся понять сами и сделать понятными для подписчика суть религиозных проблем, пытаемся объяснять так, чтобы это было для него интересно. Поэтому я ориентирую своих корреспондентов, которые работают в этой тематике, на подготовку, как правило, двух видов материалов: один, для специалистов, идет на религиозную ленту, а второй, более общий, более светский, содержащий справочный аппарат, – на общенациональную.

Есть разного рода ограничители, которые не позволяют материал с религиозной ленты в том же виде передавать всем подписчикам в рамках единой ленты. Одно из препятствий – наличие большого количества специальной терминологии. Материалы, предоставляемые нам пресс-службами конфессий, сформированы для внутреннего употребления. Мы стараемся превратить их в информационный материал для тех, кто не только ничего не знает об этих конкретных проблемах, но без нас даже и не поинтересуется ими. Правильная подача, содержащая, в том числе, элемент интриги, позволяет нам заставить наших читателей прочитать материал или хотя бы обратить на него внимание.

Вот конкретный пример. У нас проходила информация о том, что из сана извергнут священник, обвенчавший гомосексуалистов. Слово "извергнут" в заголовке звучит нормально для религиозной ленты, но не проходит для общенациональной. Этот термин имеет специфическую окраску, и мы специально подбирали другое слово: "отринут", "расстрижен", "отлучен". Термин должен привлекать, не возбуждая недоверия в человеке, который зыбок в вопросах веры, а нередко и в вопросах моральных устоев. Наш читатель представляет собой смесь предрассудков и недоверия (особенно к тем, кто декларирует какие-то моральные постулаты) – и вместе с тем в нем присутствует жажда веры. Это странная смесь, и именно на нее мы вынуждены опираться в поиске осторожной позиции при освещении жизни современной церкви и традиционных для страны конфессий со светских позиций. Мы пытаемся сформировать адекватный светский взгляд на религиозную проблематику в средствах массовой информации.

Методический совет по освещению религиозной тематики в СМИ при Министерстве печати выступил с инициативой организовать Пул конфессиональных пресс-служб. Как вы относитесь к этой идее, поможет ли вам это в работе?

Думаю, это было бы полезно и среди прочих вещей позволило бы выявить и укрепить ту составляющую деятельности религиозных институтов, епархий и других общественных структур и организаций, которая связана с общенациональным интересом.

Каково процентное соотношение новостей о разных религиях в ТАСС?

Значительно больше половины новостей посвящены Православной Церкви; это и самая большая, и самая активная конфессия, имеющая отношение к жизни наибольшего числа россиян. Процентов 20–25 у нас занимают известия о жизни мусульманских организаций. Это и дискуссионный материал, и внутренняя жизнь мусульманских общин, и события, имеющие косвенное отношение к ним, например вступление России на правах наблюдателя в организацию Исламская конференция.

ТАСС непосредственно не участвует ни в каких интригах, ни в каких конфликтах; но мы придерживаемся той точки зрения, что не все проблемы между Православной и Католической Церквами сняты в едином христианском теле. Нам понятна позиция Московского патриархата. МП исходит из того, что католический "собрат" ведет себя излишне агрессивно, создавая параллельные православным епархии в традиционно православной стране, на территориях, находящихся в юрисдикции Московского патриархата, и делая это в то время, когда официальных отношений между двумя Церквами практически нет. Мне кажется, это был вызов со стороны какой-то силы в католическом руководстве, не обязательно самого папы Римского, но кто-то из его окружения за этим стоит. Скорее всего, это была ошибка.

Можно ли сказать, что религиозная лента ИТАР-ТАСС отражает политику государства в религиозной сфере?

Мы бы хотели ей соответствовать. Но я должен сказать, что ТАСС не получает непосредственных указаний от каких-то государственных кураторов, как нужно освещать религиозную тематику. Высший орган, который решает эти вопросы, – Коллегия ИТАР-ТАСС. Случаются спорные моменты, мы их обсуждаем, принимаем коллегиальные решения.

Ставите ли вы перед собой какие-то социальные задачи, пропагандируете ли на своей религиозной ленте идеи толерантности и веротерпимости?

Да, безусловно. В чем особенность нашего подхода в освещении религиозной жизни? Нам очень важно прививать читателю терпимость в вопросах веры. Но терпимость в широком, в цивилизационном смысле, как возможность иной точки зрения. Непримиримость обязательно приводит к насилию и кровопролитию. В каждой части общества есть горячие головы, и в сфере религии тоже. Там, где вера, всегда есть люди, верящие фанатично. И часть из них для обоснования подлинности своей веры готова применить все методы, что идет в разрез с постулатами любой религии, любой мировой религии. Мы пытаемся отслеживать и показывать эти проблемы.

Религия имеет глубокое содержание, а информационное сообщение очень короткое, – не теряется ли смысл?

Бывает, но я не вижу здесь большой проблемы. Действительно, то, чем живет религия или религиозные институты, не ограничивается словами. Сама жизнь и деятельность людей, связанных с религией, представляет значительный интерес. Их служение – важная часть жизни общества, которая требует изучения.

Например, мне кажется важным освещение современного монашества в России, о котором практически ничего не известно. ТАСС первым поднял и продолжает вести эту тему. Монастыри – это исторические очаги или оазисы духовности; они сыграли значительную роль в распространении грамотности в России, а кроме того, это и первая отечественная "академия" аграрного хозяйства. Монашество сегодня – это отряд вчерашних атеистов, достаточно истово воспринимающих свое служение. Очень любопытно, какое преломление в современной России получает это духовное наследие. Мы пытаемся разобраться в том, как монастыри сегодня хозяйствуют, это особенно важно для нашего спившегося села. Мы ищем и находим примеры того, как можно без особых новаций и больших капиталов, без гидропоники, капельного орошения и компьютеров успешно вести хозяйство и получать достойный урожай. Полагаю, если изъять эту часть жизни церкви (от подвижнического служения до трезвого хозяйствования) из нашей культуры, то сегодня опираться нам было бы практически не на что.

С другой стороны, у Церкви есть и свои проблемы: серьезное отставание ее развития от мирового уровня богословского анализа и богословских исследований. На мой взгляд, существует конфликт между тем благотворным началом, которое несет трезвое духовное служение, и развитием богословской мысли в сегодняшней России.

Мы принципиально пытаемся разобраться в жизни Церкви более глубоко, чем многие коллеги. Нас, в частности, интересуют и взаимоотношения между производственной частью Церкви и рынком. Вместе с тем мы серьезно относимся к проблемам Церкви, и нас не интересует "жареная" информация.

Как будет развиваться ваша лента, какие вы видите перспективы?

Мы расширяем охват религиозной темы, приноравливаемся к процессам, происходящим в жизни Церкви, хотя делаем это, разумеется, с позиции внимательного, но осторожного светского наблюдателя.

Недавно в Москве состоялась представительная дискуссия о том, нужна ли Церковь в современном обществе. Нас очень интересовала эта дискуссия, и мы ее освещали. Я считаю, что в религиозной теме ИТАР-ТАСС нужно переходить на новый уровень. Слишком много важных аспектов жизни Церкви сегодня упускаются из виду, и наоборот, слишком много второстепенных высказываний бездумно предлагается вниманию читателей. Я считаю, что должно быть иначе.

Нужно внимательно следить за жизнью Церкви и не торопиться публиковать все, что высказывают ее представители. Например, кадровые противоборства внутри Православной Церкви – совершенно не наша тема. Мы намерены идти глубже, к жизнедеятельности местных епархий, в глубинку; нам интересно показать поведение представителей Церкви в критических ситуациях, в горячих точках. Нас интересуют конфликты на территории стран СНГ, в которых участвует Церковь, в которых она чаще всего становится жертвой; и вместе с тем мы хотели бы рассматривать эти конфликты в серьезном историческом контексте.

Нам не хватает освещения внутрицерковной полемики, теологической борьбы, за которой стоит нечто серьезное. Сегодня продолжается развитие богословских дисциплин, худо-бедно, идут теологические дискуссии. Но у нас нет достаточных ресурсов, чтобы адекватно освещать эту часть религиозной жизни, да и если честно, не совсем этот пласт соответствует профилю информационного агентства, пусть и государственного.

Чего не хватает, с вашей точки зрения, при освещении религиозной темы российским средствам массовой информации?

СМИ уделяют внимание только тому, что связано со злобой дня. Есть, например, тема конфликта папы Римского и патриарха. СМИ при малейшей возможности его муссируют; это просто. Я считаю, что СМИ очень слабо представляют реальное положение религии в жизни нашего общества. В основной части изданий работают люди, часто не слишком сведущие и, может быть, не совсем подготовленные в историческом плане. СМИ должны освещать его возрождение в той мере, в какой это возможно в светском обществе; способствовать формированию атмосферы уважения к этому институту со стороны неверующих людей; поддерживать уверенность в необходимости сосуществования разных конфессий – не просто мирного, но взаимообогащающего.

Повторю, что мы не должны пропагандировать Церковь; мы должны работать по теме так, чтобы внушать уважение к этому общественному институту. Россия страна, в общем-то, духовная, не скажу, что глубоко религиозная, но склонная к духовному поиску. Может быть, какая-то часть нашей аудитории естественным образом приблизится к вере, в том числе и после ознакомления с нашими материалами. Но мы, по законодательству, не можем ставить перед собой такую задачу. Достаточно, если мы просто привьем читателю внимательное отношение к развитию традиционных для России конфессий.

31 октября 2003 года

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама