ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Канон не писан

Герман Петелин :: 18 января 2010

Современные иконописцы не скованы традиционным каноном и вольны в интерпретациях – пишут на иконах и вождей пролетариата, и поле с васильками "Огонек" изучил православный модерн.

В 2002 году несколько ярославских художников рванули в США заниматься просветительской деятельностью: учить американцев иконописи. С точки зрения Церкви проект был рискованный. На занятия приходили не только иммигранты из России, но и те, кто ничего не знал о православии. На их обучение отводилось 6 дней. После чего преподаватели набирали новую группу для приобщения к традициям русской церковной живописи. Хотя именно ярославские мастера не боятся экспериментировать и нередко берутся за сюжеты из современной жизни.

– Фактически мы пишем самый настоящий авангард, но в рамках канона, – говорит руководитель объединения иконописцев и реставраторов "София" Андрей Шумихин.

Например, на иконе "Взыскание погибших со страстями чеченских войн" нарисованы десантники с автоматами. Одни стоят на фоне руин многоэтажек, другие сидят на броне БТР. Кроме бойцов ВДВ на иконе присутствует Иван Грозный и поэт Лермонтов, воевавший на Кавказе.

Реставрацией и коллекционированием икон Андрей Шумихин начал заниматься в 1980 году. А спустя 9 лет, что называется, дозрел и до собственной мастерской.

– Захотелось не только возродить все традиции ярославской школы иконописи, но и привнести что-то свое, – рассказывает Шумихин.

Сейчас под вывеской "Софии" работает 20 иконописцев. Как и у светских художников-авангардистов, у "софийцев" есть свой выставочный зал – галерея центра иконописи "Троица" при храме Святой Троицы у Салтыкова моста, где они выставляют свои работы.

Покупают их люди состоятельные, потому что современная церковная живопись стоит недешево. Хотя сами иконописцы называть стоимость работ отказываются. По мнению эксперта в области современной живописи Александра Зильбермана, цена икон, сделанных на заказ, начинается от 3 тысяч евро.

– Да простят меня верующие, но в иконописи – как в искусстве. Есть халтура и штамповка для тех, кто ездит на "Оке", и есть штучные работы с использованием золота и драгоценных камней для тех, кто ездит на "Бентли".

Шумихин уверяет, что главное достоинство икон его мастерской не дорогая отделка, а неповторимый стиль.

– У нас все иконы авторские. Мы не копируем старину и не боимся экспериментировать, – говорит он. – Много работ с необычайно насыщенной и разнообразной палитрой, близкой по своей стилистике к реалистической живописи.

Художники из объединения "София" первыми написали житийники Иоанна Кронштадтского и святого праведного воина Феодора Ушакова (детские и юношеские годы прославленный адмирал провел на ярославской земле). Зато потом, когда в Саранске открывался кафедральный собор в честь Ушакова, архиепископ Мордовский Варсонофий (нынешний управделами Патриархии) заказывал софийцам престольную икону.

– Матрону Московскую мы тоже делали одними из первых. Посмотрите, разве это не чудо, – Шумихин показывает икону, на которой лик святой Матроны скорее напоминает портрет. При этом образ обрамлен цветами: ромашками и васильками. Выглядит такое изображение скорее светским, чем религиозным.

– А что в этом такого? – разводит руками Шумихин. – Ведь известно же, что Матрона очень любила цветы!

На другой иконе с Матроной на одном из клейм (сценка из жития святого) ярославцы изобразили милиционера в парадной форме у кровати святой.

Игумен отец Сергий (Рыбко) настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище, считает, что на клеймах можно рисовать хоть вождей пролетариата, если, конечно, в житии будет сказано, что святой общался с кем-то из них.

– Клейма – это и есть житие святого. И если в житие преподобной Матроны Московской описан визит милиционера, то почему он не должен изображаться на иконе? У нас в храме есть икона священномученика Иоанна Московского (Смирнова), на одном из фрагментов которой показано, как энкавэдэшники уничтожают молящегося. Или как сегодня вы прикажете изображать гибель царской семьи? – говорит отец Сергий. – Так что, на мой взгляд, проникновение на иконы сюжетов из недавнего прошлого – явление нормальное, нисколько не противоречащее канонам.

– И все же икона – это не картина и не портрет. Икона – это мостик в мир духовный, – предупреждает выпускница Московской духовной академии, руководительница иконописной мастерской "Дива" сестра Елена. – Рисуя лик, мы пишем лицо человека преображенного, ставшего гражданином Царствия Небесного, которое на иконе символизирует фон. Каждый образ должен настраивать человека на общение с Богом, а не отвлекать. Для этого и существуют каноны. Перед помещением в храм икона должна получить соборное одобрение. Точнее, одобряется не каждая икона, а каноны, в соответствии с которыми она написана.

Но пока, по словам Елены, еще нет строгих правил того, как должны изображаться новые святые, канонизированные в конце XX – начале XXI века.

– Мы живем в историческое время, когда каноны в отношении написания ликов новых святых только вырабатываются. И это очень долгий процесс. Будет написано очень много икон, прежде чем сложатся определенные каноны.

– Я не знаю, где и как проходят наши иконы одобрение. И проходят ли они его вообще, – говорит Шумихин. – Но Софрино пользуется нашими изводами (изображения святых) для печатания некоторых своих бумажных иконок. Наши работы есть в Бари в храме Святителя и Чудотворца Николая, в нескольких московских храмах и даже у первых лиц страны.

– Я, если честно, не понимаю, почему мы должны видеть, например, Серафима Саровского только мрачным. С плоским, ничего не выражающим лицом. На мой взгляд, святой должен быть красив, потому что душа у него чистая и светлая. Есть, конечно, старые изводы, на которых святые изображаются в определенной одежде, с определенной надписью. Но все остальное: пейзаж, лузга – может быть каким угодно. Скажу даже больше, старые иконописцы вообще не блистали особой грамотностью и доскональным знанием жития святых.

В качестве примера художник приводит историю с написанием житийной иконы ярославских святых – князей Василия и Константина. За основу софийцы взяли икону XVII века "Святые князья Василий и Константин Ярославские с избранными святыми и житием" из коллекции Ярославского музея-заповедника. На этой иконе святые князья предстоят образу Спаса на престоле в окружении 30 клейм. Но когда художники начали изучать клейма, то оказалось, что не все из них соответствуют житию и летописным документам. На древней иконе князей хоронят вместе, хотя умерли они в разное время и в разных местах.

– И таких нестыковок и нелепиц на старых иконах за 30-летнюю практику я повидал немало. Зато на наших работах вы при всем желании не найдете ни одной неточности. Ведь если мы пишем житийную икону, то никогда слепо не копируем старину, а для начала поднимаем не только церковную литературу, но и все исторические источники, документы. И лишь только потом беремся за кисть.

Художник поглядывает на часы. У него еще встреча с заказчиком. Какую икону и для кого он заказывает – секрет. Впрочем, кого интересует такая тайна? А вот как отнесутся потомки к сегодняшней иконописи? О чьих иконах будут говорить как об искусстве, а чьи объявят халтурой, для нас, ныне живущих, так и останется секретом.

Источник: Огонек

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама