ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Уроки катастрофы"

Сергей Белозерский :: 20 января 2010

Страшная катастрофа, происшедшая на Гаити, несколько дней остается в первых строчках новостных. агентств. Землетрясение опустошило главный город этой страны, Порт-о-Пренс, привело к гибели огромного числа людей, которое даже затруднительно установить, множеству тяжких ран и увечий, многие люди, оставшись живы, лишились жилищ и всего имущества. Природная катастрофа усугубляется социальным хаосом, мародерством, и полным параличом местных властей. Преступники пользуются сложившейся ситуацией, чтобы похищать детей для продажи в рабство и для других преступлений. Несмотря на международную помощь, люди страдают от нехватки воды, пищи и необходимых медикаментов.

Святейший Патриарх Кирилл уже выразил свое соболезнование жертвам трагедии: "В эти скорбные дни вместе с верующими Русской православной церкви соболезную ... всем жителям острова, потерявшим родных и близких... Молюсь Всемилостивому Господу о скорейшем исцелении раненых, о ниспослании духовной помощи всем потерявшим кров, а также об укреплении сил тех, кто ныне трудится ради преодоления последствий этой природной катастрофы".

Какие уроки мы, находясь на другом краю земли, можем извлечь из происшедшего? Многие обращают внимание на то, что Гаити было центром так называемой "религии Вуду", религии, адепты которой приносят животных в жертву духам, "лоа" и, в ходе странных и пугающих обрядов поклонения, призывают духов войти в их тела и контролировать их. Документальные съемки вудуистких празднеств отражают жуткие картины людей, охваченных коллективным безумием, катающихся по земле, завывающих на разные голоса, кричащих и ревущих по-звериному. Люди ожидают, что духи обеспечат их богатством, защитят их от несчастий и отомстят их врагам.

Было, однако, ясно, что эти надежды не сбываются – Гаити и до землетрясения была беднейшей страной Западного Полушария, история которой напоминала непрерывный фильм ужасов. Резня следовала за резней, смута – за смутой, и уже на памяти этого поколения страна пережила диктатуру Франсуа Дювалье, "Папы Дока" и его сына, "Бэби Дока" которые правили, опираясь на сеявшие ужас отряды "Тонтон-Макутов" – головорезов, названных по имени демонических существ из гаитянской мифологии. Падение диктатуры Дювалье не принесло мира и стабильности. Президент Бертран Аристид, католический священник-расстрига и человек весьма странного поведения, пришедший к власти в 1995 году, был вынужден бежать из страны после очередного переворота в 2004 году. В 2006 году, после ряда беспорядков и кровопролитий, к власти пришел нынешний президент, Рене Преваль.

Многие, в том числе вполне светские, исследователи указывают на явную связь между вудуизмом и крайним социальным неустройством этого несчастного места. Некоторые религиозные лидеры полагают, что и землетрясение – это наказание за грех бесопоклонства. В отношении этого утверждения нам стоит проявить осторожность и рассмотреть его подробнее.

Иногда оно звучит как "сами виноваты", когда человек указывает на чужую беду пальцем и уверяет себя, что, поскольку уж он-то не бесопоклонник, с ним такого не случится. Такое поведение неверно – святой Апостол заповедует нам "плакать с плачущими" (Рим.12:15), а не успокаивать себя тем, что плачущие, предположительно, пострадали за грехи, от которых мы чисты. Стихийное бедствие поражает как нечестивых, вовлеченных в демонические культы, так и людей, которые не принимали в них участия, и людей верующих – как того заваленного обломками человека из недавнего телерепортажа, которого уже много часов не могут освободить, и который смиренно говорит, что его жизнь – в руках Господа Иисуса. Мы не должны говорить гаитянам "сами виноваты" – потому что мы не знаем, кто из них и в какой мере виноват.

Страдания и смерть в этом мире – результат первородного греха. Этот грех – не просто событие, имевшее место на заре человеческой истории, но продолжающееся состояние мятежа против Бога, состояние тяжелой порчи человеческой природы. Грех приводит к глубокой дисгармонии человека с миром, Богом, самом собой и ближними. Страдания и смерть являются проявлением этого бедственного состояния. При этом те или иные конкретные страдания не обязательно являются следствием личных грехов конкретных людей. В Священном Писании, например, в книге Иова, идея, что страдание – всегда результат личного греха, прямо отвергается. СПИД может быть результатом личной нерассудительности, а может – результатом медицинской халатности, в которой пострадавший никак лично не виноват. Мир – взаимосвязанная система, в которой люди могут приносить друг другу как пользу, так и вред.

Но может ли бедствие, которое претерпевает сообщество в целом, быть результатом укоренившегося в сообществе греха? Да, так бедствия, которые Россия пережила в ХХ веке, явились результатом того, что русские люди совратились в богоборческую идеологию и поверили лжи; при этом бедствия явились, хотя и не все русские люди совратились, и пали на всех – на тех, кто совратился, кто не совращался а, напротив, противился, на тех, кто просто тихо хотел жить своей тихой жизнью, а ГПУ к ним само пришло.

В этом случае имеет смысл говорить, что бедствие явилось результатом греха, но нет смысла говорить – это совсем другое утверждение – что каждый конкретный пострадавший пострадал за свой личный грех. Окончательное воздаяние злым и добрым совершится в День Суда, пока он не совершился, и мир в котором мы живем, никоим образом не справедлив; напротив, по слову Апостола, весь мир лежит во зле. (1Иоан.5:19).

Явилось ли гаитянское землетрясение результатом гаитянского бесопоклонства – мы точно не знаем, хотя это представляется весьма правдоподобным. Мы знаем, что при этом бедствии пострадали разные люди, нечестивые и благочестивые, лично виновные в поклонении духам и лично невиновные в нем, и самой уместной реакцией будет – по слову Апостола – просто плакать с плачущими.

Но для нас, православных христиан, это служит напоминанием об одной важной истине. Мы не можем снять с себя ответственность за общество в целом, не можем укрыться в своем чистом, уютном православном мире, предоставив внешним ходить их опасными путями. Социальные бедствия, которые приносит с собой утвердившийся в обществе грех, касаются всех – и тех, кто активно предавался этому греху, и тех кто был от него чист. Как сказал Господь пророку Иезекиилю, "Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, – то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, – то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. (Иез.33:8,9)"

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама