ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Призрак имама Зейда

Шииты Йемена намерены взять исторический реванш

20 января 2010

В северной йеменской провинции Саада не прекращаются вооруженные столкновения йеменских повстанцев-зейдитов сторонников убитого в конце декабря 2009 года Абдул Малика аль-Хуси с центральным правительством Йемена. В настоящее время боевые действия уже переросли в локальную войну, в которой становится все больше участников. Напомним, поводом для начала широкомасштабной военной операции стал обстрел 5 ноября в граничащей с Йеменом провинции Джизан саудовского пограничного патруля, после чего в схватку в приграничных районах вмешался Эр-Рияд.

Зейдизм является одним из ответвлений шиизма и происходит от имени Зейда ибн Али, внука Хусейна, брата пятого шиитского имама Мухаммеда аль-Бакира (ум. 732). Это направление появилось в 30-е годы VIII века, когда часть шиитов поддержала стремление Зейда – сына Али, двоюродного брата и зятя Пророка Мухаммеда с оружием в руках доказать свое право на верховную власть в халифате. Зейдиты стремились создать теократическое государство во главе с выборным имамом из рода Али. В вопросах догматики они считают, что было пять имамов, отрицают божественную природу имамата. В противоположность большинству шиитов ими не признается учение о "скрытом" имаме, предопределении и отрицается так называемое "благоразумное" скрывание (такыйя) своей веры, возвращение "скрытого" имама. Признавая, что главой мусульманской общины может быть любой представитель рода Али, открыто выступивший с оружием в руках, последователи этого направления шиизма допускают одновременное существование нескольких имамов в разных мусульманских странах. Политическая активность зейдитов на протяжении истории ислама неоднократно приводила к образованию государств в различных частях халифата: Северной Африке (791–926), на севере Ирана (863–928). Однако дольше всего они находились у власти в Йемене (901–1962).

В настоящее время большинство из 7 миллионов последователей зейдизма проживают на северо-востоке этой страны, составляя более трети населения. Приверженцы этого направления ислама проживают также в Саудовской Аравии, Пакистане и Иране.

Провинция Саада являлась центром йеменского зейдитского государства более тысячи лет. Этот район является родиной зейдитских религиозных лидеров и древних хашимитских семейств, часть которых представляют руководители нынешнего мятежа во главе с Хусейном Бадр ад-Дином аль-Хуси и Абдулом Маликом аль-Хуси. Их отец, Бадр ад-Дин, был одним из крупнейших в Йемене зейдитских богословов. На протяжении всей истории этого региона местные шиитские племена были фактически независимы. Признавая имама в основном лишь как духовного главу своих единоверцев, лидеры местных кланов нередко выступали против него, реально осуществляя в подконтрольных им районах управление и судопроизводство. Одновременно попытки османов или англичан подчинить местные племена терпели неудачу.

Произошедшая в Йемене революция 1962 года, когда армейские офицеры свергли короля (одновременно имама зейдитов), вызвала негативную реакцию наиболее влиятельных племен. И в стране разгорелась гражданская война, в которой республиканцам активно помогали египетские войска. Но в 1967 году они были выведены из Йемена. Попавшие в трудное положение республиканцы тем не менее продолжали борьбу, которая закончилась в 1970 году компромиссом армейских кругов, оставшихся у власти в Йемене, и верхушкой племен, сохранивших свой старинный уклад и традиционные привилегии.

В 1979 году после Исламской революции в Иране в населенной большей частью шиитами провинции Саада произошли волнения. Росту протестных настроений среди жителей севера способствовали падение уровня жизни населения (более 40% жителей Йемена находятся за чертой бедности), высокий уровень безработицы, коррупция, неспособность властей решать социальные проблемы региона. В этой ситуации успехи Исламской революции в Иране, а также "Хизболла" в Ливане были взяты зейдитами за пример отстаивания своих прав.

В 1997 году депутат йеменского парламента Али Хусейн аль-Хуси создал религиозно-политическую организацию "Аш-Шабаб аль-Муминин" ("Правоверная молодежь"), которая стала активно призывать в мечетях йеменской столицы – Саны и ряда других городов к джихаду против США и Израиля, выводу американских войск из Ирака, требовать создания независимого палестинского государства, подвергать жесткой критике политику правящего режима, призывая к широкомасштабным акциям неповиновения властям.

Постепенно хусистами были сформированы боевые отряды, которые начали нападать на подразделения регулярной армии, военные объекты. Попытка ареста властями Али Хусейна в июне 2004 года обернулась вооруженным конфликтом правительственных войск и его сторонников. После гибели аль-Хуси в том же году во главе шиитских зейдитов встал его брат Абдул Малик. По сути, боевые действия между властями и мятежниками не утихают до сих пор. Повстанцы требуют от президента Йемена Али Абдаллы Салеха предоставления им возможности участвовать в работе органов местного самоуправления, выделения средств на экономическое развитие провинции Саада, материальной компенсации ущерба, понесенного местными жителями в ходе боевых действий. Можно также отметить, что вопреки заявлениям йеменских властей зейдиты не требуют предоставления им независимости. Вместе с тем этот тезис активно используется нынешним йеменским режимом с целью выделения им дополнительных финансовых средств со стороны Эр-Рияда для ведения военной кампании в Сааде.

Сразу после начала боевых действий в ноябре прошлого года власти страны возложили ответственность за происходящее на Иран, обвинив его в стремлении организовать на основе хусистского повстанческого движения вооруженные отряды по образцу ливанской "Хизболлы", стремясь обострить ситуацию в населенных шиитами районах Саудовской Аравии.

Вместе с тем в граничащих с территорией Саудовской Аравии районах Йемена проявляют активность преступные группировки, специализирующиеся на контрабанде наркотиков и оружия, каждая из них могла, нелегально пересекая границу, обстрелять саудовских пограничников. Более того, инцидент произошел в том месте, где граница двух государств четко не определена. Не стоит забывать, что в Йемене действует и другая радикальная исламистская сила – суннитская группировка "Аль-Каида" на Аравийском полуострове", ставящая перед собой цель дестабилизации обстановки в соседней Саудовской Аравии и использующая слабоохраняемую границу двух государств для переброски своих боевиков. Можно также заметить, что йеменские власти, которые начиная с 2004 года не в состоянии решить проблему шиитских повстанцев, также имели прямую заинтересованность в открытии второго фронта против хусистов.

В настоящее время противостояние повстанцев с Саудовской Аравией и властями Йемена все больше рассматривается как столкновение геополитических интересов региональных центров силы Саудовской Аравии и Ирана. Обвинения Тегерана в поддержку зейдитов автоматически поднимают статус конфликта до уровня межконфессионального, тем самым Йемен получает возможность рассчитывать на поддержку суннитского мира, и прежде всего стран Персидского залива, где остро стоит проблема шиитского меньшинства. В частности, можно напомнить, что 15% населения Саудовской Аравии, являясь последователями шиизма, требуют предоставления им широких политических и религиозных прав, а также демонстрируют готовность к проведению антиправительственных выступлений.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама