ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не давайте людям того, что они хотят

Сергей Худиев :: 25 января 2010

В Екатеринбурге раздача Святой Воды обернулась скандалом и потасовками – так начинается ролик, выложенный в интернете, и процитированный во многих блогах. Простояв пять часов в очереди, люди – в основном пожилые женщины – распихивая друг друга, кинулись к цистерне, но оказались недовольны качеством воды, мутной и какими-то загрязнениями. Новость вызвала язвительные антицерковные комментарии.

Многим православным людям (особенно священнослужителям) известно, что такие вещи время от времени происходят. Раздача Святой Воды иногда порождает не благодатное умиление, а "раздражение и ярость, споры и гнев и крик".

Чем это вызвано? Как такая глубокая церковная традиция, как водосвятие, традиция, отражающая нашу веру в реальность Божиего присутствия и Божиего действия в мире, может восприниматься таким образом? Мне кажется, это часть более общей проблемы – разницы между тем, что люди ожидают от Церкви и тем, что Церковь может им дать.

Люди относятся к Церкви, в целом, положительно – по данным социологических опросов, Церковь, как институт, и священнослужители, как профессиональная группа, пользуются доверием большей части сограждан. Люди охотно приглашают священников, чтобы освятить свои дома, или офисы, или автомобили.

Но что люди хотят от священников и Церкви в целом? Боюсь, что ответ неутешителен; люди очень часто хотят магии. Магия очень популярна; зайдите в любой книжный магазин, и Вам предложат огромное количество пособий по магии – тут Вам "Магия Вуду", и "Магия Деревьев" и, конечно, "Магия Воды". Недавно "Комсомольская правда" рассказала о женщине, которая была уволена, потому что на работе, вместо исполнения своих прямых обязанностей, занималась наведением порчи на начальника, протыкая его фотографию иголками.

Воинствующие секуляристы полагали – и, вопреки всякой очевидности, продолжают полагать – что подрыв влияния традиционной религии приведет к утверждению научного, рационалистического мировоззрения. Ничего подобного не происходит в действительности – выпущенные из-под пресса государственного атеизма люди ударились в самое дикое язычество и магизм, и, увы, пребывают в этом состоянии до сих пор.

Это приводит тому, что вся практика Православной Церкви воспринимается людьми внешними (и, увы, недостаточно просвещенными внутренними) как магическая. Молитвы усваиваются в качестве заклинаний, святая вода – в качестве магической субстанции, на форумах обсуждается даже что-то вроде "православного вуду" – методов, которые якобы позволяют, при помощи каких-то псевдоцерковных манипуляций, например, поминовения живых за упокой со свечами, отомстить обидчикам. Магические последствия таких "православных" манипуляций воспринимаются с крайней серьезностью – люди с глубокой озабоченностью спрашивают, как им избегнуть "страшных" последствий, если они случайно вписали живого в записку "за упокой" или приписывают свои проблемы со здоровьем тем, что зложелатели поставили за них "заупокойную" свечку.

Никак нельзя сказать, что у нас не обращают внимания на эту проблему – мне доводилось читать и множество книг, статей, слышать множество проповедей, направленных против подобной профанации церковных молитв и священнодействий. Однако проблема остается. Церковь сталкивается – и будет сталкиваться – с мощным давлением, направленным на оккультирование церковных обрядов.

Магия привлекает людей тем, что обещает дополнительные возможности в жизни, при этом совершенно не требуя что-либо в жизни менять. Православный подход прямо противоположен магическому – люди призваны покаяться, то есть переменить свои взгляды на мир, свой образ жизни, свои цели и устремления, полностью перестроить свою жизнь на новом фундаменте – на фундаменте веры во Христа. Подлинная вера требует очень глубокой внутренней перемены, и люди часто этой перемены не хотят; но это только часть проблемы. Часто они даже не знают, что такая перемена возможна; они об этом просто не услышали. Почему? Потому что мы, православные люди, часто не решаемся об этом говорить.

Тому есть несколько причин.

Во-первых, у многих из нас нет к этому привычки, нет языка, которым мы могли бы говорить внешним о Евангелии и Христе. Часто так получается, что православные люди ищут общий язык с внешними где-то в области футбола или патриотизма – вещей, может, и неплохих, но Спаситель посылает Апостолов проповедовать не их. Владычество Христа, будущий Суд, Воскресение мертвых и жизнь будущего века – совсем не те темы, которые часто возникают в разговорах православных с нецерковными людьми. Между тем, все устроение церковной жизни, все действия Церкви подчинены совершенно определенной цели – ввести верных в жизнь вечную и блаженную. Там, где эта цель остается непонятой, люди начинают приписывать церковным священнодействиям самый фантастический смысл.

Во-вторых, все мы понимаем, что открытая проповедь покаяния и веры во Христа может оттолкнуть и разозлить людей; мы живем в глубоко нравственно и духовно одичавшем обществе, и сказать, например, сослуживцу, что ему не следует бросать жену – значит навлечь на себя сильное раздражение.

В-третьих, такая проповедь поставит нас самих в уязвимое положение, когда на нас будут смотреть, соответствуем ли мы сами тому, что проповедуем. То, что мы не находим слов, чтобы объяснить людям, для чего вообще нужна Церковь, понятно; но с этим надо что-то делать. Смущения и огорчения, которые оказались в этом году связаны с водосвятием, заставляют об этом задуматься.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама