В последние годы мы, православные христиане, очень хотим создать свою маленькую параллельную "вселенную" – православную школу с православной физикой или биологией, православную литературу, моду, медицину, журналистику и рейтинги блогов. Это стремление создать свой закрытый уютный мирок напоминает грустный анекдот о том, что на небе есть закрытая комната, возле которой все говорят шепотом, поскольку в ней находятся православные, полагающие, что они в раю одни.
Нечто подобное этой саморезервации уже сформировалось и в Интернете – сперва появились закрытые сообщества православных журналистов, теперь портал "Православие и мир" создает собственный рейтинг православных блогов, который насчитывает 194 позиции, а большинство авторов блогов – священнослужители, редакторы и журналисты православных и светских СМИ, чья позиция почти по всем вопросам либо хорошо известна, либо может быть выяснена простым поиском в Интернете. Еще процентов 5 блогеров – это "друзья и знакомые Кролика", а также люди, которые согласились участвовать в рейтинге живых журналов, и чьи блоги удовлетворили авторов рейтинга своей православностью.
Примерно раз в неделю главный редактор "Правмира" Анна Данилова в своем обзоре рассказывает о наиболее интересных записях в этих журналах, и на их основании приглашает читателя следить за "пульсом блогосферы".
Цель этой весьма субъективной выборки, по мысли Анны Даниловой, состоит в том, чтобы в перспективе стать "самой доброй, конструктивной и интересной частью всей блогосферы" .
Если учитывать, что только по версии Яндекса в Рунете больше 11 миллионов живых журналов, то авторами рейтинга ставится весьма амбициозная задача перед православными пользователями. О чем же они пишут? О том же, о чем пишут и все остальные блогеры – немножко о милосердии, о Новом годе, о животных, Рождестве, психологии, богословии и о себе любимых. Вот характерный отрывок одной из записей, ставшей лучшей по итогам недели: "День борьбы с мшелоимством прошел отлично! Четыре огромных мешка отправились в "Возрождение" (это наш аналог Армии Спасения), в шкафах стало заметно просторнее, а я в очередной раз дала себе слово не позволять барахлу бесконтрольно размножаться и выселять хозяев из дома.
Вот ведь коварное оно какое! Вроде, ничего особого не покупаем, ну кроме фотопринадлежностей и шмоток, а выносим периодически просто тоннами. Причем не хлам, не мусор, а вещи вполне добротные и способные кому-то успешно послужить, просто "не наши". Хотя, если разобраться, вполне понятно, как они проникают в дом"..
Завал вещей в маленьких квартирах – тема, безусловно, актуальная для многих, но вряд ли она является характеристикой "православности" автора блога. Автор этих строк примерно в то же время заменил на кухне кран, и вполне мог оставить у себя в ЖЖ благочестивую запись о том, что "струйка воды из крана – это аналог воды, которой невозможно напиться". Добавим пару фраз о встрече Спасителя с самаритянкой у колодца, и вот вам готовый рецепт православной записи, обреченной на успех. Проблемы в школе, сентиментальные истории о собачках, рассказ о фильмах и играх, да о своих любовных и психологических терзаниях – джентльменский набор любого автора ЖЖ, но стоит добавить туда пару благочестивых фраз и христианских мотивов, как запись уже носит гордое имя православной.
Между тем в реальности все обстоит совершенно иначе. Создание отдельных православных рейтингов – свидетельство слабости нашей веры, нашей журналистики и нашей реальной жизни. Христианин – это человек, с которым можно говорить на любые темы. Он, как и любой человек, может писать обо всем на свете, просто его вера во Христа отражается в этих записях.
Поэтому нет четких критериев для определения православных блогов – антиклерикалы могут писать о Христе и Церкви, а верующий человек о сексе или алкоголе. Весь вопрос в том, как они это делают. Журналистика может быть плохой или хорошей, а не православной или атеистической, в зависимости от вероисповедания автора. Публицист, даже если он христианин, не должен напоминать о себе по любому поводу, стремясь искусственно "воцерковить" все, что движется. Соблюдение этих правил поможет нам лучше вести диалог с тем миром, частью которого мы все и являемся, и неважно при этом, виртуальна или реальна подобная беседа.
Протодьякон Андрей Кураев когда-то справедливо заметил, что если мы не научимся вести дискуссию в комфортном Интернет-пространстве, где можно взять паузу, проверить и подобрать нужную цитату, то в личном споре наши оппоненты всегда будут брать вверх. Точно также обстоит дело и с рейтингами: если христиане не смогут подняться достаточно высоко в общем числе блогов, если заметки журналистов, пишущих о православии, будут интересны только узкому кругу друзей и интересующихся религией, то мы можем спокойно надевать на себя "пропахший маслом камзол благочестия" (выражение отца Александра Шмемана) и продолжать думать, что кроме нас в Рунете никого нет.
Источник: Правкнига