Рассуждая о современном отечественном протестантизме, нельзя проигнорировать тему вопиющего непрофессионализма и нарастающей маргинальности, которые существенно ослабляют позиции евангельских церквей в самых различных аспектах их служения. Разумеется, мы должны иметь в виду фактор более чем 70-летней государственной политики преднамеренной маргинализации и дезинтеллектуализации российских протестантов. Разумеется, далеко не все евангельские верующие на сегодняшний день – социальные лузеры, и, стало быть, протестантская Россия располагает – пусть и весьма скромным – но ресурсом профессионалов высочайшей пробы. Однако следует помнить, что христианство – уникальное культурное явление, представляющее собой продукт сотворчества Бога и верующего в Него человека. Не приходится сомневаться в Божием профессионализме. А вот профессионализм человека нуждается в перманентном совершенствовании, с тем, чтобы он развивал свой потенциал Богообразности и Богоподобия, заложенный в него при сотворении. Увы, протестантское сообщество в нашей стране на глазах превращается в прибежище псевдо-духовных дилетантов. Оно напоминает кружки художественной самодеятельности в сельском или поселковом клубе, участники которых стремятся попасть на районный смотр и получить там лауреатский диплом II или III степени. Это сообщество "продвигает" якобы талантливых "самородков" типа Фроси Бурлаковой или Вани Бровкина. Оно отчаянно укрепляет помпезно-рюшечный культ "свинарки и пастуха", которые способны сказать свое веское слово и в сфере высокого богословия, и в сфере высшего образования, и в сфере журналистики. Непрофессионалы – все как на подбор "высоко духовные" выходцы из "двр-овских"* кланов пока еще занимают лидерские места как в поместных церквах, так и в региональных, а тем более в федеральных объединениях. Именно этим объясняется то, на что обратил внимание Д. Костин, который, в частности, писал: "...многие достойные члены тела Христова с активной гражданской позицией не смогли себя реализовать в Церкви и оказались за бортом религиозной жизни по причине того, что их "вероучительная практика", как сказали бы сегодня, имеет не тот "формат". Одни из них были искусственно отсечены от церковной жизни теми религиозными лидерами, которые не побоялись взять на себя смелость и заявить об абсолютной доктринальной непогрешимости своих взглядов. Других попросили удалиться по иным, весьма надуманным, причинам. Большинство из этих людей, лишённых религиозно-фарисейской закваски, добились успехов и стали профессионалами в иных сферах деятельности, но были переведены церковью в ранг "светских специалистов или светских верующих энтузиастов". В результате, тело Христово оказалось не просто разобщено, а превратилось в инвалида, лишившись части своей духовно-интеллектуальной элиты. Не последнюю роль в этих репрессиях сыграли местные религиозные лидеры, которые не просчитали, как следует, последствия своих действий и приняли в определённые моменты времени неверные решения, увидав угрозу своей власти"**. Печально, но общее невежество в протестантских деноминациях России прогрессирует! И это происходит на фоне культа личности нынешних или уже сошедших с властного марафона, но так и не успокоившихся, лидеров. Некоторые из этих персонажей, не имея высшего образования, ухитряются за пару-тройку лет стать "докторами наук", "академиками" или гордо потрясают магистерскими дипломами, залицензированных (и это в лучшем случае!) "христианских вузов". Они безответственно профанируют ученые степени и научные звания во имя пресловутого епископского авторитета, который якобы не должен подвергаться никакому сомнению, даже если он напрочь подорван или, сгнив на корню, источает из себя смрадное зловоние. Некоторые протестантские функционеры до безобразия любят должностные "цацки". Как язвительно заметила М. Миронова, нынешние российские " христиане живут по благодати. За благодать они приобретают себе должности, которые бы никогда не имели в миру, назначают себя главными редакторами, продюсерами и прочими титулами, не пожелав и краем глаза познакомиться с теорией того, чем они занимаются"
Примечания
*ДВР – аббревиатура, означающая детей верующих родителей, то есть представителей "потомственных" (в нескольких поколениях) христианских семей. ** Костин Д.А. Старые мысли о главном. [ССЫЛКА]
Источник: Псковское агентство информации