ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Конфликт чадры и гражданства

До конца января французы должны выяснить, кто такой француз

Дмитрий Бабич :: 28 января 2010

Франция весь этот месяц жила в ожидании сегодняшнего вторника. 26 января рабочая группа парламентариев должна передать председателю Национальной ассамблеи доклад о новом законодательстве по поводу чадры. Мусульманская одежда, полностью закрывающая лицо, стала для французов символом конфликта цивилизаций. Депутаты от президентской партии "Союз за народное движение" (СНД) задумали сделать из этого предмета последний рубеж в борьбе за национальную идентичность. Оппозиция – представители Социалистической партии, наоборот, вышли из состава рабочей группы по докладу. Ситуация осложняется еще и тем, что 31 января оканчивается двухмесячное общенародное обсуждение этой самой национальной идентичности, начатое по инициативе президента Николя Саркози и министра иммиграции Эрика Бессона. Народ по телевидению, в Интернете и в мэриях искал ответ на вопрос, что значит быть французом. И тут всплыла взрывоопасная исламская тема.

Генеральный секретарь СНД Ксавье Бертран заявил, что закрывающая лицо одежда (во Франции ее называют "бурка", как в некоторых странах Востока) – – это "тюрьма для женщин". "Иностранка, которая носит "бурку", не должна иметь возможности получить французскую национальность, – – заявил Бертран. – Если человек хочет стать французским гражданином, он должен проявить свое стремление интегрироваться в общество".

Слово "национальность" (насьоналите – nationalite) во французском языке означает не этническое происхождение, как соответствующая графа в советском паспорте, а принадлежность к гражданской нации Франции. Формальным признаком "насьоналите" является гражданство, но французы более двух веков вкладывали в это понятие большее значение, чем наличие паспорта и право голосовать. Во времена Великой французской революции принадлежность к "нации" означала принадлежность к сообществу свободных и просвещенных граждан. Люди погибали в сражениях со словами "Да здравствует нация!" не из шовинистических побуждений, а с гордостью за страну, где были впервые в мире отменены все формы рабства и провозглашен примат гражданства над титулами, сословиями и цветом кожи. И поэтому когда в сегодняшней Франции женщина-мусульманка не желает иметь возможность даже улыбнуться незнакомому человеку или хотя бы дать ему увидеть свое лицо, это воспринимается как "неуважение к ценностям республики" – – так считают некоторые, в частности правые, депутаты Национальной ассамблеи. В опубликованных проектах закона за ношение "бурки" в госучреждениях предусматривается наказание: отказ в услугах того самого госучреждения, куда пришла носительница крамольного головного убора. Это означает отказ в проезде на общественном транспорте, в осуществлении банковских операций и так далее. Провинившаяся, если захочет проехать на автобусе или обналичить чек, должна будет открыть лицо, оставаясь в столь непривычном для себя состоянии до выхода из учреждения.

Дело тут не только в одежде. Французы все больше испытывают дискомфорт из-за того, что многие члены пятимиллионной мусульманской общины, став гражданами, не торопятся по-настоящему признать Францию своей страной, порой открыто называя ее безбожным государством, а французов и француженок – пьяницами и проститутками. И это несмотря на огромные государственные вливания в образование иммигрантов и в экономическое развитие населенных мусульманами пригородов. Свет клином на "бурке" сошелся как раз поэтому.

"Нам надоело это высокомерие, это хамство, это неуважение к стране, которая дает им все без получения чего-либо конструктивного взамен. Пора проснуться, поскольку сами по себе дебаты бесполезны, только твердость даст результат. Исламизм уважает сильных и презирает слабых, так будем же сильными и твердыми", – – написал на интернет-странице обсуждения национальной идентичности человек, подписавшийся как "рядовой француз". Оппозиционная соцпартия устранилась от работы парламентской группы по "бурке", хотя ее лидеры и дали понять, что они не одобряют ношение в общественных местах закрывающей лицо одежды. Свое решение социалисты оправдали тем, что Саркози и правящая партия ведут неправильную политику в отношении иммигрантов-мусульман. Если им дать больше шансов получить работу и предоставить социальную помощь, проблема, мол, решится сама собой.

"Социалисты повторяют свою ошибку времен президентских выборов 2007 года, – – говорит автору "Времени новостей" руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский. – Тогда их кандидат на выборах – очаровательная Сеголен Руаяль тоже призывала к распространению все новых социальных программ на иммигрантов. Между тем многих избирателей уже раздражает ложащаяся на налогоплательщика чрезмерная опека над выходцами из арабских стран и Африки". Руаяль те выборы проиграла. И теперь ее удачливый соперник Саркози обостряет "иммигрантскую" тему явно с прицелом на местные выборы в марте. Его партия СНД предстает перед избирателем как хранитель столь ценимой французами национальной идентичности, которой социалисты якобы пренебрегают. "Левые сделают ошибку, если не примут участие в обсуждении темы идентичности, – – написал в Интернете еще один участник дебатов. – Неужели социалистам нечего сказать об этом?.. Старая модель ассимиляции больше не работает".

Ностальгию социалистов по старой модели можно понять. Исторически Франция, где сейчас проживает более 60 млн человек, "переваривала" волны миграции благодаря своим свободам и богатству, не делая особых усилий для самосохранения. Русские иммигранты 20-х годов прошлого столетия постепенно стали французами, поскольку в большинстве сами хотели этого, а вторая массовая миграция периода экономического роста 1956--1973 годов была интегрирована в общество благодаря целенаправленной государственной политике. В 1962 году в стране насчитали 3 млн иммигрантов без французского гражданства – больше, чем сейчас. И особых проблем не было. Но тогда и иммигранты, и сама Франция были другими.

"Франция не может заставить приезжих любить вино, свинину и аккордеон. Но она должна быть бдительной, требуя уважения к своему прошлому и к своим ценностям. Не только этнические меньшинства, но и многие молодые французы считают, что история началась с их рождения. Франция должна научиться говорить "нет" политическому исламу в ответ на его претензии на иммунитет, на привилегии и на право переписывать историю", – – написал участник дебатов, подписавшийся "просто Жан". Замените слово "Франция" словом "Россия", и вместо имени Жан можно будет подставить Иван.

Источник: Время новостей

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама