Маститые музейщики уверены: январь 2010-го наверняка войдет в историю как один из самых страшных периодов музейной жизни России. В канун Рождества деятелей искусства ошарашили новостью: закон о передаче религиозным организациям церковного имущества будет готов уже в первой половине года, и в скором времени его направят на рассмотрение в Госдуму. Искусствоведы расшифровывают: началась эпоха "черного передела" собственности между РПЦ и музеями. Противостояние между церковниками и музейщиками усиливается. Подтверждение тому состоявшийся вчера "круглый стол" с участием церковников и власти. В сути беспрецедентного конфликта попытался разобраться "МК".
Мы возвращаемся в страшное время 20 30-х годов прошлого столетия, рассказывает заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ Лев ЛИФШИЦ. Ведь именно тогда с церковными ценностями происходило Бог знает что. Храмы разрушали, ценности пропадали. До сегодняшнего дня дошли те предметы искусства, которые сохранили в своих собраниях музеи. Сегодня РПЦ хочет все драгоценности вернуть назад. Но это невозможно, и я вам расскажу почему.
* * *
Проблема №1 разрушение музейных коллекций.
Возврат храмов под юрисдикцию РПЦ начался еще в начале 90-х. Именно тогда Ельцин решил, что настало время вернуть все долги церкви. И понеслось: громкие, скандальные истории по возврату храмов и монастырей, на территории которых располагались уникальные музеи и хранилища. Клубок противоречий между церковниками и музейщиками затянулся в тугой узел. Шли годы, и все понимали: законодательной базы для дальнейшего перемещения ценностей категорически не хватает. В недрах власти размышляли о том, как бы технологию процесса возврата храмового добра усовершенствовать. И нате вам: в первых числах января вдруг выяснилось, что концепция новенького законопроекта уже почти готова.
Но штука в том, что для музейного сообщества это стало полной неожиданностью. Если закон все же подготовят и он вступит в силу, то неизбежно изъятие из государственных хранилищ музеев, библиотек всего, что касается церковной тематики. И искусствоведов эта новость совсем не порадовала. Еще бы: это приведет к разрушению коллекций.
Лев Лифшиц: "Главная причина существует неписаное правило: только когда вещей много, они начинают как бы делиться информацией. Методами сравнения, сопоставления ученые делают выводы, где был создан предмет, в каком веке. Разрушите коллекции потеряете это знание".
Проблема №2 сохранность.
Если допустить тот факт, что предметы искусства вытащат из музейных хранилищ и установят в храмах для совершения богослужений, напрашивается вопрос: существует ли в РПЦ служба хранения ценностей, построенная по музейному принципу?
Адольф ОВЧИННИКОВ, художник-реставратор высшей квалификации Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря:
В РПЦ нет ни намека на профессиональную службу хранения. Иконы там погибают. А то, что напортачат церковники, нам, реставраторам, приходится переделывать годами.
А принцип музейной сохранности такой: ежедневно в помещении, где хранятся предметы искусства, контролируется температурный режим. Хранители и реставраторы-врачеватели осматривают предметы, и не дай Бог обнаружится хотя бы минимальное изменение цвета на миллиметровом участке, к примеру, иконы...
Сегодня почти во всех церквах лампады горят так близко к иконам, что просто обжигают их. Но мысль расположить лампадки чуть дальше от образов старостам или священникам в головы не приходит. К тому же с каждым открытием храмовой входной двери происходят мощные забросы зимой холодного, а летом теплого воздуха а это катастрофа и для самих икон, и для расписанных стен. При этом отсутствуют нормальные системы вентиляции. В большинстве храмов используют парафиновые свечи, в результате горения которых образуется огромный слой копоти.
Пример: реставрационные работы на фресках Андрея Рублева в Звенигороде в церкви Успения на Городке последний раз производились в начале 90-х годов. Прошло без малого двадцать лет, и на сегодняшний день от реставрации не осталось и следа это черная живопись.
Но тем не менее в РПЦ утверждают, что все условия для сохранения в храмах предметов ценностей создать все же возможно.
Лев ЛИФШИЦ: "Мы не можем создать эти самые условия хотя бы в двух храмах, где находится драгоценная живопись Андрея Рублева! Мы десятки лет просим это сделать, спорим и доказываем до хрипоты! И никаких результатов! "
Проблема №3 а возможен ли компромисс?
Самым идеальным примером в мировой практике (!) сотрудничества музея и церкви специалисты называют Третьяковскую галерею и храм Святителя Николы в Толмачах, находящейся на территории легендарной Третьяковки.
История конфликта: еще в начале 90-х со стороны духовенства возникла инициатива возврата из галереи в РПЦ Владимирской иконы. Разумеется, Третьяковка принципиально решила: учитывая ее сохранность, отдавать икону невозможно. Но духовенство требовало, чтобы святыня использовалась по назначению для совершения богослужения.
Что же предложила Третьяковка?
Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Левон НЕРСЕСЯН:
Создание храмового музея. То есть Третьяковка направила часть имеющихся средств на реставрацию храма Николы в Толмачах. Причем максимально аутентично. Представьте: иконостаса не было он пропал еще в 20-е годы. Но мы заменили его иконостасом, подходящим по стилю, Николая Соломонова, из другой замоскворецкой церкви Архангела Михаила в Овчинниках. Кроме того, укомплектовали храм Николы другими иконами из фондов галереи. Например, поместили туда икону Николы XVI века. Также туда мы переносим раз в год "Троицу". И, конечно же, мы поместили в храм Владимирскую икону разумеется, она находится в специальном, если так можно сказать, футляре.
В результате получилось, что храм Николы отдел Третьяковской галереи, настоятель храма заведующий отделом "Храм-музей Святителя Николая в Толмачах". Батюшка в двойном подчинении. Как духовное лицо патриархии, а как музейный сотрудник руководителю галереи.
Второй аспект, который также устроил РПЦ, само функционирование храма. С утра и до 16.00 он работает как музей. По входному билету из главного здания туда можно пройти по внутреннему переходу. А после четырех часов в церкви проходят богослужения. И туда тоже можно зайти уже без билета, через храмовую дверь.
Левон Вазгенович, а трудно было получить согласие РПЦ?
Я знаю только о том, что бывший директор галереи Валентин Родионов лично излагал Патриарху Алексию Второму вот тот план работы, о котором я рассказал выше. И ему удалось убедить Святейшего. Более того, поскольку память Богоматери Владимирской празднуется три раза в год, патриарх едва ли не все три раза приезжал в наш храм на богослужение. И вот с тех пор союз галереи и храма и стал легитимным. Но теперь уже непонятно: надолго ли?
* * *
А еще представители музейного сообщества думают-гадают: зачем в решении столь сложной и противоречивой темы, как перемещение церковных ценностей, торопиться? И почему власть не прислушивается к музейному сообществу? Зачем, к примеру, филиалу Исторического музея, который располагался на территории Новодевичьего монастыря, предложили паковать чемоданы аккурат в рождественские праздники?
Николай СВАНИДЗЕ, член Общественной палаты: "Вопрос о передаче церковных ценностей возник давно и, думаю, он обсуждался на самых разных уровнях. Сегодня отношения между патриархом и Кремлем очень хорошие, и поэтому на данную инициативу Святейшего власть отозвалась положительно. Почему не учитывают мнения музейщиков? Давайте здесь не будем кокетничать и ответим на вопрос: а кто политически сильнее РПЦ или музейное сообщество? Ответ, думаю, очевиден..."
Пока музейщики пытались обратить внимание на свои проблемы, РПЦ молчала. И наконец вчера состоялся "круглый стол", на котором собрались в основном единомышленники представители РПЦ и власти. Протоиерей Всеволод Чаплин заметил, что законопроект о передаче религиозным организациям имущества религиозного значения уже в "высокой степени готовности".
Очень важно, чтобы в тех случаях, когда объект религиозного значения находится в государственном учреждении, одновременно принималось решение и о предоставлении нового здания для этого госучреждения.
А расшифровать, наверное, это следует так: и волки должны быть сыты, и овцы целы. То есть и РПЦ довольна, и музейщики не в обиде... Но возможно ли это, когда конфликтующие стороны не слышат друг друга?
Источник: Московский комсомолец