ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Преддверия отверзошася пощения...

Юрий и Елена Пидопрыгоры :: 05 февраля 2010

На дворе стужа, и все заметено снегом. Даже не верится, что через несколько месяцев будет совсем тепло, и пригорки покроются яркими цветами. Весна наступает не сразу. Короткие оттепели перемежаются длинными периодами холодов и вьюги. Но в какой-то момент наступает последняя оттепель. Еще вроде бы зима, но уже ярко светит солнце, весело чирикают птички, капает вода с сосулек, сугробы уменьшаются в размерах. Глядя вокруг, мы понимаем, что это преддверие весны. Точно так же – постепенно – наступает и Великий пост. Прошлые три воскресения были лишь короткими "оттепелями" для нашей замерзшей души. И вот, мы уже на пороге последней девятидневной оттепели: Мясопустная суббота и воскресенье, семь дней Масленицы, – а там уже и "весна постная, цвет покаяния" – Великий пост.

Фото orthphoto.net

Именно девять дней для постового "преддверия" Церковь выбрала не случайно. В древности полагали, что при зарождении человеческого плода 9 дней нужно для того, чтобы сердце "составилось в плоть", т.е. соединилось с телом. Под "сердцем" тогда понимали не анатомический орган, разгоняющий кровь по телу, а средоточие духовных сил человека. До сих пор это значение слова мы используем в обычной речи, говоря, что за кого-то у нас "сердце болит", или "сердцем чую", или "сердечный друг". Получается, что нам нужны эти девять дней непрерывной подготовки, чтобы в первый день Великого поста мы могли воскликнуть вслед за псалмопевцем Давидом: "Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое!" (Пс 56:8).

Но все по-порядку. Мясопустная суббота напоминает нам о соборности нашей Церкви поминовением "всех от века усопших православных христиан". Когда мы подаем записки на Литургии или панихиде, кого мы в них вписываем? Ближайших родственников и знакомых. А из старшего поколения? Бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Чаще всего наша современная родовая память на этом обрывается. Мы не помним имен наших предков даже до 4-5 колена. А если вспомнить, что нашей Церкви почти 2000 лет? Сколько имен ныне никто никогда не вспоминает? Миллиарды! А сколько людей гибнет, будучи неизвестными даже своим современникам: путники в пустыне, в горах, мореплаватели, неизвестные солдаты забытых сражений, или те, кто умирает в больших городах в нищете. Над ними не совершалось отпевание, многие из них даже не были погребены – их тела стали добычей диких зверей и птиц. Поэтому в мудрости своей еще апостолы установили совершать общую память "верою почивших благочестно" во все времена. Мы не знаем обстоятельств жизни и смерти этих людей, даже их имен. Но в мясопустную субботу на Богослужении Церковь имеет дерзновение петь: "От века мертвых днесь всех по имени <...> память сотворяюще..." Вспомним слова Христа: "Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц." (Лк 12:6-7) Господь знает все о каждом, и ни одно имя не забыто. В Церкви мы все, живые и мертвые, составляем единое Тело Христово, и в церковной молитве мы все вместе предстоим пред Богом.

Почему Церковь говорит нам о едином предстоянии живых с мертвыми именно в мясопусную субботу? Потому что на следующий день, в воскресенье, вспоминается славное Второе пришествие Христово и Страшный Суд, на котором предстанет "весь человеческий род" перед "Судией Праведнейшим, на престоле Славы Своей сидящим", "возгласят трубы, и истощатся гробы, и воскреснет человеческое все естество трепещущее". "Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков". "Что сотворим тогда, во многих гресех повиннии человецы?" Думая об этом, остается только воскликнуть: "Едине Человеколюбче Спасе <...> покаянием обратив, помилуй мя". Об этом, не упуская ни одной леденящей кровь подробности, нам повествуют богослужебные песнопения.

Очень важно заметить, что в предыдущие воскресения Церковь знакомила нас с притчами – наглядными уроками, где мы были лишь сторонними наблюдателями. Теперь же речь идет о реальном событии нашей будущей жизни. Это не легенда, не притча, не иносказание, а то, через что каждому из нас предстоит пройти.

Воскресное евангельское чтение (Мф 25:31-46) напоминает нам, что судить нас будут не за тщательность соблюдения постов, усердие в молитве, регулярность посещения храма. Это лишь средства. Цель же – конкретные дела милосердия и сострадания к нашим ближним: накормить голодного, напоить жаждущего, приютить бездомного, одеть нагого, посетить больного или заключенного.

Суббота и воскресенье называются "мясопустными", конечно же, потому, что это два последних дня, когда мы едим мясное. По латыни "мясопуст" – "карнавал", слово, которое уже давно и прочно связано с бесшабашным празднованием и буйным весельем. У многих народов считается, что в последние дни перед постом надо навеселиться и наесться "впрок". Масленичные традиции русского народа – не исключение. Но Церковь учит совсем по-другому. Богослужение этого периода посвящено посту и покаянию.

Например, многие считают, что покаянная молитва Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего...", основная постовая молитва с поклонами, впервые читается вечером Прощенного воскресения. На самом же деле мы неоднократно встречаемся с ней уже в течение служб Сырной седмицы, как называется в Церкви Масленица. А возможность есть скоромную молочную пищу нам оставлена не для того, чтобы "в последний раз наесться перед постом", а как напоминание, что отказ от пищи в посте – не главное. В этом нас наставляют и богослужебные тексты. Если мы гордимся тем, что мало едим, а от страстей очиститься не стараемся, то уподобляемся демонам, которые не едят вообще ничего. Истинный же пост "не во вражде и брани, не в зависти и рвении, не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии." В то же время, следуя наставлению Христа (Мф 6:16-18), что пост надо проводить не в унынии, а в радости, Богослужение этих дней пропитано внутренним светом и ожиданием весны: "Время блаженное поста, лучи испускающе покаяния возсия, приступим любочестно, отгоняюще тьму глубочайшую лености, вси веселящеся."

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама