ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вера в Церковь и ее отсутствие

08 февраля 2010

6 февраля Свято-Георгиевское, Крестовоздвиженское и Покровское малые православные братства и братство во имя новомучеников и исповедников Российских в Свято-Филаретовском институте провели семинар "Ответственность духовенства и мирян за церковь в годы советских гонений (1920-30-е гг.)". Накануне дня памяти новомучеников и исповедников российских члены Преображенского братства обратились к их опыту и попытались ответить на вопросы: что значило в годы советских гонений "нести ответственность за церковь"? Как старались сохранить веру, традицию, богослужение, людей? В чем могла выражаться ответственность епископов и мирян?

Ведущая семинара преподаватель СФИ и председатель братства во имя новомучеников и исповедников Российских Светлана Чукавина, говоря о задачах семинара, отметила, что именно сейчас, когда в нашей церкви происходят важные перемены, смысл которых в ее возрождении и обновлении, необходимо собрать и осмыслить опыт всех новомучеников и исповедников российских. До сих пор мы знаем о них довольно мало: в письменных и устных свидетельствах о новомучениках "остались только их имена, причем имена, в основном, епископов или священников. Почти не осталось имен мирян, не осталось почти никаких свидетельств об их деле, о том, как это было воплощено в жизни конкретных людей и их общин... Можно только догадываться, сколь многого мы еще не знаем в этом отношении". Светлана Чукавина рассказала, что это уже второй крупный семинар ее братства, посвященный освоению опыта новомучеников (первым был семинар на тему "Богослужение в опыте новомучеников" ), и выразила надежду на то, что подобные семинары восполнят наше незнание об опыте новомучеников и об их времени.

Константин Обозный, к.ист. н., преподаватель СФИ, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин, выступил с докладом "Отношения Церкви и власти в 1920-30-е гг.". Докладчик указал, что вопрос об отношении церкви и государства всегда был очень сложным, животрепещущим и до сих пор является своего рода критерием для того, чтобы понять, как относятся те или иные околоцерковные, прицерковные группы к будущему и прошлому нашей церкви. Константин Обозный вспомнил о "компромиссном" решении Поместного собора 1917-1918 гг., который выработал новую модель отношений церкви и государства – "освободить церковь, конечно необходимо, но с другой стороны – церковь вправе ожидать поддержки от государства и православие должно оставаться ведущей конфессией в государстве" и соотнес это решение с негативной реакцией верующих на Декрет об отделении церкви от государства от 1918 г. Проанализировав ряд исторических документов, в т.ч. послания свт. Тихона (Белавина), Соловецкое послание и пр., докладчик указал на эволюцию сознания иерархов и духовенства: отделение церкви от государства, воспринятое изначально негативно, к 1926 г. стало восприниматься не так однозначно. Некоторые представители духовенства ставили вопрос "Всякая ли власть от Бога?" и, в отношении советской власти, их ответ был однозначным: "Насилие не власть, это извращение власти!".

Тему о взаимоотношениях церкви и государства в 1920-30-х гг. продолжила Людмила Комиссарова, председатель Свято-Георгиевского малого братства и заведующая богословским колледжем при СФИ. Она подчеркнула, что к негативным последствиям для Русской церкви привело то, что на Поместном соборе 1917-1918 гг. не было выработано единой позиции по поводу отношений церкви к государству в изменившихся условиях – после октябрьского переворота. Основной задачей виделось сохранение легального положения церкви: господствовала идея о том, что нельзя "загонять церковь в подполье, чтобы верующие могли приходить, молиться, участвовать в таинствах". Поэтому прежде всего и духовенство, и миряне в годы гонений пытались сохранить и отстоять храмы, святые мощи, церковные сосуды, иконы, церковную утварь. Это был настоящий подвиг сопротивления насилию советской власти, и при этом погибло очень много верующих людей – архиереев, священников, мирян. Но история показала, что, несмотря на небольшие уступки со стороны советской власти не удалось сохранить неповрежденно церковь как живой организм, как Тело Христово. Соборность как неотъемлемое качество жизни Церкви в эти годы почти не проявлялась. Тяжелый груз ответственности лег на церковных иерархов – патриарха Тихона и митр. Сергия (Страгородского).

Ольга Филиппова, бакалавр богословия в своем докладе "Епископское служение и спектр пастырских задач епископов новомучеников и исповедников 1920-30х гг." на основании многочисленных письменных свидетельств проанализировала то, в чем выражалась ответственность святых епископов за церковь. Святые-архиереи 1920-30-х гг. чувствовали себя ответственными: за общую жизнь во Христе, разделённую с паствой; за хиротонии и рукоположения; за богослужение; за таинственную жизнь Церкви в новых условиях с точки зрения Писания, Предания и канонов; за просвещение через просветительские школы, кружки, братства и через пастырские беседы, письма и послания к пастве; за возрождение единства и соборности. Докладчица привела огромное количество примеров самоотверженного служения священномучеников: митр. Петра (Полянского), митр. Вениамина (Казанского), митр. Кирилла (Смирнова), архиеп. Петра (Зверева), еп. Дамаскина (Цедрика), еп. Павлина (Крошечкина), еп. Германа (Ряшенцева) и многих других. Ольга Филиппова отметила, что характерной особенностью епископского служения 1920-30-х гг. было то, что оно однозначно понималось, как самими епископами, так и церковным обществом, "как кратчайший путь на Голгофу". И эта норма, также как и острое переживание частью предреволюционного епископата своего служения в первую очередь как пастырского, была задана ещё в предсоборной жизни и дискуссиях.

Также на семинаре прозвучали доклады, в которых рассказывалось об опыте мирянских общин в годы гонений: "В.И. Экземплярский: от размышления о пути реформы к возрождению общины" (Светлана Чукавина), "Ответственность за сохранение аскетической традиции в церкви" (бакалавр богословия, председатель Крестовоздвиженского малого братства Сергей Озерский), "Внешняя и внутренняя борьба за церковь" (преподаватель СФИ Максим Зельников).

Подводя итоги, ректор СФИ профессор-священник Георгий Кочетков, отметил, что тема ответственности духовенства и мирян за церковь будет актуальной всегда. Оценивая церковную ситуацию в 1920‑30‑е гг., он упомянул, что тогда наиболее остро встал вопрос веры в Церковь и ее отсутствия. Если нет веры в Церковь, упования "на Бога и Церковь как на единое целое", тогда начинается поиск "других подпорок", прежде всего – опоры на государственную власть. Ярким примером такого взаимодействия с властью стало обновленчество 1920-30-х годов, лидеры которого прямо сотрудничали с "безбожной и богохульной" властью, объясняя это желанием обновить церковь. К сожалению, и Патриаршая церковь была вынуждена пойти путем компромисса (Декларация о лояльности советской власти 1927 г.). И та, и другая позиции заставляли церковных деятелей оглядываться на государство, что подрывало саму веру в Церковь.

В завершение о. Георгий подчеркнул: "Свидетельства новомучеников говорят нам о том, что только там, где пастырь и паства на основе церковной соборности объединяются и показывают свою верность и ответственность за церковь, только там начинается новая жизнь, только там возможно противостояние любому злу, любому искушению, даже тоталитарной богоборческой власти, только там возрождается вера в Церковь... История показала: самыми верными Богу и людям оказались те, кто объединялся в общины или братства, движения, те, кто действительно собирал весь народ Божий. Это одна из самых главных вещей, которую можно считать наследием новомучеников и исповедников российских. И это то, что как раз не усвоено до сих пор, почему и остается еще множество проблем в практике нашей церковной жизни".

Источник: Сайт СФИ

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама