ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вера в Церковь и ее отсутствие

08 февраля 2010

6 февраля Свято-Георгиевское, Крестовоздвиженское и Покровское малые православные братства и братство во имя новомучеников и исповедников Российских в Свято-Филаретовском институте провели семинар "Ответственность духовенства и мирян за церковь в годы советских гонений (1920-30-е гг.)". Накануне дня памяти новомучеников и исповедников российских члены Преображенского братства обратились к их опыту и попытались ответить на вопросы: что значило в годы советских гонений "нести ответственность за церковь"? Как старались сохранить веру, традицию, богослужение, людей? В чем могла выражаться ответственность епископов и мирян?

Ведущая семинара преподаватель СФИ и председатель братства во имя новомучеников и исповедников Российских Светлана Чукавина, говоря о задачах семинара, отметила, что именно сейчас, когда в нашей церкви происходят важные перемены, смысл которых в ее возрождении и обновлении, необходимо собрать и осмыслить опыт всех новомучеников и исповедников российских. До сих пор мы знаем о них довольно мало: в письменных и устных свидетельствах о новомучениках "остались только их имена, причем имена, в основном, епископов или священников. Почти не осталось имен мирян, не осталось почти никаких свидетельств об их деле, о том, как это было воплощено в жизни конкретных людей и их общин... Можно только догадываться, сколь многого мы еще не знаем в этом отношении". Светлана Чукавина рассказала, что это уже второй крупный семинар ее братства, посвященный освоению опыта новомучеников (первым был семинар на тему "Богослужение в опыте новомучеников" ), и выразила надежду на то, что подобные семинары восполнят наше незнание об опыте новомучеников и об их времени.

Константин Обозный, к.ист. н., преподаватель СФИ, заведующий кафедрой церковно-исторических дисциплин, выступил с докладом "Отношения Церкви и власти в 1920-30-е гг.". Докладчик указал, что вопрос об отношении церкви и государства всегда был очень сложным, животрепещущим и до сих пор является своего рода критерием для того, чтобы понять, как относятся те или иные околоцерковные, прицерковные группы к будущему и прошлому нашей церкви. Константин Обозный вспомнил о "компромиссном" решении Поместного собора 1917-1918 гг., который выработал новую модель отношений церкви и государства – "освободить церковь, конечно необходимо, но с другой стороны – церковь вправе ожидать поддержки от государства и православие должно оставаться ведущей конфессией в государстве" и соотнес это решение с негативной реакцией верующих на Декрет об отделении церкви от государства от 1918 г. Проанализировав ряд исторических документов, в т.ч. послания свт. Тихона (Белавина), Соловецкое послание и пр., докладчик указал на эволюцию сознания иерархов и духовенства: отделение церкви от государства, воспринятое изначально негативно, к 1926 г. стало восприниматься не так однозначно. Некоторые представители духовенства ставили вопрос "Всякая ли власть от Бога?" и, в отношении советской власти, их ответ был однозначным: "Насилие не власть, это извращение власти!".

Тему о взаимоотношениях церкви и государства в 1920-30-х гг. продолжила Людмила Комиссарова, председатель Свято-Георгиевского малого братства и заведующая богословским колледжем при СФИ. Она подчеркнула, что к негативным последствиям для Русской церкви привело то, что на Поместном соборе 1917-1918 гг. не было выработано единой позиции по поводу отношений церкви к государству в изменившихся условиях – после октябрьского переворота. Основной задачей виделось сохранение легального положения церкви: господствовала идея о том, что нельзя "загонять церковь в подполье, чтобы верующие могли приходить, молиться, участвовать в таинствах". Поэтому прежде всего и духовенство, и миряне в годы гонений пытались сохранить и отстоять храмы, святые мощи, церковные сосуды, иконы, церковную утварь. Это был настоящий подвиг сопротивления насилию советской власти, и при этом погибло очень много верующих людей – архиереев, священников, мирян. Но история показала, что, несмотря на небольшие уступки со стороны советской власти не удалось сохранить неповрежденно церковь как живой организм, как Тело Христово. Соборность как неотъемлемое качество жизни Церкви в эти годы почти не проявлялась. Тяжелый груз ответственности лег на церковных иерархов – патриарха Тихона и митр. Сергия (Страгородского).

Ольга Филиппова, бакалавр богословия в своем докладе "Епископское служение и спектр пастырских задач епископов новомучеников и исповедников 1920-30х гг." на основании многочисленных письменных свидетельств проанализировала то, в чем выражалась ответственность святых епископов за церковь. Святые-архиереи 1920-30-х гг. чувствовали себя ответственными: за общую жизнь во Христе, разделённую с паствой; за хиротонии и рукоположения; за богослужение; за таинственную жизнь Церкви в новых условиях с точки зрения Писания, Предания и канонов; за просвещение через просветительские школы, кружки, братства и через пастырские беседы, письма и послания к пастве; за возрождение единства и соборности. Докладчица привела огромное количество примеров самоотверженного служения священномучеников: митр. Петра (Полянского), митр. Вениамина (Казанского), митр. Кирилла (Смирнова), архиеп. Петра (Зверева), еп. Дамаскина (Цедрика), еп. Павлина (Крошечкина), еп. Германа (Ряшенцева) и многих других. Ольга Филиппова отметила, что характерной особенностью епископского служения 1920-30-х гг. было то, что оно однозначно понималось, как самими епископами, так и церковным обществом, "как кратчайший путь на Голгофу". И эта норма, также как и острое переживание частью предреволюционного епископата своего служения в первую очередь как пастырского, была задана ещё в предсоборной жизни и дискуссиях.

Также на семинаре прозвучали доклады, в которых рассказывалось об опыте мирянских общин в годы гонений: "В.И. Экземплярский: от размышления о пути реформы к возрождению общины" (Светлана Чукавина), "Ответственность за сохранение аскетической традиции в церкви" (бакалавр богословия, председатель Крестовоздвиженского малого братства Сергей Озерский), "Внешняя и внутренняя борьба за церковь" (преподаватель СФИ Максим Зельников).

Подводя итоги, ректор СФИ профессор-священник Георгий Кочетков, отметил, что тема ответственности духовенства и мирян за церковь будет актуальной всегда. Оценивая церковную ситуацию в 1920‑30‑е гг., он упомянул, что тогда наиболее остро встал вопрос веры в Церковь и ее отсутствия. Если нет веры в Церковь, упования "на Бога и Церковь как на единое целое", тогда начинается поиск "других подпорок", прежде всего – опоры на государственную власть. Ярким примером такого взаимодействия с властью стало обновленчество 1920-30-х годов, лидеры которого прямо сотрудничали с "безбожной и богохульной" властью, объясняя это желанием обновить церковь. К сожалению, и Патриаршая церковь была вынуждена пойти путем компромисса (Декларация о лояльности советской власти 1927 г.). И та, и другая позиции заставляли церковных деятелей оглядываться на государство, что подрывало саму веру в Церковь.

В завершение о. Георгий подчеркнул: "Свидетельства новомучеников говорят нам о том, что только там, где пастырь и паства на основе церковной соборности объединяются и показывают свою верность и ответственность за церковь, только там начинается новая жизнь, только там возможно противостояние любому злу, любому искушению, даже тоталитарной богоборческой власти, только там возрождается вера в Церковь... История показала: самыми верными Богу и людям оказались те, кто объединялся в общины или братства, движения, те, кто действительно собирал весь народ Божий. Это одна из самых главных вещей, которую можно считать наследием новомучеников и исповедников российских. И это то, что как раз не усвоено до сих пор, почему и остается еще множество проблем в практике нашей церковной жизни".

Источник: Сайт СФИ

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама