ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Чистота риз и госзаказ

Борис Фаликов :: 09 февраля 2010

Предстоятель Русской Православной Церкви завершил первый год своего служения. Результаты налицо.

Патриарх Кирилл уверенно вошел в число ведущих политиков страны. Отечественные политологи дружно поют ему осанну, а западные задаются вопросом – не станет ли наш правящий дуумвират триумвиратом?

Это вряд ли. Но вряд ли кто-то возьмется и оспаривать успехи Патриарха на ниве внешней церковной политики. Он сумел найти общий язык с давним соперником РПЦ – Константинопольским патриархатом, наладить диалог с Ватиканом и даже не особенно испортить его с протестантами. Во всяком случае, быстро обуздал своего "министра иностранных дел" митрополита Иллариона, порывавшегося разругаться с Лютеранской церковью Германии, дерзнувшей избрать главой женщину, еще вдобавок и разведенную.

Да и на ниве политики внутренней Патриарх тоже преуспел. Ему удалось решить вопрос о введении в школах основ православной культуры. Пусть пока в экспериментальном порядке и наряду с преподаванием истории мировых религий и светской этики. Но политика, как известно, искусство компромисса. Вдобавок Кирилл сумел решить вопрос и о возрождении института военного священства. И здесь обошелся без компромиссов.

Новый патриарх вполне оправдал ту лаконичную характеристику, которую дал ему выдающийся деятель зарубежного православия Александр Шмеман. Встретившись с молодым архимандритом Кириллом, он назвал его в своем дневнике английским словечком clever. И дело не в том, что в эмиграции протоиерей Александр забыл русский (те, кто слушал его в ту пору по радио "Свобода", напротив, наслаждались речью, не испорченной советским новоязом). Просто в коротком английском слове сочетаются сразу несколько смыслов – умный, искусный, ловкий. Для политика лучшего комплимента не найти.

Однако если задуматься, успехи Патриарха на внутреннем фронте были вполне предсказуемы. Дело в том, что власть наша оказалась в очень непростом положении. В стране царит самый настоящий моральный беспредел. Помнится, в фильме Германа-старшего об инфернальных ужасах сталинизма "Хрусталев, машину" арестованного генерала медицинской службы сажают в кузов с урками, которые насилуют его черенком от лопаты. Теперь нашим правоохранительным органам не надо идти на подобные уловки, добровольцы находятся в их собственных рядах. А клинический садизм армейских "стариков"? Да что доблестная милиция и не менее доблестные вооруженные силы, когда обыкновенные граждане убивают других обыкновенных граждан за то, что те поцарапали им машину или сказали что-то нелицеприятное. Люди начинают вести себя, как звери, по любому поводу и даже без такового. О том, что происходит в школе, каждый желающий может посмотреть сегодня в одноименном телесериале. Причины подобного озверения общества – вопрос отдельный. Но вовсе не удивительно, что власть ждет от церкви помощи – оздоровить моральный климат, привести людей в чувство, исправить нравы. И поступает так, как привыкла поступать в отношении других участников политического процесса. Помогает деньгами. Одной рукой возвращает церкви имущество, а другой раскрывает двери школ и армейских казарм. Вперед, ребята, отрабатывайте заказ. Самим нам некогда, а искать других подрядчиков недосуг.

И тут Церковь попадает в ловушку. Для того, чтобы попытаться справиться с нелегкой миссией оздоровления общества, она должна поддерживать высокий моральный авторитет. Но делать это она может лишь в том случае, если сохранит свою самостоятельность. Возвышаясь как неприступный утес над бурными водами земной тщеты. Тесный союз с государством, его широкая политическая и материальная поддержка совсем не способствуют сохранению белизны риз. Церковь превращается в квазигосударственное учреждение на казенном коште. Вряд ли такая официальная контора способна будет нести в народ высокие ценности. Скорее наоборот – ложные, которые господствуют в обществе, будут легко проникать за церковную ограду.

Примеры множатся уже сейчас. Как Церковь распоряжается имуществом, которое попало к ней в руки? Многие из переданных святынь нуждаются в тщательном музейном уходе. Особенно древние иконы. Долгие годы они находились в музеях, где специалисты разработали уникальные методы их хранения и реставрации. Вместо того, чтобы и дальше сотрудничать с этими специалистами, их гонят из храмов. Верх берет инстинкт собственников – это наше и мы будем распоряжаться им по своему усмотрению. Посторонняя помощь нам ни к чему. Иногда это выливается в прямое корыстолюбие. Реставраторов более всего тревожит, что иконы портятся от свечного чада. Но древняя икона – это предмет особого почитания, и свечек перед ней ставят больше, чем перед другими. Свечная лавка увеличивает оборот, и храм повышает свои доходы. Тут уж не до забот о сохранности святыни. Да и к чему эти интеллигентские бредни? Икона существует для того, чтобы ей молиться, остальное – светские заблуждения.

Когда процесс реституции наберет силу, соблазнов прибавится, и собственнические инстинкты станет все сложнее маскировать церковной фразеологией.

Не надо думать, что претензии подобного рода будет предъявлять церкви лишь интеллигенция, которая традиционно ей недовольна. Как ни распространен сейчас в обществе культ силы и материального успеха, каждому понятно, насколько он далек от нравственного идеала. Который вовсе не меняется, хотя следовать ему мало у кого хватает сил. Важный поп, проезжающий в лимузине к себе на приход, равно раздражает и образованную, и не слишком отягощенную образованием публику. Так же как и часы Breguet на запястье патриарха. Возникает парадокс.

Чем больше политического и материального влияния получит церковь под началом умелого и удачливого политика патриарха Кирилла, тем больше она будет зависеть от своего союза с государством.

Пока окончательно не потеряет самостоятельность, столь необходимую для поддержания нравственного авторитета. И в этом случае госзаказ, щедро выданный церкви властью, будет провален.

Источник: Газета

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама