После разгрома Московского выступления старообрядцев в 1682 г. (Хованщина) многие защитники древлего благочестия были казнены, другие были вынуждены покинуть город, Москва на долгие годы перестала играть заметную роль в староверии. Немногие оставшиеся христиане проживали в основном на восточной окраине Москвы и в близлежащих селах, таких как Измайлово, Черкизово и др.
В начале XVIII в. весьма благосклонно к староверам относилась вдовствующая царица Парасковия Федоровна, жившая в Измайловском дворце. Поморское общество в Москве состояло в основном из посадских людей и купцов. В начале XVIII в. христиане-поморцы собирались по домашним моленным, в которых останавливались выговские отцы Андрей и Симеон Дионисиевичи, Мануил Петров, а так же Леонтий Федосеев умерший в Москве в 1736 г. Здесь в XVIII в. в течении девяти лет, представляя Выговский монастырь проживал Иоанн Дионисиевич Мышецкий, младший брат Выговских киновиархов. Уроженцем Москвы был Выговский киновиарх Андрей Борисович, уехавший на Выг в 1755 г.
В 1765 году в Москве представители Московской поморской общины участвовали в Соборном диспуте с беглопоповцами о возможных способах и перспективах приобретения благодатного епископа, рассматривался даже вариант рукоположения от мощей святителя московского Петра. Беглопоповцы склонялись к приему епископа от никониан, с чем категорично не соглашались поморцы.
С середины XVIII в. в Москве существовала община Гавриила Артамонова, в ней по настоянию В.Е.Емельянова был принят обряд безсвященнословного брака. Вскоре община стала известной в Москве, особенно в купеческой среде. В общине насчитывалось более 50 семей, в том числе купцы Алексеевы, Монины, Заикины. В начале 1770-х гг. Василий Емельянов обратился к христианам-поморцам с речью: "Стыдно нам теперь, православные христиане, не иметь общественной моленной. Необходимо устроить нам молитвенный дом, чтобы избегнуть поношения". Речь произвела впечатление, и вскоре на Покровке, против Рыкунова пер., был куплен дом с большим участком земли. Главными жертвователями при строительстве стали купцы Пимин Алексеев, Василий Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. В 1771 г. на дворе была устроена деревянная часовня с отдельным помещением для призреваемых. Все это владение было закреплено как частная собственность за Мониным В.Ф., а моленная получила название "Монинской". Наставником был избран В.Е.Емельянов (умер в 1797 г.) Многие семьи записывали свои браки в Монинской общине, которая для этого имела установленные правительством метрические книги, в результате чего браки признавались властями как законные. К началу XIX в. В моленной насчитывались уже тысячи прихожан. Погребения совершались на Преображенском кладбище. После Емельянова В.Е. наставником выбрали его брата Алексея Емельяновича.
В 1807 г. наставником моленной избран Г.И.Скачков (умер в 1821 г.). Он ввел в употребление "Чин брачного молитвословия" (см. Брачный чин). В войну 1812 года "Монинский" храм сгорел, однако все общинные ценности удалось сохранить. Вместо сгоревшей деревянной часовни, в 1813 г. на пожертвования прихожан, (которых насчитывалось ок. 4000) построен новый каменный храм в два яруса с обширным помещением для призреваемых. Со всей России поморцы приезжали в Монинскую общину, для разрешения своих духовные вопросов. Моленная сделалась средоточием культурной жизни поморского староверия. Здесь были воспитаны замечательные деятели-поморцы.
В 1826 г. прихожан насчитывалось до 6000, однако по доносу моленная была опечатана, согласно распоряжению московского генерал-губернатора кн. Голицына. Первоначально моленная была перенесена в дом Гусарева, а затем в дом Ивановой в первом квартале Лефортово. 10 января 1837 г. предписанием министра внутренних дел Блудова Монинская моленная была окончательно закрыта из-за отказа наставника Антипы Андреева молиться "за придержащия власти".
Прихожане разошлись по различным моленным, которых в сер. 19 в. в Москве насчитывалось более 40 при 9000 прихожан. В начале ХХ в. на основе этих групп христиан-поморцев были организованы 1-я и 2-я Московская община старообрядцев-поморцев.
После выхода манифеста о веротерпимости в 1905 г. на базе Морозовской моленны образовалась иннициативная группа по организации поморской общины в Москве (с наречной традицией), которая была зарегистрирована 13 марта 1907 года как 2-я московская поморского согласия община. Инициаторами строительства общинного храма были известные попечители Иван Кондратьевич Поляков и Иван Иванович Ануфриев. По решению Совета общины (председатель В.А. Горбунов) был приобретен участок земли в Токмаковском переулке и приглашен архитектор Бондаренко И.Е.
Еще 15 февраля 1907 года на заседании Совета общины одобрен проект сооружения храма. А уже к 1 ноября этого же года здание храма было закончено. Отделка и обустройство храма внутри продолжались всю зиму и были окончены весной 1908 года. храм соорудили в псковско-новгородском стиле, с привнесением в него особенностей поморского зодчества. Внешняя и внутренняя архитектура отличалась строгостью, скромностью и простотой отделки. Стены храма не имели росписи и лепных украшений, овальный свод и стены были окрашены голубой масляной краской светлого тона, и на этом фоне темный дубовый иконостас, увенчанный пятью главками с крестами, напоминал силуэты деревянных церквей и часовен в вечернем небе северного Поморья.
Для иконостаса некоторые иконы были пожертвованы В.А. Горбуновым, А.В.и С.В. Морозовыми, Л.В. Зиминой и др. Над главным входом в храм возвышалась колокольня с двускатной крышей, покрытой черепицей.
Освящение храма совершилось 8 июня 1908 года и стало большим событием не только для Москвы. Чин освящения совершали настоятели: Московской общины Н.С. Шпунтов, Орехово-зуевской С.Г. Герасимов и из Виленской губернии Т.П. Зубков. В воскресенье 8 июня все свещи, лампады и паникадило были зажжены, иконы украшены живыми цветами, с колокольни раздавался торжественный звон. Крестный ход трижды обошел вокруг храма. Служили часы и молебен Воскресению Христову и Покрову Пресвятой Богородицы. По окончании молебствия были высказаны и оглашены приветствия и благодарности за сооружение этого величественного храма.
Об этом сообщает "Самарское Староверие"