ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Поморской общине в Москве исполнилось 100 лет

26 марта 2007

После разгрома Московского выступления старообрядцев в 1682 г. (Хованщина) многие защитники древлего благочестия были казнены, другие были вынуждены покинуть город, Москва на долгие годы перестала играть заметную роль в староверии. Немногие оставшиеся христиане проживали в основном на восточной окраине Москвы и в близлежащих селах, таких как Измайлово, Черкизово и др.

В начале XVIII в. весьма благосклонно к староверам относилась вдовствующая царица Парасковия Федоровна, жившая в Измайловском дворце. Поморское общество в Москве состояло в основном из посадских людей и купцов. В начале XVIII в. христиане-поморцы собирались по домашним моленным, в которых останавливались выговские отцы – Андрей и Симеон Дионисиевичи, Мануил Петров, а так же Леонтий Федосеев – умерший в Москве в 1736 г. Здесь в XVIII в. в течении девяти лет, представляя Выговский монастырь проживал Иоанн Дионисиевич Мышецкий, младший брат Выговских киновиархов. Уроженцем Москвы был Выговский киновиарх Андрей Борисович, уехавший на Выг в 1755 г.

В 1765 году в Москве представители Московской поморской общины участвовали в Соборном диспуте с беглопоповцами о возможных способах и перспективах приобретения благодатного епископа, рассматривался даже вариант рукоположения от мощей святителя московского Петра. Беглопоповцы склонялись к приему епископа от никониан, с чем категорично не соглашались поморцы.

С середины XVIII в. в Москве существовала община Гавриила Артамонова, в ней по настоянию В.Е.Емельянова был принят обряд безсвященнословного брака. Вскоре община стала известной в Москве, особенно в купеческой среде. В общине насчитывалось более 50 семей, в том числе купцы Алексеевы, Монины, Заикины. В начале 1770-х гг. Василий Емельянов обратился к христианам-поморцам с речью: "Стыдно нам теперь, православные христиане, не иметь общественной моленной. Необходимо устроить нам молитвенный дом, чтобы избегнуть поношения". Речь произвела впечатление, и вскоре на Покровке, против Рыкунова пер., был куплен дом с большим участком земли. Главными жертвователями при строительстве стали купцы Пимин Алексеев, Василий Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. В 1771 г. на дворе была устроена деревянная часовня с отдельным помещением для призреваемых. Все это владение было закреплено как частная собственность за Мониным В.Ф., а моленная получила название "Монинской". Наставником был избран В.Е.Емельянов (умер в 1797 г.) Многие семьи записывали свои браки в Монинской общине, которая для этого имела установленные правительством метрические книги, в результате чего браки признавались властями как законные. К началу XIX в. В моленной насчитывались уже тысячи прихожан. Погребения совершались на Преображенском кладбище. После Емельянова В.Е. наставником выбрали его брата Алексея Емельяновича.

В 1807 г. наставником моленной избран Г.И.Скачков (умер в 1821 г.). Он ввел в употребление "Чин брачного молитвословия" (см. Брачный чин). В войну 1812 года "Монинский" храм сгорел, однако все общинные ценности удалось сохранить. Вместо сгоревшей деревянной часовни, в 1813 г. на пожертвования прихожан, (которых насчитывалось ок. 4000) построен новый каменный храм в два яруса с обширным помещением для призреваемых. Со всей России поморцы приезжали в Монинскую общину, для разрешения своих духовные вопросов. Моленная сделалась средоточием культурной жизни поморского староверия. Здесь были воспитаны замечательные деятели-поморцы.

В 1826 г. прихожан насчитывалось до 6000, однако по доносу моленная была опечатана, согласно распоряжению московского генерал-губернатора кн. Голицына. Первоначально моленная была перенесена в дом Гусарева, а затем в дом Ивановой в первом квартале Лефортово. 10 января 1837 г. предписанием министра внутренних дел Блудова Монинская моленная была окончательно закрыта из-за отказа наставника Антипы Андреева молиться "за придержащия власти".

Прихожане разошлись по различным моленным, которых в сер. 19 в. в Москве насчитывалось более 40 при 9000 прихожан. В начале ХХ в. на основе этих групп христиан-поморцев были организованы 1-я и 2-я Московская община старообрядцев-поморцев.

После выхода манифеста о веротерпимости в 1905 г. на базе Морозовской моленны образовалась иннициативная группа по организации поморской общины в Москве (с наречной традицией), которая была зарегистрирована 13 марта 1907 года как 2-я московская поморского согласия община. Инициаторами строительства общинного храма были известные попечители Иван Кондратьевич Поляков и Иван Иванович Ануфриев. По решению Совета общины (председатель В.А. Горбунов) был приобретен участок земли в Токмаковском переулке и приглашен архитектор Бондаренко И.Е.

Еще 15 февраля 1907 года на заседании Совета общины одобрен проект сооружения храма. А уже к 1 ноября этого же года здание храма было закончено. Отделка и обустройство храма внутри продолжались всю зиму и были окончены весной 1908 года. храм соорудили в псковско-новгородском стиле, с привнесением в него особенностей поморского зодчества. Внешняя и внутренняя архитектура отличалась строгостью, скромностью и простотой отделки. Стены храма не имели росписи и лепных украшений, овальный свод и стены были окрашены голубой масляной краской светлого тона, и на этом фоне темный дубовый иконостас, увенчанный пятью главками с крестами, напоминал силуэты деревянных церквей и часовен в вечернем небе северного Поморья.

Для иконостаса некоторые иконы были пожертвованы В.А. Горбуновым, А.В.и С.В. Морозовыми, Л.В. Зиминой и др. Над главным входом в храм возвышалась колокольня с двускатной крышей, покрытой черепицей.

Освящение храма совершилось 8 июня 1908 года и стало большим событием не только для Москвы. Чин освящения совершали настоятели: Московской общины – Н.С. Шпунтов, Орехово-зуевской – С.Г. Герасимов и из Виленской губернии – Т.П. Зубков. В воскресенье 8 июня все свещи, лампады и паникадило были зажжены, иконы украшены живыми цветами, с колокольни раздавался торжественный звон. Крестный ход трижды обошел вокруг храма. Служили часы и молебен Воскресению Христову и Покрову Пресвятой Богородицы. По окончании молебствия были высказаны и оглашены приветствия и благодарности за сооружение этого величественного храма.

Об этом сообщает "Самарское Староверие"

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /