Вторая Московская старообрядческая Поморская община (брачного согласия) образовалась в самом начале 1907 года. Основу общины составила та часть многочисленных (до 60) групп ("кучек"), образовавшихся в Москве после закрытия в 1837 году Покровско-Монинской моленной, которая предпочитала "наречное" пение1. Образование 2-й общины фактически связано с желанием поморцев-брачников "наречников" иметь свой храм. Инициаторами строительства храма были Иван Кондратьевич Поляков, стоявший во главе правления мануфактуры Викула Морозова, и Иван Иванович Ануфриев, брат Петра Ивановича Ануфриева, председателя правления товарищества М.С. Кузнецова (фабрики фарфора).
По решению Совета общины (В. А. Горбунов (председатель), И. К. Поляков, П. И. Ануфриев, И. И. Ануфриев, М. Л. Смирнов) был приобретен участок земли в Токмаковом переулке и приглашен архитектор, Бондаренко И. Е. На заседании Совета 15 февраля 1907 года проект храма настоятелем общины Никитой Семеновичем Шпунтовым. К 1 ноября здание храма было закончено и покрыто кровлей, а отделка и обустройство храма внутри и снаружи продолжались всю зиму и были закончены весной 1908 года.
Храм был сооружен в стиле псковско-новгородских церквей с привнесением в него особенностей поморского зодчества. Особенности эти выражались не только в отсутствии алтаря, но и в строгости, скромности и простоте внешней и внутренней архитектуры. Вызолоченными были только оклады запрестольного креста и напрестольного Евангелия, оклады нескольких пожертвованный икон, да два креста на маковках храма. Стены внутри храма не имели росписи и лепных украшений, овальный свод и стены были окрашены голубой масляной краской светлого тона, и на этом фоне темный дубовый иконостас, увенчанный пятью главками с крестами, напоминал силуэты деревянных церквей и часовен в вечернем небе северного Поморья.
Часть икон для основного иконостаса, а также для иконостасов в комнате заседаний Совета, за клиросами, на хорах и в малом молитвенном зале были пожертвованы В. А. Горбуновым, А. В. Морозовым (85 икон), С. В. Морозовым (5 икон больших размеров), Т. И. Соловьевой (1 икона), Л. В. Зиминой (2 иконы), Часть пожертвованных икон были старинными, XVI века.
Над главным входом в храм возвышалась колокольня с двускатной крышей, покрытой черепицей. Над колокольней скромная главка и крест. На фронтоне колокольни изображены фигуры двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя. Это украшение фронтона колокольни архитектор позаимствовал: на часовне Спасских ворот московского кремля также было изображение двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя. Часовню Спасских ворот разрушили в 1930 году, изображение ангелов там уничтожено, и только на Токмаковском храме оно сохранилось.
Главный вход в храм вел в притвор, расположенный под колокольней. В притворе располагались помещения для верхней одежды, для хранения сарафанов и кафтанов, стоял свещной ящик; в притворе опоздавшие к началу службы полагали "начал за мир-щение" и приходные поклоны. Из притвора широкая лестница вела на хоры, другая в цокольный этаж. Основное молитвенное помещение храма отделялось от притвора аркой и ажурной металлической решеткой, которая закрывалась на короткое время один раз в году на Светлой заутрени. За иконостасом крестильня, в которой также происходили заседания Совета общины, а также помещение для разжигания кадильницы.
В цокольном этаже храма размещалась довольно обширная моленная с иконостасом и небольшими клиросами, там же располагалась столярная мастерская, а также помещение для обучения знаменному пению и спевок хора.
В главном молитвенном зале на солее перед иконостасом престол, покрытый парчовой пеленой с изображением Креста; на нем запрестольный крест и Евангелие. Справа и слева от престола аналои для праздничных икон и аналои для чтецов. Подсвещники, лампады, паникадило, светильники выполнены из черненой бронзы и оформлены рельефным рисунком.
Освящение храма совершилось 8 июня 1908 года и стало большим событием не только для москвичей. Чин освящения совершали настоятели: Московской общины Н. С. Шпунтов, Орехово-Зуевской С. Г. Герасимов и из Свенцянского уезда Виленской губернии Т. П. Зубков. На клиросах вместе с местным хором (большей частью из домашней моленной А. В. Морозова) пел хор из Зуева, Нижнего Новгорода и других общин. На торжество приехали представители из Петербурга, Риги, Рыбинска, Мстеры, Царицына и других мест России.
Богослужение в храме началось в субботу молились всенощную. В воскресенье 8 июня все свещи, лампады и паникадило были зажжены, иконы украшены живыми цветами, с колокольни раздавался торжественный звон. Молебствие началось в 9 часов утра. Крестный хор трижды обошел вокруг Храма. Служили часы и молебен Воскресению Христову и Покрову Пресвятой Богородицы, во имя которых и был построен и освящался Храм. По окончании молебствия были высказаны и оглашены приветствия и благодарности за сооружение этого величественного Храма.
В октябре 1908 года вместо отказавшегося по состоянию здоровья от настоятельства Н. С. Шпунтова, настоятелем общины был избран о. Феофан Федорович Румянцев, нижегородец, известный начетчик и защитник Поморской Церкви. В совершении служб и треб ему помогали: уставщик и канонарх рижанин Димитрий Исаевич Занев и Михаил Иванович Крестьянинов, родом из Рязанской губернии.
1 октября Совет общины после предварительного обсуждения в письменных и устных сношениях с братскими общинами обратился к христианским обществам, общинам и наставникам брачного согласия с предложением о созыве в Москве Первого Всероссийского Собора поморцев, приемлющих брак. Предложение было поддержано единодушно.
В полученных ответных письмах содержалось более 1500 вопросов, которые предлагалось обсудить на Соборе. Секретарь общины Николай Петрович Ануфриев производил предварительную обработку писем, осмысливая предложения и нужды поморцев. Затем для разбора поставленных в письмах вопросов на Предсоборное совещание со всех концов России собрались более 30 настоятелей и начетчиков, которые установили порядок рассмотрения вопросов на предстоящем Соборе.
Собор открылся 1 мая 1909 года. В Москву собрались до пятисот подвижников и ревнителей старой веры. Председателем Собора на первом же заседании был избран Лев Феоктистович Пичугин (с. Поим Пензенской губернии), товарищами Председателя Терентий Акимович Худошин (г. Саратов), Иван Иванович Зыков (Зуевская община), Аристарх Моисеевич Пимонов (г. Вильно), секретарем Н. П. Ануфриев.
Собор напряженно работал 6 дней и принял решения по всем основным вопросам, включенных в программу работы съезда. Эти решения изложены в книге, именуемой "Деяния Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев, приемлющих брак".
Решением Собора был создан постоянно действующий Совет Соборов и Съездов, которому был дан ряд поручений, и возложена обязанность решать возникающие вопросы в периоды между Соборами и Съездами.
В октябре 1909 года и в 1910 году в Москве били проведены Всероссийские Съезды: в 1911 году в Двинске староверческий Съезд по народному образованию. В Москве, Саратове, Двинске было организовано книгопечатание. В 1912 году начал выходить ежемесячный журнал поморцев брачного согласия "Щит веры" (редактор-издатель В. 3. Яксанов). В сентябре 1912 года в Храме в Токмаковом переулке собрался II Всероссийский Собор. Председателем Собора был выбран Т. А. Худошин, товарищами Председателя К. И. Белобоков (г. Самара), Ф. П. Кондратьев (Донская область), Ф. Ф. Румянцев (г. Москва). Собор уделил много внимания порядку церковного управления, установлению внутреннего и внешнего порядка в приходской деятельности. Напечатанные затем "Деяния Второго Собора" были посвящены памяти Льва Феоктистовича Пичугина, скончавшегося 9 октября 1912 года.
Рассуждения и постановления 1-го и 2-го Соборов помогли объединению Поморской Церкви. Центром Поморского Староверия становилась Москва, 2-я Московская община поморцев брачного согласия. Все чаще в Москву, в Токмаков переулок, в Совет Соборов и Съездов, в Совет 2-й Московской общины обращаются из различных мест за помощью, за советом, за получением книг, икон, свещей (при общине было заведено иконописание в поморском стиле и изготовление свещей из чистого воска), по житейским вопросам. Только на имя настоятеля общины о. Феофана Федоровича приходило в год до 150 писем. Некоторые из них содержали просьбу приехать для бесед, для защиты старой Веры, и он едет на Алтай, в Новгородскую, Воронежскую, Нижегородскую, Курскую, Томскую губернии. Старейшая прихожанка Московской Поморской общины Дарья Гавриловна Болотова и сейчас помнит и рассказывает, как в село Самодуровка (Курской губернии) приезжал для беседы о. Феофан Федорович, и она, ребенком, сидела у него на коленях.
В 1917 году в Москве начал издаваться Старообрядческий Поморский бюллетень-газета (редактор В. Н. Хвальковский).
Изменение государственного строя в России в феврале 1917 года московские поморцы встретили спокойно. Но когда во время октябрьского переворота большевики обстреляли Кремль, это вызвало глубокое возмущение; в Старообрядческом Поморском бюллетене была напечатана очень резкая редакционная статья.
5 марта 1918 года скончался о. Ф. Ф. Румянцев. Настоятелем общины был избран и благословлен о. Димитрий Александрович Булатов. В апреле 1921 года ко 2-й Московской Поморской общине присоединилась 1-я Московская (Переведеновская, ранее называвшаяся Любушкинской) община, и место второго наставника, у левого клироса, занял настоятель этой общины о. Василий Иванович Иванов. Прихожане 1-й общины приняли весь порядок 2-й общины.
В храме совершались все положенные службы. Всегда о начале службы и ее окончании извещал колокольный звон. После приходного начала о. Димитрий Исаевич кадил запрестольный крест и иконы, с возгласом: "Востаните" возвращался к престолу. Начиналось богослужение. Украшало молебствие искусство певцов, их готовил на спевках головщик правого клироса Киприан Сергеевич Колпаков. Канонаршил Феодосии Агафонович Агафонов, при этом он выходил с клироса, держа книгу на уровне груди.
Особо торжественной, волнующей и запоминающейся бывала служба в пасхальную ночь. Служба начиналась в Великую субботу, в 6 часов вечера. К началу полунощницы (к 10 часам вечера) храм был уже переполнен. На хорах расставлены столы, на которых в конце утрени будут освящаться куличи и пасхи. Храм освещен скудно, в каждом подсвещнике возжигались 1 2 свещи. Прихожане одеты в темные сарафаны, покрыты темными платками. Начинается полунощница. Пение приглушенное, в полголоса. Первая песнь "Волною морскою... ", третья, четвертая, пятая, шестая... По шестой поучение. Обычно читалось слово Григория Антиохийского "Что се безмолвие на земли, и что се молчание много... " Искусные чтецы, владеющие особо выразительной по-гласицей, каждое слово этого замечательного поучения вкладывали в ум и душу молящихся.
Полунощница подходит к концу. Последняя катавасия на сходе "Не рыдай мене, мати... " Последний исходный начал с земными поклонами. Полунощница окончена. Перерыв, во время которого читаются поучения.
Храм начинает преображаться. Возжигается паникадило, все свещи у икон и иконостаса и у икон на подсвещниках. Женщины спускаются в цокольный этаж, переодеваются и возвращаются в праздничных светлых сарафанах и белых платках. К 12 часам ночи (по солнечному времени) в проходе между солеёй и решетчатыми дверьми в притвор выстраивается крестный ход: впереди один из духовных отцов держит большой крест, затем праздничное Евангелие, затем иконы, хоругви, далее соединенный хор певцов. В последний момент все молящиеся возжигают ручные свещи. Несколько мгновений полной тишины. На колокольне отбивают 12 часов. С последним ударом певцы запевают: "Воскресение Твое Христе Спасе... ", и крестный ход начинает выходить из храма, выходят все молящиеся. По окончании пения начинается праздничный колокольный звон. Крестный ход останавливается на углу северной и восточной сторон храма. Колокольный звон обрывается. Хор второй раз поет: "Воскресение Твое Христе Спасе... ". Вновь колокольный звон. На углу восточной и южной сторон крестный ход опять останавливается, третий раз поется та" же стихера. Крестный ход под колокольный звон через главные западные двери входит в притвор Храма и останавливается у закрытых решетчатых дверей. Молящиеся размещаются в притворе, на лестнице и на паперти.
Настоятель запевает: "Христос воскресе... " и поет два раза полностью, третий раз до половины, а певцы допевают: "... и гробным живот дарова". Настоятель сказывает стих "Да воскреснет Бог, и разыдутся враги Его", певцы поют: "Христос воскресе... " трижды. Настоятель провозглашает и остальные стихи "Яко исчезает дым... ", "Тако да погибнут грешницы... ", "Сей день иже сотвори Господь... ", "Слава... ", "И ныне... " и после каждого стиха певцы поют трижды "Христос воскресе... ". Наконец настоятель поет: "Христос воскресе из мертвых, смер-Тию на смерть наступи", певцы допевают "и гробным живот дарова"; двери в основной молитвенный зал раскрываются, и под колокольный звон все входят в основной зал храма.
Начинается Пасхальный Канон. Ирмосы поются на четыре, тропари на двенадцать, катавасии (по клиросам).
По. окончании канона светилен, "Хвалите Господа с Небес", хвалитные стихеры, и на сходе стихе-ры Пасхе. Певцы возвращаются на клироса, пропевая поочередно "Христос Воскресе... "
Ниже солеи у правого и левого клиросов устанавливаются аналои с иконами, и начинается целование икон поочередно всеми молящимися и христосование. Обычно это продолжается более часа, все это время певцы поют: "Христос воскресе... ". По окончании целования читаются "Павловы уста". Аналой с книгой устанавливается на хорах, у решетки. Справа и слева от аналоя мальчики с зажженными свещами, стоя лицом друг к другу, освещают книгу, и сверху раздаются проникновенные слова Иоанна Златоусто-го: "Иже аще кто боголюбив, и благоговейней благочестив, да приимет днесь доброго бисера... "
Затем поют первый час, третий, шестой, девятый, обедницу, "Единородный", блаженны. Читается Апостол "Первое убо Слово... " Евангелие обычно читали "на два голоса": настоятель читал Евангелие на престоле, а для второго чтеца аналой с Евангелием устанавливался в глубине Храма среди молящихся; после каждой фразы настоятель делал паузу, и чтец ее повторял.
Служба продолжается. Правый и левый клироса поют: "Верую... ", поется кондак "Аще и во гроб... ". Псалом "Благословлю Господа на всяко время... ", всегда пели "псковским напевом", поют так и сейчас. Задостойник "Светися, светися, Новый Иеросалиме" обычно пели большим распевом. Пасхальная служба заканчивается. Певцы правого и левого клиросов, собравшись вместе на солее, вновь поют "Стихеры Пасхе", а настоятель в это время святит каждением на хорах пасхи и куличи. Исходный начал, служба окончена. С колокольни раздается торжественный пасхальный звон. Наиболее опытным и умелым звонарем был Афанасий Бутылкин, хорошо звонил Иван Григорьевич Шилкин, "входили в силу" и братья Мозолькины, В. В. Хвальковский и Б. Д. Звягинцев.
Время шло. Постепенно стало ощущаться "внимание" властей к религии и верующим. Попытки начать подготовку к созыву III Всероссийского Собора поморцев власти отвергли под предлогом, что "не время". Правда, удалось созвать несколько поместных Соборов в Поволжье, на северном Кавказе (станица Гиагинская), в Белгородской обл. (с. Кошлаково), в Барнауле.
Актив Московской общины (Д. И. Занев настоятель, Андрей Никонович Герасимов председатель Совета общины, Н. П. Ануфриев, Василий Григорьевич Мозолькин старосты общины, Василий Николаевич Хвальковский, Николай Тихонович Зонов, Ф. А. Агафонов, Ульян Дмитриевич Кошелев и др.) старался поддерживать связь с поморскими общинами в разных частях страны, пытаясь сохранить то единение поморцев, которое было достигнуто на Всероссийских Соборах.
Внутрицерковная жизнь в общине шла своим чередом. Совершались все положенные богослужения, выполнялись требы, совершались браки. Готовил певцов на спевках К. С. Колпаков. Киприан Сергеевич оставил о себе добрую память на многие годы: он успел написать отдельные тетради-книги для основных годовых праздников. Эти книги содержат распевы всех ирмосов, тропарей, кондаков и икосов, других песнопений, исполняемых по ходу службы. Прекрасный знаток знаменного пения, "роспевщик", Киприан Сергеевич внес в отдельных случаях (в частности, в Каноне празднику Вознесения Господня) изменения в роспев, которые облегчили пение, сделали роспев более логичным и благозвучным.
Но наступил 30-й год. По всей стране и в Москве также начались массовые закрытия храмов и молит венных домов, аресты духовных лиц и активных прихожан.
В начале марта 1930 года общине было сообщено, что "по просьбе трудящихся" храм закрывается, в его здании будет открыт клуб. Попытки добиться отмены решения ни к чему не привели. Храм был опечатан. Общине было обещано предоставление другого помещения, а временно оставлялась возможность пользоваться помещениями цокольного этажа.
В запечатанных помещениях храма хозяйничали искусствоведы. "На учет" было взято более 30 старинных икон, большая часть которых была вывезена в так называемый ГОХРАН. Кроме икон были изъяты оклады из серебра с запрестольного креста и икон.
В середине Великого поста общине на выбор были предложены два здания для переезда из закрытого Токмаковского храма: часовню на Преображенском кладбище или переднюю часть Никольского храма бывшей мужской части федосеевского Преображенского монастыря. Выбор был сделан в пользу Никольского храма, и в начале второй половины Великого поста был начат переезд. Участие в перевозе икон, книг и другого общинного имущества принимали все, кто мог быть чем-то полезен, и особенно активно действовали А.Н. Герасимов, В. Г. Мозолькин, У.Д.Кошелев. К сожалению, многое было оставлено, частью из-за невозможности перевозки, частью из-за несогласия властей: колокола, паникадило, мебель, решетки, витражи.
Итак, в конце Великого поста 1930 года 2-я Московская Поморская община (брачного согласия) вынужденно оказалась на новом месте в передней (алтарной) части Храма Св. Николы, что в бывшей мужской части Преображенского монастыря. История этого храма, построенного в 1790 году староверами-беспоповцами федосеевского согласия, была непростой и драматичной. В царствование Николая I несколько прихожан из федосеевской общины перешли в единоверие, а затем попросили императора передать им Никольский храм, что и было сделано с явным удовольствием. На месте мужской части старообрядческого монастыря образовался единоверческий монастырь. Единоверцы значительно изменили внешний и внутренний облик храма: был пристроен алтарь, прорублен иконостас и устроены "царские", "северные", "южные" врата. Иконостас и клироса покрыли золотистой фольгой и накладными ажурными блестящими украшениями. Простота и строгость старообрядческого храма были утеряны, по архитектуре и внутреннему убранству он стал типичным храмом Патриаршей церкви.
После революции 1917 года храм на некоторое время захватили "обновленцы", затем некоторое время им вновь владели единоверцы, а с 1930 года в алтарной части обосновались поморцы, трапезная же, задняя, часть досталась общине Патриаршей церкви.
Кроме необычного для поморцев внутреннего вида храма (блестящий иконостас), размещение в нем общины оказалось неудобным: в нашей "поморской" части храма нет притвора, где можно переодеться и повесить верхнюю одежду (певцы пользуются для этого помещением бывшего алтаря, а остальные прихожане кладут одежду и поклажу на скамьи или подоконники); часть сохранившегося иконостаса с иконами из Токмаковского Храма стоит у западной стены, и молящиеся вынуждены стоять или сидеть к иконам спиной; из-за отсутствия придела телефон вынужденно находится в молитвенном помещении и часто в самое неподходящее время (при чтении Евангелия или Апостола) приходится вести разговоры, заглушающие чтение; во время больших праздников община Патриаршей церкви совершает крестный ход не только вокруг своей части храмового здания, но вокруг всего здания, т. е. вокруг поморской части, что вызывает смущение и сомнения.
Для руководителей и прихожан Поморской общины, хорошо знавших условия, имевшиеся для молитвы в Токмаковском храме, неудобства и нестарообрядческое внутреннее оформление храма в Преображенском монастыре были очевидны, но в 30-е годы были рады и тому зданию: шло массовое закрытие храмов, и у всех складывалось чувство, что вот-вот все церкви закроют. Но время шло, и выяснилось, что отобрано у верующих не все, каждой из традиционных конфессий оставляли хотя бы одно место для соборной молитвы: у старообрядцев-поповцев на Рогожском кладбище закрыли не все их храмы, остался действующим один храм на Преображенском кладбище у федосеевцев... Почему же был закрыт поморский храм, единственный во Москве? Ответ на этот вопрос состоит, возможно, в следующем. Среди икон, собранных в Токмаковском храме, было, как уже упоминалось выше, много старинных, древних, пожертвованных его прихожанами. Из действующего храма изымать иконы или снимать оклады вроде бы и неудобно, а вот в закрытом можно делать что угодно и безнаказанно. Возможно, все это и послужило причиной закрытия храма в Токмаковском переулке и выдворению Поморской общины в бывший Преображенский монастырь.
Вскоре на общину обрушились новые беды: один за другим были арестованы, осуждены и угнаны в лагеря настоятель общины Д. И. Занев и староста Храма В. Г. Мозолькин. Обратно они уже не вернулись. Настоятелем стал Петр Александрович Булатов, а позже Максим Лаврентьевич Лучанов.
Прекратил свое существование Совет Соборов и Съездов, оборвалась связь Москвы с поморскими общинами вне Москвы. Некоторые прихожане "страха ради июдейска" стали реже посещать Храм.
Но время шло, и постепенно жизнь общины стабилизировалась.
Война 1941-1945 гг. несколько изменила отношение властей к религии. Установились контакты Московской Поморской общины с поморцами Прибалтики, а также с поморскими общинами остальной территории страны. Это был период, когда многие общины федосеевского согласия восприняли принципы, идеи и порядки поморского согласия, стали признавать необходимость брака в Церкви.
Вскоре в Прибалтике стал издаваться Старообрядческий Церковный Календарь, в составлении которого участвовали и члены Московской Поморской общины.
Постепенно Москва вновь приобрела значение центра Поморского Староверия. В общине церковная жизнь шла своим чередом, но шла и смена поколений. После кончины М. Л. Лучанова духовными руководителями общины были Федор Иванович Семенихин, Петр Иванович Панфилов, Артемий Григорьевич Самохвалов, Макарий Денисович Гребенников. В настоящее время настоятелем общины является Савелий Иванович Корсаков. Помогают ему в ведении служб и исполнении треб о. Евфимий Севастьянович Лепешин и о. Игорь Матвеевич Шувалов, а также о. Трофим Гаврилович Беспалов. Помощниками прежних духовных руководителей в разное время были Иван Варсонофиевич Серов, Федор Васильевич Прохоров, Лука Харлампиевич Болотов, Иосиф Никитич Лепешин.
Председателями общины после кончины А. Н. Герасимова били Михаил Степанович Деменков, Федор Семенович Кукушкин. В настоящее время председатель общины о. Игорь Матвеевич Шувалов.
Важная роль в обеспечении нормального хода богослужений и треб принадлежит человеку, стоящему у свещного ящика. Обязанности его весьма разнообразны. В Московской Поморской общине их всегда выполняли женщины. Еще в Токмаковском Храме и до середины 30-х годов "хозяйкой" была Елизавета Стахеевна Чикина. После ее кончины у свещного ящика встала Анна Федоровна Трофимова, затем долгие годы трудилась Енафа Ивановна Горохова. В настоящее время эти многообразные и трудные обязанности четко выполняет Агрипина Ивановна Корсакова.
Московская община всегда славилась певцами и чтецами, всех трудно даже упомянуть. Головщиками левого клироса били В. Н. Хвальковский, Лаврентий Георгиевич Тукачев, Варвара Петровна Тукачева, Екатерина Константиновна Павлова, Александра Афанасьевна и Матрена Афанасьевна. Сейчас левым клиросом руководят Елена Лаврентьевна Гуторкина и Татьяна Демьяновна Шувалова. И до сих пор помнят серебристый голос Марии Ивановны Кошелевой.
Стиль пения правого клироса исторически сложился под влиянием Зуевской школы, тем более что первые певчие были из домашней моленной А. В. Морозова, первые головщики К. С. Колпаков, В. Н. и П. Н. Хвальковские и певцы И. Г. Шилкин и У. Д. Кошелев были из Зуева. Сейчас хором правого клироса руководит Иван Ефимович Лепешин, который азы знаменного пения воспринял у отца о. Евфимия Севастьяновича, а "шлифовал" его дарование, по словам о. Евфимия, Петр Николаевич Хвальковский.
Теперешний московский стиль чтения складывался под влиянием стиля, который сложился в Покровско-Монинской моленной, а позже в Любушкинской и Морозовской моленных, а также зуевского стиля. В Зуевской общине сложилась особая погласица, которой следовали Василий Николаевич, читая "Павловы уста", Петр Николаевич (Канон Андрея Критского в Великом посту) и, конечно, зуевец, прекрасный чтец и певец Гавриил Ефимович Деев, который до конца своей жизни в течение многих лет приезжал в Москву, чтобы в Великую субботу на полунощнице прочитать поучение "Что се безмолвие на земли... "
Ушли из жизни и Гавриил Ефимович, и Василий Николаевич, и Петр Николаевич, и еще многие чтецы и певцы, но в свое время удалось записать на магнитофонную пленку многое. Записаны почти все песнопения, не только из служб на Пасху, .Вербное Воскресение и Вознесение, но и на все другие большие Праздники (П. Н. Хвальковский). Записано чтение канонов на "Марьино стояние", на полунощнице в Великую субботу, погребальных стихер Иоанна Дамаскина, чтение поучений на Боготелесеное погребение и в Великую Субботу, записаны "Павловы уста", чтение Апостола и Евангелия (на два голоса) за Светлой заутреней и многое другое.
И в наши дни, когда наступает пятая, а затем седьмая недели Великого поста, И. М. Шувалов и И. Е. Лепешин прослушивают магнитофонные записи чтения Великого Канона Андрея Критского и поучение Григория Антиохийского, чтобы прочитать их так же, как читали и сто лет тому назад.
Целую плеяду замечательных чтиц дала женская половина общины. Сохранилось в памяти ровное чтение с прекрасным произношением Александры Тимофеевны (еще в Токмаковском храме), вспоминается чтение Елены Михайловны Доломановой, Екатерины Константиновны Павловой, Анисьи Васильевны Коротковой. Образцом для подражания служит чтение Дарьи Гавриловны, Татьяны Демьяновны Шуваловой, Татьяны Николаевны Тарасовой, Татьяны Васильевны Лепешиной, Агрипины Ивановны Корсаковой, Натальи Ефимовны Суворовой.
Когда здравствующие духовные отцы читают Евангелие или Апостол, никакие посторонние мысли в голову не попадают настолько четко, выразительно и строго читаются священные тексты. Очень правильно, ясно и выразительно читает основной канонарх общины Василий Федотович Нечаев.
Московская община всегда, когда это было возможно, поддерживала связи с другими Поморскими общинами, приходами, группами, семьями и старалась оказывать любую требующуюся помощь. Московские отцы выезжали и выезжают для принятия на исповедь не только в города и крупные села Европейской части России, Белоруссии и Украины (от Крыма до Мурманска), но даже и на Дальний Восток. В Московской общине за год принимают на исповедь до 10 тысяч человек (включая приезжих). Почти каждую неделю совершаются крещения. Регулярно, хотя и не очень часто, совершаются браки. Совершаются и благословения на наставническое служение выбранных общинами духовных наставников. Московских наставников приглашают и на торжественные освящения восстановленных, вновь построенных или отремонтированных молитвенных зданий в разные части страны.
В теперешней Московской Поморской общине стараются блюсти все традиции и обычаи, которые были накоплены не только в Поморском Староверии и в дораскольном едином Русском Православии, но и те, которые были присущи 2-й Московской Поморской общине с момента ее образования и в период ее пребывания в Храме в Токмаковом переулке.
В общине всячески поощряют участие в церковной службе мальчиков и девочек, юношей и девушек, молодых мужчин и женщин. Не менее половины прихожан храма люди моложе 50 лет. Община живет полнокровной духовной жизнью. Здесь не было ни одного серьезного конфликта, между духовными отцами имеется хорошее взаимопонимание, службы совершаются в точном соответствии с уставом, вовремя и истово выполняются все требы, духовные наставники пользуются всеобщим уважением.
Для Московской общины всегда характерным было стремление к поддержанию мира и согласия в Поморском Староверии. В соответствии с этим и в настоящее время руководство общиной при возникновении конфликтов в братских поморских объединениях призывает к миру, напоминает об ответственности перед всем Поморским Староверием и старается не принимать участия в делах, которые таят угрозу нарушения церковного мира. Естественно, что не всегда мнение отдельных членов руководства общины совпадает с общим мнением, но если даже оно высказывается публично, то остается личным мнением, а не мнением общины.
Политические изменения, происходящие в стране в последнее десятилетие, дали возможность попытаться осуществить воссоздание подобия Совета Соборов и Съездов, распущенного в 1930 году. После того, как было установлено, что власти отнесутся к такой инициативе положительно, в 1988 году на праздновании 1000-летия крещения Руси в Московской общине в выступлении о. Евфимия Севастьяновича Лепешина была высказана мысль о необходимости создания центра, который бы опекал и объединял поморцев всей страны. Это было поддержано всеми присутствующими, в том числе и гостями из братских поморских общин.
Дальнейшее обсуждение идеи создания единого центра показало, что Высший Старообрядческий Совет Литвы не поддерживает предложение или, в крайнем случае, поддержит, если центр будет находится в Прибалтике. Нецелесообразность этого признала даже Рига, где считали, что центр должен быть в России, в Москве.
В конце концов, во второй половине 1989 года от имени Московской и Невской (ленинградской) Поморских общин в наиболее крупные поморские общины были посланы приглашения собраться в Москве, в Храме, на Учредительный Съезд для создания временного руководящего центрального органа Поморской Церкви.
На Съезд собрались представители 38-ми общин и приходов. В течение 2-х дней проходили заседания Съезда и были приняты решения о создании временного (до Собора) центрального органа Поморской Церкви Российского совета Древлеправославной Поморской Церкви для опеки, духовного руководства и оказания необходимой помощи поморцам на территории бывшего СССР за исключением Прибалтики.,
С тех пор прошло уже 7 лет. Российский Совет ДПЦ взял на себя нелегкую задачу опеки не только общин и приходов поморцев, рассеянных по всей опекаемой территории, но и отдельных семей и одиноких поморцев в городах и селах. Весьма важной частью опеки является удовлетворение потребностей верующих в календарях, богослужебных книгах, иконах, нательных крестах, разрешении возникающих вопросов.
Кроме этой повседневной работы Российский совет взял на себя заботу издания Календаря, организацию изготовления медных (литых) икон и нательных крестов, координацию издания богослужебных книг и учебной литературы.
В настоящее время в деятельности Российского Совета принимают участие 10 членов Московской обшины. Особо весомый объем работы выполняет Василий Федотович Нечаев, на его имя приходят все письма и переводы. Он прочитывает все письма и сортирует их: заказы себе, сам же с помощниками их и выполняет, письма с духовно-каноническими вопросами наставникам, далее все они передаются в канцелярию для уточнения и выяснения других вопросов. Василий Федотович часто ездит на Север, в республику Коми (Усть-Цильму, Печору, Ухту) и помогает тамошним поморцам в организации общин, освоении устава служб, в проведении служб. Отцы Савелий Иванович, Евфимий Севастьянович и Игорь Матвеевич вносят большую лепту в дело поддержания и возрождения Поморского Староверия: как своим примером ведения служб, выполнения треб, так и оказывая всестороннюю помощь общинам и отдельным верующим во время выездов в другие города и села. Остальные члены Московской общины, участвующие в деятельности Российского Совета, трудятся каждый в своей области, помогая постепенному достижению целей, стоящих перед Поморской Церковью.
После 1988 г. власти стали возвращать верующим отнятые у них храмовые здания. Было предложено и московским поморцам брачного согласия взять обратно храм в Токмаковом переулке и восстанавливать его своими силами. После обсуждения этого вопроса на Совете общины с участием руководства Российского Совета было решено, что Российский Совет возьмет на себя решение задачи восстановления Соборного храма, надеясь, что восстановленный храм вновь станет тем же, чем он был и до 30 года главным храмом поморцев.
Токмаковский храм после его закрытия как храма постигла столь же печальная участь, что и другие храмы, закрытые в 1920 1930-е годы. Размещавшиеся здесь вначале штамповочная мастерская, а затем штемпельная фабрика оставили после себя действительно "мерзость запустения": выщербленные ступени у лестниц из карельского гранита, потрескавшиеся и осыпавшиеся майоликовые плитки наружной облицовки, трещины в стенах, обезображенное главное молитвенное помещение, перекрытое на уровне хоров, разбитые окна и т. д.
Первые небольшие суммы, выделенные государством из бюджета по статье "Восстановление памятников истории и архитектуры" были потрачены на разработку проектов восстановления и реставрации (архитектор Н. Г. Мухин), затем государство перестало выделять деньги, но начала их выделять мэрия. Удалось провести противоаварийные работы по колокольне, которая могла в любой момент обвалиться, заново сделать отопление и убрать все поздние постройки главного молитвенного зала. К сожалению, в настоящее время и мэрия приостановила финансирование. Впереди длительная и дорогостоящая работа до полного восстановления Храма.
Российский Совет надеется, что государство и мэрия Москвы вновь начнут выделять средства, и здание Храма будет восстановлено.
1 Сторонники "наонного" пения, которое было введено в Покровской моленной незадолго до ее закрытия, вскоре после Манифеста 1905 года зарегистрировались как 1-я Московская Поморская община брачного согласия и молились в своей моленной (Любушкинской). В мае 1908 года на месте деревянного здания Любушкинской моленной был заложен каменный храм, освященный 30 ноября. Была построена также каменная богадельня. Порядки в 1-й общине были строгие, почти монастырские.
По материалам источников: Самарское Староверие