ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Церковь и государство: о нашей зависимости

Владимир Легойда :: 24 февраля 2010

Отвечая на статью Максима Трудолюбова "Отказ от независимости" ("Ведомости" от 19.02.2010), напомню, что уже в начале 90-х появились ожидания, что Церковь в России должна стать "лояльной оппозицией власти" – в этом многие в освободившейся от советского прошлого России увидели единственную свободу Церкви. Не брататься же с государством в самом деле! А если и взаимодействовать, то как посредник между государством и обществом. Не буду говорить о том, что для отечественной политической культуры не свойственна такая дифференциация государства и народа (общества), которая, например, есть в Соединенных Штатах Америки. Оставим подобные дискуссии для профессионалов-политологов.

Я сейчас о другом – о нынешнем взаимодействии с государством. Рассмотрение Церкви как социального института вполне возможно и даже необходимо в ряде случаев. Однако оно никак не отменяет внутренней природы Церкви. Да, у Церкви есть общественные интересы: отстаивать права верующих, быть совестью общества, евангельским камертоном, по которому должно настраиваться поведение верующего человека – и частное, и гражданское. И главная задача – говорить правду Божию независимо от адресата.

Но Церковь не политическая партия, и как бы ни пытались перетянуть ее авторитет на свою сторону представители власти или оппозиции, сделать это им просто невозможно. Несколько лет назад я был свидетелем того, как во время публичной дискуссии один политик обратился к церковному иерарху: "Владыко, Церковь консервативна, наша партия последовательно отстаивает консервативные ценности, почему бы вам нас не поддержать?" На что был получен единственно возможный ответ: "Церковь не может поддерживать ту или иную политическую партию в противовес другим, в Церкви преодолеваются все существующие земные различия, и у Чаши могут встретиться люди совсем разных политических убеждений". Церковь естественным образом не участвует в политической игре. Однако нередко именно это и воспринимается как подчинение власти. Хотя ровно в той же мере Церковь не противостоит и оппозиции. А вот нравственную оценку действиям человека или организации Церковь всегда давала и дает. И если патриарх регулярно встречается с руководителями государства, то это не значит, что их беседы сплошь состоят из взаимных комплиментов.

Наконец, отчего Церкви не сотрудничать с государством там, где их интересы совпадают: в области духовного оздоровления общества, сохранения национальной культуры и т. п.? Именно с государством, а не просто с конкретными людьми, находящимися у власти. Собственно, Церковь – это, пожалуй, единственная из занятых благотворительностью организаций, которую упрекают за попытки получить господдержку для начатых ею социальных проектов. Обвинить в том же, скажем, Союз краеведов никто не спешит.

И почему так превратно толкуется тот факт, что государство поворачивается лицом к Церкви, членами которой, кстати сказать, сегодня себя считает большинство граждан России? И не надо переживать, что восстановление исторической справедливости (это в том числе когда в храмах находятся храмы, а в монастырях – монастыри, а не склады или больницы), до которого, кстати сказать, еще очень далеко, лишит Церковь независимости. Церковь в России знала разные времена и разные формы социальной несвободы – от "мирного", но полного контроля со стороны власти до жесточайших гонений, – но никогда это не влияло на ее внутреннюю жизнь. Преподобный Серафим Саровский, святители Феофан Затворник и Филарет Московский (Дроздов) – современники эпохи "ведомства православного исповедания". В советское время через лагеря прошли тысячи святых мучеников, прославивших Русскую Церковь. Подлинная свобода и величие Церкви в них, в тех, кто, несмотря ни на что, стремился быть прежде всего со Христом и этим стремлением руководствовался в отношениях и с обер-прокурорами Синода, и с уполномоченными по делам религий.

А главная и единственная зависимость Церкви, равно как и любого верующего человека, – это зависимость от Бога. И что мы без этой зависимости?

Источник: Ведомости

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама