Пасхальные приветствия: "Христос воскресе" и "востину воскресе" имеют евангельское происхождение, впервые они сказаны были женами-мироносицами и свв. апостолами, которые беседовали между собой о Воскресшем Господе и словами "Воистину воскрес Господь" (Лк. 24, 14-35) утверждали свою веру в Него. Следовательно, произнося эти приветствия, мы, прежде всего, подражаем свв. апостолам и женам-мироносицам и вместе с ними радуемся Воскресению Христову, А потом, и друг друга поздравляем с радостною вестию, и между собою делимся радостными чувствами, и таким образом ясно выражаем, что наша Пасха великая радость для христианина воистину праздник праздником и торжество торжеством.
Слова пасхального приветствия мы сопровождаем братскими лобызаниями. В житейском быту мы целуем обычно тех, кого мы любим, кому желаем выразить нашу благодарность, признательность, радость и пр. А что может быть радостнее для христианина св. Пасхи?
Праздник Пасха, по выражению св. Иоанна Златоустаго, есть залог мира, источник примирения, разрушения смерти, погибель диавола. Ныне люди соединились с ангелами (72-е ел.). Это именно праздник братской любви и христианского всепрощения... Но чем же лучше и нагляднее мы выразим эти христианския чувствования любви, примирения и всепрощения, как не целованием, этим знаком сердечнаго разложения и любви к ближнему?!
Какие эти чудные и необыкновенные слова для слуха и сердца христианина! Сколько в них света и радости, сколько силы и жизни! Чье сердце от этих слов, как от некоторой искры не воспламенилось небесным огнем, не сожигающим, не попаляющим, но оживляющим! От чего же все это? От того, что в этих словах вся суть веры и упования христианского "Христос воскресе!" В этом состоит наше небесное утешение и на земле нет другого слова отраднее этого. "Воистину воскресе!" В нем заключается незыблемое утверждение нашей радости, и в мире нет истины яснее и тверже сей истины. "Христос воскресе!" Это целый символ, целое Богословие Христианское. "Воистину воскресе!" Это вся история домостроительства нашего спасения. "Христос воскресе!" Древнее осуждение падшего отнято, древняя клятва на нас разрушена; древнее рабство, угнетавшее нас, миновало; смерть, владычествовавшая над нами, попрана смертию Христовою "смертию на смерть наступи"; рай отверзт для нас крестом Распятаго за нас. "Воистину воскресе!" Сбылись пророчества, разрешились прообразования, исполнились обетования, оправдалась проповедь о приближении царства небеснаго, враги истины постыжены, евангелие проповедуется всей твари. "Христос воскресе!" Торжествует вера, прогоняя мрак заблуждений и нечестия. "Воистину воскресе!" Торжествует надежда, порождая сонмы мучеников, исповедников, подвижников и всякий род праведников. "Христос воскресе!" Да ликует Церковь небесная, пророки с апостолами, патриархи с преподобными все праведники обоих заветов! "Воистину воскресе!" Да празднует Церковь земная, пастыри с пасомыми, сильные с немощными, все благочестивые и боголюбивые, постившиеся и непостившиеся, начинающие и совершающие подвиги спасения, трудившиеся и хотящие подтрудиться в неложном уповании на безконечное милосердие Умершаго за нас и Воскресшаго для нас Господа нашего Исуса Христа. "Христос воскресе!" Что можно еще прибавить к сему всерадостному и всеоживотворяющему благовестию, кроме подтверждения его устами, мыслию и сердцем: "Воистину воскресе!"
Но зачем распространяться много о силе и значении приветствия "Христос воскресе!" Нам нужно только желать и любить, чтобы радостное чувство, возбуждаемое сим приветствием не было мгновенным, а было продолжительным, непрерывным, чтовы свет и жизнь, возбуждаемые ими в умах и сердцах наших, никогда не умалялись в них до нашего гроба, чтобы радость воскресения Христова торжественно возвращаемая ныне св. Церковию, была неотъемлемою нашею радостию, началом и залогом нескончаемой радости в невечернем дни царствия Христова. Ов этом-то нам, братие-христиане, особенно нужно заботиться и молить Господа Бога.
Итак, друг друга приимем и простим обидящим нас все скорби и обиды, которые мы терпели от них, простим ради Страдавшего за нас и Воскресшаго в третий день по писаниих Господа, и будем непрестанно едиными усты и единым сердцем воспевать в честь Воскресшаго дивную, святую, радостнейшую песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова".
П. Ф. Фадеев
Опубликовано в журнале 'Старая вера", 1933 год, стр. 4-5
Наша справка
Порфирий Феодорович Фадеев (1904-1964) духовный наставник, Поморской Церкви, известный деятель староверия Латвии. В 19 лет поступил в причт РГСО. Вскоре был благословлен в головщики Гребенщиковского храма. Был руководителем хора при рижском Кружке ревнителей русской старины. С октября 1932 года возглавлял Певческое староверческое общество Латвии и вскоре создал отделения этого общества при Нидеркунской, Стародворской, Москвинской и др. общинах. С 1933 года ответственный редактор и автор многих статей староверческого вестника "Старая вера". Вестник печатался в типографии Фадеева, всего вышло пять номеров. В предвоенные годы преподавал Закон Божий. В 1951 году благословлен в наставники РГСО. С 1954 в течение 8 лет служил наставником в Елгавской общине
По материалам источников: Самарское Староверие