В государственных школах России и других стран в современных условиях плюрализма должны быть представлены различные мировоззрения, в том числе религиозные наряду с атеистическими, заявил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин на международной конференции "Преподавание религии в государственной школе: актуальная дискуссия в России и Германии" в среду в РИА Новости.
Из споров на эту тему, которые уже несколько лет ведутся в России, он сделал вывод о том, что "ряд мировоззренческих групп", существующих в обществе, "невозможно загнать в одно мировоззренческое публичное пространство", будь то школа, СМИ иные сферы. "Эти попытки противоречат самому характеру общества. И государство, и школа, и иные общественные институты должны быть равным образом приемлемы и комфортны для людей всех мировоззрений", считает Чаплин.
Очевидной, добавил он, стала "неприемлемость безрелигиозного мировоззрения как общей площадки" для всех, верующих и неверующих. Поэтому, в частности, "не состоялся" и "общий учебник обо всех религиях", для которого сам Чаплин писал несколько глав. Он подверг критике учебник, созданный под руководством академика Чубарьяна.
По его словам, опыт Норвегии также показал, что некий философско-религиозный "общий курс" это "неработающая модель". Зато "работающей моделью" в большинстве европейских стран является преподавание определенных религий на основе принципа добровольности.
В ходе конференции обсуждался эксперимент в области преподавания религии в школе, который стартует в 19 субъектах РФ в этом году по поручению президента. При этом докладчики обратили особое внимание на то, что в основе эксперимента выбор самих учащихся и их родителей, что именно изучать. На выбор российским школьникам предлагаются основы той или иной традиционной, многовековой для страны религиозной культуры (православной, исламской, иудейской или буддийской) или основы мировых религиозных культур или основы светской этики. Все религиозные деятели, участвовавшие в форуме (представители Русской православной церкви, Центрального духовного управления мусульман, Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России) выразили надежду на успех внедряемой системы.
Чаплин убежден, что в результате дискуссий в России избран "единственно возможный гармоничный путь" "признать существование разных мировоззренческих групп и права этих групп создавать свои подпространства во всех сферах, в том числе и в школе".
Иные пути, по его словам, ведут "либо к диктатуре, либо к войне и хаосу".
"Конкретные шаги ищутся, модель отрабатывается... Придется забыть советскую модель, когда все школы должны быть унифицированы", отметил представитель РПЦ.
Он сравнил преподавание религий в школе с преподаванием иностранных языков, когда "в какой-то момент кто-то идет на английский, кто-то на немецкий, кто-то на французский, кто-то на испанский". "Не надо бояться, что ученики будут разными", добавил Чаплин.
При этом он допускает, что знания о православии может преподавать и мусульманин, и буддист, и неверующий человек, если он сумеет делать это адекватно. "Хотя в большинстве стран естественным и легитимным признается право религиозных общин на то, чтобы иметь доступ к "отсеву" преподавателей данной религии", добавил служитель РПЦ.
Директор Института государственно-конфессиональных отношений и права Игорь Понкин в ходе конференции отметил, что самой большой проблемой внедрения основ религиозных культур в российских школах считает сегодня отсутствие "преподавательского состава".
"К сожалению, то, как сегодня организован процесс подготовки так называемых тренеров (термин министерства образования) вызывает, мягко говоря, сомнения. Люди говорят о прямой профанации", заявил Понкин.
В частности, по его словам, приезжающих обучаться преподавателей "накачивают" с "атеизированного подхода".
"Но если родители выбирают основы православной культуры, то они хотят видеть православную культуру, а не какой-то суррогат", добавил выступающий.
Глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда констатировал, что в российском обществе до сих пор существует "правовая мифологема", что отделение Церкви от государства должно означать отделение Церкви от школы, как было в период советской власти. Преподавать же религию с позиции "методологического атеизма", по его словам, все равно, что начинать урок по истории Древней Греции с утверждения, что "никакой Древней Греции на самом деле не было".
По материалам источников: Риа-Новости