ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Отец отцов. О профессоре Николае Евгеньевиче Емельянове

Александр Филиппов :: 26 февраля 2010

22 февраля исполнилось 40 дней со дня смерти профессора Николая Евгеньевича Емельянова. Профессор Андрей Борисович Ефимов знал Николая Евгеньевича Емельянова более 50-ти лет. Мы попросили Андрея Борисовича поделиться своими воспоминаниями о Николае Евгеньевиче.

"А потом нас всех посадят"

– Андрей Борисович, сколько лет вы знакомы с Николаем Евгеньевичем и как произошло ваше знакомство?

sl_body.prof_Emeljanov_big2

– Мы с Николаем Евгеньевичем знакомы много десятков лет. Я не помню точно, сколько. Где-то с начала шестидесятых годов, значит, пятьдесят лет.

Я тогда учился на мехмате, на следующем, после Николая Евгеньевича курсе, но в МГУ мы не были знакомы. Мы с ним познакомились на Крутицком подворье, в первый год моей аспирантуры. В первый раз мы пришли с Владимиром Николаевичем Воробьевым (Прот. В. Воробьев – ректор ПСТГУ, – прим. ред.), тогда то ли студентом, то ли аспирантом, на подворье, для того, чтобы записаться в студенческое общество "Родина", из которого потом вышло Общество охраны памятников. Там сидел серьезный человек, председатель общества, который стал нам рассказывать, как у них интересно, как у них хорошо, о том, что надо посещать храмы и делать обмеры храмов, надо ездить в экспедиции, и уговаривал нас вступить туда. А в сторонке стоял скромный молодой человек. Председатель говорит "приходите, приходите", а когда он закончил, вдруг молодой человек добавил: "А потом нас всех посадят". Это был Н.Е. Емельянов. Времена были хорошие...

Он был очень активным членом общества "Родина". У него было трепетное отношение к России, ко всему, на чем зиждется Россия– к памятникам и к людям. Это отношение переросло в удивительную, деятельную любовь к Новомученикам.

Потом мы с ним много встречались, общались, ходили в храм, ходили друг ко другу в гости, просто гуляли с ребятами. Они жили в девятиэтажном доме в Новых Черемушках. Наша семья, семьи Емельяновых и Воробьевых очень близко дружили.

Чуть позже он стал ходить в Николо-Кузнецкий храм к отцу Всеволоду Шпиллеру, но нечасто. Я помню, как мы вместе стояли в очереди на колоколенку к отцу Всеволоду на исповедь.

– Исповедь тогда проходила в колокольне? Почему? В храме исповедоваться было нельзя?

– И да, и нет. В храме всегда велось наблюдение КГБ и человек, который исповедовался, подвергался опасности. Поэтому отец Всеволод назначал исповедь у себя в кабинете в колокольне, исповедь выглядела, как прием у настоятеля, и не вызывала подозрений. На колокольне было три маленьких помещения, на первом этаже был кабинет отца Всеволода, на втором он жил, на третьем жил его сын Иван Шпиллер. В воскресение исповеди не было, потому что от множества народа в храм войти было нельзя. В окрестности было только два храма: Всех Скорбящих Радосте и Николы в Кузнецах, а затем ближайший был храм Иоанна Воина уже на Якиманке. На Крещение или на Пасху к храму подойти было нельзя. Он мог очень катко исповедовать на клиросе. В храме было еще три священника, которые тоже исповедовали. Все было очень трудно, но было много хорошего, и были очень хорошие люди. Например, Сергей Васильевич Чибисов, профессор, зав. кафедрой Военной академии и одновременно монах Серафим.

Это были люди, вышедшие из той, старой, России. Это люди, глубоко верующие с самого детства, которые пережили все, все, что было в России в ХХ веке: одни из тех людей поехали в лагеря и ссылки, а других не взяли. Они стали профессорами или работали еще кем-то, и это произошло по промыслу Божиему, для того, чтобы они могли рассказать нам правду.

Интересно, что они все были беспартийные. Когда я начал защищать диссертацию, то, до этого и после, мне предлагали заведование кафедрой, но было одно условие: вступить в партию. После 17 предложения я уже перестал их считать. А ничего нельзя было сделать: занять научный пост можно было, только вступив в партию. "Старики беспартийные, ладно, путь уж доживают", а чтобы беспартийная молодежь заведовала кафедрой, этого было нельзя. Их не пускали даже в доктора и кандидат наук.

Причастие это лекарство

Николай Евгеньевич Емельянов

Николай Евгеньевич Емельянов

Мы несколько раз ездили в пустыньку к архимандриту Тавриону Батозскому. Это было совершенно особое явление в той советской действительности. В Риге, точнее, под Ригой, около городка Елдово, в лесу был женский монастырек – пустынька от Рижского женского монастыря, в котором жил удивительный духовник – отец Таврион Батозский. (Это тот человек, который участвовал в незаконных, по мнению богоборческой советской власти, выборах нового Патриарха, после смерти святого Патриарха Тихона. Он был посыльным, который собирал подписи епископов. Тогда Патриархом выбрали святителя Кирилла Казанского, но святого Кирилла и всех участников выборов посадили в лагеря, или добавили сроки, тем, еще кто сидел). Он был человек совершенно святой, прозорливый, от которого можно было получить очень много. Мы с ним очень о многом говорили.

Каждый, кто туда приезжал, должен был идти на те или иные работы – "послушания", тогда там можно было жить. У отца Тавриона был такой порядок: он служил литургию каждый день, и каждый день можно было причащаться. Все, кто туда приезжал, причащались Святых и Страшных Христовых Тайн каждый день. Он это называл "лечебницей": "Вы приехали в лечебницу, так вот лечитесь. Хотите, чтобы жизнь выровнялась, устроилась – прибегайте к этому духовному лечению".

Создание братство Всемилостивого спаса

Затем начались работы по строительству дачи, дачного домика, для сильно болевшего тогда отца Всеволода Шпиллера. В этой работе участвовали очень многие. Я там был постоянно. Приезжал туда и Коля – Николай Евгеньевич, со своими ребятами. После смерти отца Всеволода Николай Евгеньевич продолжил ходить в Кузнецы.

В начале 1990-го года началась эпопея создания православного детского лагеря. Надо было воссоздать совершенно разрушенный храм на берегу Волги, вокруг которого было кладбище, и подготовить территорию, чтобы создать там летний лагерь. Все делалось в первый раз.

В 1990-е годы, впервые после революции, были разрешены и создавались воскресные школы и православные братства. Было создано братство Всемилостивого спаса. Произошло это так. В августе 1990 года, на третий Спас была праздничная служба, и после литургии было решено создать братство. Во главе же братства встал Николай Евгеньевич. Братство взяло на себя несколько общих дел приходов, которые в него входили (в начале братство было межприходское).

Общие дела приходов были следующие. Нужно было издавать и распространять православную литературу, которую тогда разрешили читать (это сегодня трудно представить, но в советское время чтение библии и религиозной литературы считалось уголовным преступлением), надо было создавать гимназию, надо было создавать богословские курсы, которые затем превратились в богословский университет, а сегодня это ПСТГУ, и организовать, упомянутый выше, православный детский лагерь. Мне было поручено издательство и распространение религиозных книг, и создание для этого книжного магазина. Именно тогда и был создан маленький магазинчик "Православное слово", который сегодня превратился в большой магазин христианской литературы.

Для того, чтобы организовать лагерь мы взяли 5 га земли на берегу Волги, (в Тутаеве, между Ярославлем и Мышкиным) и начали приводить в порядок храм. В тутаевском лагере абсолютно ничего не было, положение было безнадежное. Но удалось найти первых благодетелей, появилась возможность приобрести палатки (полученные благотворительно от военных), полевую кухню, и так далее. Так мы поставили лагерь на Волге.

В лагере было введено несколько принципов. Первый – лагерь должен был сам себя обеспечивать – дровами, кухней, посудой. Николай Евгеньевич приезжал туда со своей семьей. Первая смена была очень удачной, а начальником смены был маленький Николай Николаевич Емельянов (ныне священник Николай Емельянов). Все это делалось в той или иной мере с участием Николая Евгеньевича.

Главное дело его жизни – Свято-Тихоновский университет и База данных за Христа пострадавших

новомученики

Икона Новомучеников и Исповедников Российских

Самыми главными делами жизни Николая Евгеньевича были Свято-Тихоновский университет и создание Базы данных за Христа пострадавших. Он создал Базу данных Новомучеников, это была его идея. Он был профессионал, специалист по базам данных. У него была своя лаборатория и много учеников. Он выбрал из них несколько человечков, православных христиан, и стал вместе с ними создавать эту Базу. У него уже было готово много разных типов баз данных, поэтому нужно было только выбрать уже имеющийся программный продукт, и приспособить для решения этой задачи, так чтобы можно было легко находить сведения о христианах, пострадавших за Христа по разным параметрам: по имени, по территории, например, по городу, по времени ареста или казни, времени хиротонии. Баз данных много, это одно из направлений развития теории баз данных: как сделать базу данных для такого типа информации.

Николай Евгеньевич очень много сделал для этой Базы, сам вводил данные Новомучеников и очень любил рассказывать истории людей, описанных в этой Базе. По его инициативе в Кузнецах каждый день, кроме календарных святых, поминают Новомучеников. Он любил следить за статистикой посещения Базы. Он говорил, как возрастает число обращений, в связи с какими-то событиями. Например, когда избрали нового Патриарха, произошел скачек обращений.

Последний в жизни доклад о геноциде христиан в России

Последнее его дело это доклад на Свияжских чтениях, выводы которого он считал очень важным. Летом прошлого года Николай Евгеньевич, для меня несколько неожиданно, выразил желание ехать в Свияжск с докладом. Ехали мы туда поездом, в дороге хорошо пообщались, но я никак не мог понять – зачем он туда едет? Ведь он был очень серьезно болен и ему надо было бы отдыхать. Конечно, там необыкновенная красота: широченная Волга, природа, остров Свияжск, храмы с древними фресками. Но: зачем же он туда едет?

Когда началась конференция, его доклад был посвящен базе данных. В этом докладе он взял международные юридические определения геноцида. Эти формулировки могут относиться к народу, к группе людей, к классу. Он строго показал, что понятие геноцид может и должно быть применено к гонениям на православных христиан в России в ХХ веке. Итак, из его доклада следовало, что в России проходил геноцид православной части народа. Это было ясно сформулировано и донесено для небольшой аудитории конференции в Свияжске. Тогда я понял, зачем он так стремился туда поехать: это последний научный доклад в его жизни. Мы с Оксаной Васильевной (О.В. Емельянова – жена Николая Евгеньевича, – прим. ред.) пытались успокоить Николая Евгеньевича, говорили, что мы приедем сюда в следующий раз. Ему там было хорошо: святые места, природа, сделанный, наконец, его доклад. Но очень ясно говорил, что больше он сюда уже не приедет – это в последний раз. Этот научный результат был важен для него, именно об этом он думал в последний период своей жизни. Он хотел увидеть, как воспринимаются его выводы о том, что на Руси происходил геноцид христианской части населения.

"Как я не люблю, когда здоровые мужики начинают себя жалеть"

Всю жизнь Николай Евгеньевич работал, не жалея себя. В его воспитании, прежде всего в отношении к сыновьям, был один простой принцип, который он так формулировал: "Как я не люблю, когда здоровые мужики начинают себя жалеть". Он не жалел, прежде всего, себя. Это его служение Богу, служение Церкви, служение родине, служение науке, служение семье, все в нем сочеталось гармонично. Это, безжалостное к себе, самоотверженное служение и дало те плоды, которые так для всех очевидны.

У Николая Евгеньевича удивительная семья. У него шестеро детей – три сына и три дочери. Все сыновья – священники, одна дочка – матушка, 29 внуков, все находятся в Церкви. Они все очень дружные.

Николай Евгеньевич со 2 января 2010 года лежал в 5-й Градской больнице, в реанимации. Его жена и дети устроили дежурство рядом с ним постоянно был кто-то из его детей, а Оксана Васильевна была там круглосуточно, они по очереди сидели, читали Евангелие (до воскресенья прочитали все Евангелие), каждый день причащали его. До субботы он был в сознании, потом – без сознания.

Когда рукоположили всех его сыновей, и мы все вместе куда-то ехали, отец Владимир Воробьев сказал о Николае Евгеньевиче и Оксане Васильевне: "Ну, вот, это наш отец отцов, а вот это наша мать отцов". Так все и стали его звать: "Отец отцов".

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама