Рублевских икон просто нет в природе, и нет уже очень давно. Сгорели во время пожара 1547 года. С Никитой Касьяновичем Голейзовским беседует наш обозреватель Гузель Агишева.
Недели через две после смерти Саввы Ямщикова я получила от него посылку: книгу Никиты Голейзовского "Дионисий и его современники". Гадала, почему он ее прислал. В этом была какая-то интрига. Никита Голейзовский архивист и библиофил, крупнейший знаток древнерусского искусства. Он не держит нос по ветру и не пиарит своих открытий: будет надо сами прочтут. Я прочитала и поразилась: на архивных документах автор доказывает, что рублевских икон просто нет в природе, и нет уже очень давно. Сгорели во время пожара 1547 года.
никита голейзовский: Савва и со мной проделал подобный трюк, когда я участвовал в последнем его фильме "Загадка Андрея Рублева". Приходят киношники: какого я мнения о фильме Тарковского "Андрей Рублев". Вы не по адресу, говорю, надо к Ямщикову, он этим занимался. Ой, вы знаете, мы ему звонили, но ему некогда... А разве, спрашиваю, не Савва Васильевич вас прислал? Нет, музей Рублева. Сказали, что у вас интересные есть замечания. А оказалось, фильм готовил Савва, я уже потом узнал с изумлением. Более того, он мне позвонил и предупредил, когда его будут показывать.
известия: Что за замечания?
голейзовский: Это есть в фильме, спросите лучше, чего там нет: минут 30 я им рассказывал про наследие Рублева. Интересно, что накануне мы говорили об этом с Саввой: он прочел мою книжку и со мной согласился. Но в фильме произносит только одну фразу: "Чем старше я становлюсь, тем больше у меня возникает сомнений по поводу Рублева". Суть в том, что от Рублева до нас не дошла ни одна икона, только фрески во владимирском Успенском соборе, в очень плохом состоянии, и в Успенском соборе города Звенигорода, там дела еще хуже. Их недавно раскрыл Виктор Филатов, старейший наш реставратор, но они стали вздуваться и осыпаться. А там действующая церковь, так же, как во Владимире. Где на моих глазах какая-то бабка подставила лестницу и стала протирать рублевские фрески метлой, обернутой мокрой тряпкой. Я заорал не выдержал. На них даже дышать нельзя, не то что тряпкой протирать. Она за мной погналась с тряпкой и выгнала меня из церкви.
и: А как же рублевская "Святая Троица"?
Голейзовский: Если кратко, верхнюю часть образа я датирую XVI серединой XVII века это горы, скала и домик. Там кракелюры, трещинки, которые появляются на левкасе иконы примерно через 100 лет после ее рождения. На всем остальном изображении где три ангела, трапеза и подножие нет ни одного кракелюра, это видно даже на обычной макросъемке. Этого не заметил ни один реставратор! Левкас у Рублева был великолепный, и кракелюрчики у него должны быть мелкие, тонкие, как у Дионисия. Раз их вообще нет, значит, и ста лет еще не прошло! А все что там руки замечательного реставратора из Мстеры Василия Гурьянова.
и: Это предположение?
Голейзовский: Таковы факты. Гурьянов был членом Московского археологического общества, как и знаменитый художник Илья Остроухов, который добился у Священного Синода разрешения на реставрацию "Святой Троицы" она была тогда под окладом и в действующем храме. Работу поручил Гурьянову. Этот Остроухов, любитель древности и коллекционер икон, славился тем, что очень любил... исправлять иконы. На одной из икон своей коллекции он велел реставраторам счистить горку, которая просто не нравилась ему... Гурьянов сделал все честно и честно описал это в своем дневнике, который хранится в архиве Третьяковской галереи: для восстановления изображения Троицы он использовал в качестве образца одну икону из собрания Третьяковки, XVI века. Сейчас бы это назвали реконструкцией. Известно, что до Гурьянова ее реставрировали несколько раз, последним был художник из Палеха можно себе представить, что там было. Так вот, когда Гурьянов удалил палехскую живопись, выяснилось, что под ней ничего нет! И он просто написал все заново, в том ключе, как писал бы это Рублев.
и: А что произошло с древним изображением?
Голейзовский: Думаю, оно было удалено еще в XVI веке. Доска иконы сильно пострадала, и часть изображения была утрачена, ее просто вырезали и уже тогда заново написали. Когда? Возможно, в Москве в 1547 году, когда погибли Благовещенский иконостас, фрески и все иконы. После этого она реставрировалась при Иване Грозном он в середине XVI века подарил ее Троицкой Лавре, затем в середине XVII века в самом монастыре, что подтверждается документами. Именно от этого времени сохранилась верхняя часть иконы с древними кракелюрами. Важно, что Гурьянов не стремился ее подделать, это видно и по иконе. Если б хотел!.. В Мстере самые гениальные поддельщики были, знаменитый Григорий Чириков оттуда, который работал у Грабаря, у него в Москве был свой магазин, где продавали и подделки, и подлинные. Если бы Гурьянов захотел подделать под Рублева, он бы это сделал так, что даже при помощи микроскопа мы бы этого не увидели. Он и кракелюры бы понавел, и живопись бы больше потрепал.
и: О подделках древней живописи тома написаны...
Голейзовский: Не без основания. Вот про Благовещенский собор могу рассказать вам одну вещь, которую знаю от Валентины Ивановны Антоновой. Она видела, как работает Чириков в Кремле. Мы, говорит, еще студентками туда приходили. И вот он там что-то скрипел скальпелем, а они восторгались Благовещенским иконостасом... "Ну что, говорит, восхищаетесь? И правильно. Иконы древние, XV век... Мастер жив!"
и: А как к вашим выводам относятся коллеги реставраторы, историки?
Голейзовский: Было бы странно, если бы все сразу приняли. Известный реставратор Адольф Овчинников из центра им. Грабаря мою книжку не признал. Аргументов у него не было, но говорил он так: "Нет, старик, так нельзя! Я же их все копировал, иконы Благовещенские. Это Рублев!" И меня это особенно удивило, потому что он не только их все тщательно копировал, но и увлекался псковскими иконами. Я ему говорю: "Неужели ты не видишь, сколько там от Пскова?" Там действительно очень много от псковских икон, прежде всего цвет. Все темное. А при Рублеве тона были светлые, Рублев же увлекался идеей фаворского света. Все они не раньше середины XVI века.
и: У Овчинникова не было аргументов, а у вас?
Голейзовский: Есть исторический документ, "Жалобница Сильвестра", воспитателя Ивана Грозного. Сильвестр был священник Благовещенского собора Московского Кремля, и ему поручили его реставрацию после пожара 1547 года. В его отчете черным по белому написано: "В Благовещенском псковские иконники и новгородские новые иконы написали взамен сгоревшего иконостаса. Деисус, Праздники и Пророки. И местные большие".
и: Вы говорили об увлечении Рублева фаворским светом...
Голейзовский: Иосиф Волоцкий в "Сказании о святых отцах и монастырях, в которых они были" пишет, что Андрей Рублев и его учитель Даниил Черный даже в нерабочее время любили разглядывать иконы старые, "божественного света исполнившись". Достижение внутреннего просветления фатизмы должно было как-то проявляться и во внешнем облике человека. Отсюда феофановские приемы: Феофан Грек акцентирует свет, который все сжигает.
и: Невозможно такие вещи писать и не быть философом.
Голейзовский: Рублев был сторонником исихазма, направления христианской мистики, принятого и современным православием: молитва приводит к непосредственному общению с Богом, full contact, как сейчас говорят. Человек видит то, что видели апостолы на горе Фавор в момент преображения Иисуса, божественный свет. Для передачи сокровенного знания исихасты использовали особый язык, так называемый тератологический орнамент (от греч. "терас" чудище и "логос" знание) сплетения цветущих растений, змей, птиц и невиданных монстров, поющих, кусающих и пожирающих друг друга. Картинки почти скабрезные и подписи к ним недвусмысленные. Самое интересное, что они присутствуют в старинных изданиях всех священных христианских книг. "Неподобное подобие" сокровенный возвышенный смысл оттеняется низменным сюжетом. И это не пустое украшательство, а тайный язык древних христианских богословов для передачи знаний от посвященных посвященным.
Код профессора Голейзовского
и: И вы его расшифровали?
Голейзовский: Считаю это главным достижением моей жизни.
и: У Брауна в "Коде да Винчи" тайна масонства перетекает в зашифрованные образы полотен Леонардо. Успокойте меня, что ваше открытие не из этой серии.
Голейзовский: Я попрошу! У меня каждый вывод строго доказан. А то, что Браун написал о "Тайной вечере", бездоказательная чепуха. Будто бы по правую руку Христа изображен не Иоанн Креститель, а Мария Магдалина, которая якобы была женой Христа и уже носила его будущую дочь, Сару... На самом-то деле да Винчи просто любил женоподобных мужчин, поскольку был гомосексуалистом. Поэтому над Брауном экспертное сообщество смеется, а мою теорию признает.
и: А как советский историк занялся исследованием христианской мистики?
Голейзовский: Мою научную судьбу определил академик Рыбаков. Сначала в школе: нас повели на экскурсию в Исторический музей, в кабинет Бориса Александровича наш учитель был его учеником и договорился. Мы были в полном восторге: артефакты из раскопок, о каждом он рассказывал очень увлекательно. Я не мог в тот день заснуть, и так началось мое увлечение историей. Потом уже в юности я слушал доклад Рыбакова как раз об этих орнаментах. Он показывал увеличенные изображения, было много народу... Было интересно, но не убеждало, и я дал себе слово, что обязательно опровергну все это. Я ему тогда уже сделал одно робкое замечание. Он показывал, в частности, инициал "М", составленный из фигур двух мужиков, которые тянут сеть, с подписью: "Потяни, корвин сын!" "Сам еси таков!". Слово "корвин" Рыбаков прочел как "курвин" и на этом основании назвал картинку скабрезной.
и: Человек подходил с классовых позиций: изображения сделаны "стихийными борцами с религиозным мракобесием".
Голейзовский: Я и спросил: как это понимать, если орнамент взят из Евангелия, писанного в 1355 году по заказу самого архиепископа новгородского Моисея? Получается, что или он потакал еретикам, или сам был еретиком?! Рыбаков не ожидал такого поворота и не нашел, что ответить. Потом я постепенно все это раскопал, причем работал очень долго и долго не публиковал. Мне повезло: я нашел книгу "О небесной иерархии" святого Дионисия Ареопагита, христианского мистика, которого до меня никто серьезно не изучал. Я прочел, и меня осенило: вот она, разгадка этих загадочных фигур! В 1979 году в Институте истории искусств был невероятный скандал, половина аудитории кричала, что на самом деле эти "чудовищные" орнаменты сатанинство или дело рук новгородских еретиков, как это "доказал" академик Рыбаков. Остальные защищали меня. Татьяна Ухова, которая сама занималась этой проблемой, кричала: "Человек совершил открытие мирового значения, переворот в науке!" Герольд Вздорнов, академик, сказал: "А я могу истолковать эти изображения совершенно по-другому. Мне кажется, что они из реальной жизни". Да, говорю, можно и по-другому. Согласно Дионисию Ареопагиту каждый понимает их в меру своего духовного уровня. Вздорнов встал и вышел, хлопнув дверью. Ухова потом позвонила почти в истерике: "Все, что я написала, неправда! Я ухожу с работы. Ничего больше писать не буду!" И ушла из отдела рукописей Ленинской библиотеки, хотя была кандидатом искусствоведения и автором многих статей по тератологии.
и: Так в чем там было дело?
Голейзовский: Традиция шифроваться от непосвященных очень древняя. В Евангелии и в посланиях апостолов есть все элементы орнамента и объяснения для тех чудовищ, которым он обязан своим названием. Разные части их тел принадлежат конкретным символическим персонажам. Например, голубь и змея евангельские символы: будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби. Их соединение дракончик с хвостиком и крылышками, вот откуда это происходит. Составим символические значения этих слов: смирение + мудрость = смиренномудрость. То есть этот дракон символизирует смиренномудрие, высшую из добродетелей. Когда добродетели переплетены и образуют церковь, а у драконов раскрыты пасти, и каждый предыдущий пожирает последующего, одновременно вырастая из пасти предыдущего, мы понимаем, что одна добродетель порождает другую и одновременно одна добродетель питает другую. А вместе они составляют храм духовный, символ преображенного человеческого духа, потому что главная цель христианства это обожение человека. Классики христианского богословия, начиная с Ипполита Римского, через Василия Великого до византийских мистиков повторяют этот очень важный тезис, основу христианского учения: Бог создал человека для того, чтобы человек стал богом. Что и сегодня признается богословами.
и: Но только слово "бог" в первом случае они пишут с большой буквы, а во втором с маленькой.
Голейзовский: В древних текстах такой разницы не было писали именно о равенстве человека Богу. Собственно, ради этого мы с вами живем, совершенствуемся, ради этого с нами происходят неприятности, мы ошибаемся, спотыкаемся и падаем... То есть сама наша жизнь, наше пребывание в материальном мире, "в кожаных одеждах" это временно. В Библии написано: Бог дал Адаму и Еве кожаные одежды после того, как изгнал их из рая. То есть сначала этих одежд не было, и они пребывали в духовном мире и только потом оказались в мире материальном. Передать словами, что это был за духовный мир, мы не можем, можем лишь представлять себе в притчах. У христианских мистиков был такой термин "мысленный мир". И то, что изображается на иконах, это изображение не материального мира, а мира мысленного. Отсюда и совершенно другие законы изображения. Земной мир изображать на иконах нельзя: икона предназначена для поклонения, а поклоняться можно только Богу.
и: Возвращаясь к "рыбакам"...
Голейзовский: Они украшают псалтирь Фролова XIV века. Там видно: не курвин, а корвин коровий. Коровий сын телец, символ крестной жертвы Христа. Что же говорят друг другу эти два рыбака языком неподобных подобий? Один другому: "Тяни посильнее, телец закланный". А второй ему: "Ты сам такой". Меня это тоже ошарашило: ведь это же о Христе говорят "телец закланный". Он погиб на кресте, и это его жертва. Итак, "телец закланный" это Христос. При чем же тут апостолы? А потому, что эти двое тоже окончили жизнь на кресте, это написано в "Деяниях апостолов".
Христос разговаривает с людьми притчами, а тератологический орнамент те же притчи, воплощенные в живописных образах. Прочтем их поймем, что он имел в виду.
Источник: Известия