Я в Абхазии! писал А. П. Чехов в июле 1888 года. Природа удивительная до бешенства и отчаяния... Если бы я пожил в Абхазии хотя месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок..." Корреспонденты "НС", пожив в Абхазии неделю, предлагают вам нет, не сказки, конечно, а путевые заметки и фотографии, то, что они успели увидеть и понять за этот короткий срок. Это взгляд беглый, как бы с высоты птичьего полета. Но и при таком взгляде иногда удается рассмотреть что-то важное.
Колыма Византийской империи
Когда неугодного византийским властям архиепископа Константинополя Иоанна Златоуста приговорили к изгнанию, местом его ссылки были выбраны самые задворки византийской империи туда, как в недавние времена на Колыму, отправляли византийских ссыльных. Сегодня эти "задворки" пользуются огромной популярностью у любителей путешествий, паломников и отдыхающих. Пицунда и Сухум самые известные города Абхазии, существующие более двух тысяч лет.
Иоанн Златоуст не дошел до Питиунта (Пицунды): изможденный непосильным переходом под палящим солнцем, он умер и был похоронен в местечке Команы в 407 году. За сто лет до него здесь же казнили другого святого мученика Василиска Команского.
Сегодня местечко Команы не забыто, не потерялось в глубине веков. Источник, бьющий на месте мучений св. Василиска, считается целебным. Паломничества сюда не прекращались даже в советское время. Исцеления происходят и сейчас: один из встретившихся нам в Абхазии людей рассказывал, как у него на глазах его родственник, от которого врачи уже отказались, заполз в источник с костылями, а вышел на своих ногах. Он все никак не решался отпустить костыли и приговаривал: "Ой, что это, я могу сам ходить?"
В конце XIX века в Команах был основан Василиско-Златоустовский монастырь. Здесь в монастырском храме хранится святыня саркофаг, в котором был похоронен великий Златоуст (сейчас его мощи пребывают в Константинополе). Сама же обитель, закрытая при советской власти, ныне делает попытки возродиться: сегодня здесь постоянно живут три послушника и один священник иерей Андрей, бывший военный врач, челюстной хирург и стоматолог. Отец Андрей как-то приехал в Абхазию с российскими миротворцами, да так и остался, сменив военную службу на священническую. Хотя и врачебное ремесло не забывает всегда готов оказать медицинскую помощь. Есть у монастыря и настоятель, иеромонах Григорий, но на нем еще несколько храмов, единственная в Абхазии воскресная школа и небольшое православное издательство, так что сидеть на месте ему некогда. Нас привез в монастырь благочинный, иеромонах Игнатий (Киут), абхаз. "Насельники у нас тут особенные, все с трудным прошлым, делится о. Игнатий. Вот Адам, например, двадцать лет отсидел за убийство. Думаете, легко ему дается послушание?" Благочинного братия, похоже, побаивается. "Отец Андрей монашеского типа, а я буйного. Но буйные тоже нужны", меланхолично констатирует отец Игнатий.
Военно-Сухумская дорога – одно из самых красивых мест в Абхазии. Еще до революции в ее окрестностях селились монахи-пустынники. На фото: иеромонах Игнатий, настоятель одного из храмов в Кодорском ущелье
Несколько лет назад рядом с могилой мученика Василиска появился маленький деревянный храм. Говорят, его возвел некий криминальный авторитет из России после того, как в водах святого источника исцелилась его тяжело больная дочь. В храме рядом с алтарем висит большая икона, изображающая благоразумного разбойника.
Красный комиссар, друг монахов
Новый Афон городок небольшой, но достопримечательностей здесь на один квадратный метр, пожалуй, больше, чем в любом другом месте Абхазии. Во-первых, по преданию, совсем недалеко от современного Нового Афона в I веке жил, проповедовал и был убит апостол Симон Кананит. Паломники, туристы и просто отдыхающие посещают сегодня его маленькую пещеру в скалах в ближайших окрестностях Нового Афона. Над местом, где похоронен апостол, воздвигнут храм. Поскольку считается, что именно на браке Симона в Кане Галилейской Христос претворил воду в вино, многие пары специально приезжают сюда венчаться. Богослужения здесь проходят нечасто священников не хватает.
А в полукилометре возвышается Симоно-Кананитский монастырь, основанный иноками русского афонского Пантелеимонова монастыря в 1875 году. На рубеже XIX – XX веков здесь цвела монашеская жизнь. К 1924 году этот монастырь, как и остальные семь, находившихся к этому моменту на территории Абхазии, был закрыт. Рассказывают следующую историю: в конце XIX века при монастыре существовала школа для абхазских мальчиков, где учился сирота Нестор Лакоба, впоследствии ставший председателем Совета народных комиссаров Абхазии. В 1924-м он приехал в Новый Афон. "Дорогие отцы, мне приказали в Москве закрыть ваш монастырь, сказал Нестор собравшимся в трапезной монахам. Я долго протестовал. Монастырь дорог мне так же, как и вам. Но простите меня, отцы, я не властен отменить это решение, ибо это решение самого Сталина..." Предупреждение спасло тогда жизнь многим монахам. По некоторым сведениям, около трехсот из них в ту же ночь тайно ушли в горы и поселились в окрестностях русского высокогорного села Псху, наладили там монашеский быт и жизнь по уставу. Впрочем, в 1930-е годы чекисты нашли их и там. Часть монахов вывезли и утопили в море, других отправили по тюрьмам и ссылкам, третьих расстреляли на месте. Где-то в районе Псху сейчас покоятся их останки.
В советское время в монастыре был санаторий. Во время грузино-абхазской войны госпиталь. Затем обитель было решено возродить. В 1994-м сюда приехал игумен Афонского подворья в Москве Петр (Пиголь) и два послушника. Службы возобновились сначала в храме Симона Кананита по воспоминаниям очевидцев, в самом монастыре была разруха, валялись фрагменты ампутированных конечностей. Со временем стали служить и в монастырском соборе. Через несколько лет игумена Петра отозвали обратно в Москву. К тому времени в монастыре появилось еще несколько насельников, настоятелем был назначен абхаз иеромонах Андрей (Ампар).
Сейчас в монастыре кроме настоятеля постоянно живут шесть монахов и два послушника. Было духовное училище и регентская школа, но сейчас они закрылись. Летом собор полон молящимися, но в основном это приезжие.
Альпинисты Неба
В 1915 году известный церковный писатель протоиерей Валентин Свенцицкий, узнав о том, что в горах Абхазии живут пустынники, совершил к ним путешествие, которое описал в своей известной книге "Граждане неба". Оказывается, п устынножительство не прерывалось здесь и в советское время. Те, кто ищет уединения, и сегодня уходят в горы и селятся там небольшими общинами или поодиночке.
Монахини Злата и Селафиила мать и дочь. Когда-то они жили в Чебоксарах, мама растила одна дочь и сына, дети с детства были верующими. В 1983 году, когда сын вернулся из армии, а дочь окончила школу, они навсегда уехали из Чебоксар сначала в Сухум, а потом в горы. Сын через три года "спустился", сейчас живет "обычной семейной жизнью". А мама с дочкой остались в горах на девятнадцать лет, присоединившись к пустынножительной общине.
На тот момент в общине жило человек двадцать, в том числе несколько иеромонахов. Жили в кельях, построенных собственными руками на некотором расстоянии друг от друга. Собирались вместе на службу в общем храме. За девятнадцать лет матушка Селафиила, попавшая туда 17-летней девушкой, не спускалась вниз ни разу. Только в 2002 году, когда тяжело заболела мать, обеим отшельницам пришлось вернуться в город.
Мы с о. Игнатием приехали в гости к матушкам в маленький домик на окраине Сухума. Навстречу вышла веселая девушка лет двадцати пяти (я подумала помощница матушек), пригласила в дом, усадила, пошла варить кофе. Спрашиваю: "Когда же появится мать Селафиила, та, что двадцать лет прожила в горах?" "Так это она и есть", говорит отец Игнатий про гостеприимную хозяйку (которой, между прочим, 43 года!).
Угощая нас кофе, мать Селафиила рассказывает об отшельниках. Сейчас их осталось совсем мало. Кто-то умер, большинство же, придя в горы, не выдерживает суровых условий жизни и возвращается. Впрочем, есть и такие, кто живет в горах уже около сорока лет. Периодически они спускаются, делают запасы на зиму и снова наверх.
До войны 1992-1993 годов и Троице-Сергиева лавра, и другие монастыри помогали пустынникам: в Сухум, а потом в горы привозили продукты, крупы и т. п. Все это доставлялось до определенного места, дальше дорог не было, пустынники (в том числе и женщины) несли все на себе. От места разгрузки машин до поселения день ходу.
В советское время приходилось прятаться от властей. "Мы днем печки не топили, костры не жгли, даже дрова не рубили, чтобы нас не обнаружили, говорит матушка. А то ведь могли поймать и посадить как тунеядцев, были такие случаи".
Во время войны доставка продуктов из России стала невозможной. Для отшельников это было тяжелейшим испытанием. Ели тогда все, что росло в горах: грибы, каштаны, желуди.
– А не скучно жить пустынником? наивно интересуемся мы.
– Да что вы! смеется матушка. Зимой, пока из-под снега выкопаешься, полдня пройдет. Чтобы выжить, приходится очень тяжело работать. Вот мы огород пытались сажать ничего не растет. Тень, сыро, камень. Да и духовно трудно там, без опытного духовника не прожить.
В течение всех двадцати лет отшельничества духовником матушек был о. Паисий (Уваров). Они и в горы пришли почти одновременно, по благословению архимандрита Троицы-Сергиевой лавры Кирилла (Павлова). Так совпало, что в год, когда мать и дочь спустились в город, о. Паисий умер.
– Обратно в горы не хочется?
– У меня мама больная на руках. А если бы я была одна хоть бы сегодня туда ушла. Вся жизнь моя там.
Матушка Селафиила на прощание спрашивает наши имена. Весь оставшийся вечер почему-то не покидает ощущение праздника.
Христос дгылт!
Сейчас на территории Абхазии постоянно служит около пятнадцати священников. В курортных городах в воскресенье храмы полны, особенно в сезон ходят и русские, и абхазы, и грузины, и армяне. В деревнях все иначе.
В селе Лыхны около двух тысяч человек. Лыхненский храм уникален, ему больше 1000 лет, внутри фрески XIV века. Рядом с храмом домик, здесь живет самый старый священник Абхазии, русский, отец Петр Самсонов. Священник он уже пятьдесят лет, из которых сорок служит именно здесь. Но на службе, по его словам, иногда бывает один-два человека. На Пасху да, абхазская молодежь приходит. "Я им по-абхазски говорю: "Христос воскресе Христос дгылт!" Они поют в ответ: "Ияше дгылт!" Им нравится по-абхазски петь, и я радуюсь". Отец Петр очень старенький, ему за восемьдесят, говорит он невнятно, но "Ияше дгылт" вдруг возглашает таким громким голосом, что диктофон зашкаливает. Уже год он перемещается в инвалидном кресле, поэтому. если никто из священников больше не приезжает, отец Петр служит не литургию, а обедницу сидя литургию он служить не может.
В храме за ящиком женщина нам рассказывает: "Я вот приехала на время из Майкопа. Может, у вас есть какие-то знакомые в России, которые могли бы помочь тут и при храме, и за батюшкой поухаживать? А то нет никого..."
"Вот я отойду к Господу Богу, Он спросит: "А где твои чада, которых ты крестил?" А я скажу: "Их нет, в храм они не ходят". Я иногда говорю: "Мир всем!" а храм пустой", с грустью рассказывает о. Петр.
Батюшка очень любит свой древний храм: "Русь только крестилась, а здесь уже начали служить". Никогда он не хотел отсюда уехать в Россию ни в начале войны, ни после нее, когда в течение десяти лет почти голодал. В войну 1992-1993 годов многие приходили креститься. "Я крестил, рассказывает отец Петр, и говорил: не убей. А как не убить? А как мой отец ни одного красного не убил. Он верующий был. Как он делал? Ружье поднимет вверх бу-бух, опустит, а сам молитву читает. Я крестил и говорил: вот и вы так делайте. И они приходили потом и говорили: и мы так же делали, и сами без царапины ушли с фронта, и никого не убили..."
"Помолитесь, чтоб я встал, сказал батюшка, когда мы уходили. Господь, если захочет, может сказать: встань и ходи".
Храм целый день открыт приезжают периодически группы туристов: все-таки фрески XIV века! Потом туристы уезжают и снова тишина, только коровы и собаки бродят неподалеку. Бездомных собак, кстати, в Абхазии очень много. А вот бездомных людей мы ни разу не увидели.
Сухум обетованный
Мы едем по двухполосному шоссе в Сухум, время от времени объезжая лежащих или стоящих иногда чуть ли не посреди дороги коров. Нам объяснили, зачем они это делают, пролетающими мимо машинами с них сдувает насекомых. Коровы, конечно, рискуют: водители носятся наперегонки по встречке. Подвозящий нас абхаз говорит:
– У нас если кто-то попал в аварию, про него говорят: "Наверное, правила соблюдал".
– Хорошие у вас здесь люди, открытые, без двойного дна, пытаемся мы сделать комплимент.
– Потому что у них двести двадцать два дна, усмехается наш попутчик.
Пожив здесь всего несколько дней, убеждаемся: да, на Кавказе все не просто. Кровь, темперамент, традиции все дает о себе знать, от этого никуда не деться.
К востоку от Сухума есть несколько древних храмов. Например, Моквский собор в честь Успения Божией Матери. Здесь были погребены многие абхазские епископы, владетельные князья, священники. Он очень похож на Святую Софию в Новгороде – оказывается, был построен на 50 лет раньше Святой Софии, а в летописях упоминается, что в строительстве новгородской Софии участвовали абазги
К востоку от Сухума есть несколько древних храмов. Например, Моквский собор в честь Успения Божией Матери. Здесь были погребены многие абхазские епископы, владетельные князья, священники. Он очень похож на Святую Софию в Новгороде – оказывается, был построен на 50 лет раньше Святой Софии, а в летописях упоминается, что в строительстве новгородской Софии участвовали абазги
В советское время Сухум был еще одним центром православной жизни в Абхазии. По рассказам, здесь не так ощущались гонения на Церковь. Многие монахи переезжали сюда жить: например, прославленный недавно старец Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов) или автор известной книги "У Троицы окрыленные" архимандрит Тихон (Агриков). Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) был именно в Сухуме пострижен в монашество в 1966 году. В советское время на территории Абхазии было всего четыре действующих храма, один из них в Сухуме.
Иеромонах Игнатий (Киут), коренной сухумец, рассказывает, как в 1960-е годы среди отдыхающей сухумской публики можно было увидеть старушек-странниц "как из XVII века" с посохами и большими крестами. "И еще я всегда узнавал приезжающих батюшек они даже летом были в плащах, под которыми прятали подрясники", вспоминает о. Игнатий. Сам он мечтал стать батюшкой с детства, хоть и рос в неверующей семье. "Я лет с десяти тайком ходил в храм меня очень привлекал саркофаг Иоанна Златоуста, хотя я понятия не имел, кто он такой. А когда дома никого не было, я играл в священника. Икон не было но я вырезал из учебника по истории Средних веков изображения Мадонны, и даже Джоконду вырезал мне казалось, что это тоже святая".
К востоку от Сухума есть несколько древних храмов. Один из них Драндский собор VIII века. В XIX веке рядом с собором возник монастырь, от него сейчас остались живописные развалины, а древний храм стоит крепко. Впрочем, одно из монастырских помещений сохранилось и функционирует: в нем располагается единственная в Абхазии тюрьма – заведение, по российским меркам, образцово-показательное. Живут заключенные в бывших кельях по пять человек. Их обучают бизнес-технологиям и работе на компьютере. Многие сидят за распространение наркотиков сейчас это бич Абхазии. По словам одного из абхазов, в последние годы от наркотиков и на дорогах народу погибло гораздо больше, чем во время войны.
В тюрьме есть храм, куда приезжает раз в два-три месяца священник Виссарион Аплиа, временно управляющий Сухумо-Абхазской епархией. Сам он, как известно, когда-то был преступником. Судя по всему, отец Виссарион пользуется большой популярностью у местных жителей. Рассказывают, что во время войны он крестил людей в траншеях под пулями, помогал вывозить раненых, привозил еду и пленным абхазам, и пленным грузинам. Говорят, именно благодаря ему после войны абхазское население начало поворачиваться к Православной Церкви.
Храм в ущелье
Иеромонах Игнатий (Киут) недавно стал настоятелем еще одного храма в селе Аджары, в Кодорском ущелье. В начале века протоиерей Валентин Свенцицкий, путешествуя к кавказским отшельникам, прошел все эти места пешком, описав царящие здесь мир и покой. Этого не скажешь о последних пятнадцати годах Кодорское ущелье было горячей точкой в грузино-абхазских отношениях. Местные жители сваны, одна из этнических групп кавказских народов, принимали активное участие в боевых действиях на стороне Грузии. Год назад, после событий в Осетии, с помощью российских миротворцев Кодорское ущелье было занято абхазами. В храме Георгия Победоносца, настоятелем которого стал иеромонах Игнатий, когда-то до революции служили русские монахи, в последние годы здесь служил священник-сван, жило несколько грузинских монахинь. После августа 2008 года он и монахини уехали в Грузию, как и многие местные жители.
Мы трясемся с иеромонахом Игнатием и еще одним священником-абхазом иереем Долматом по военно-сухумской дороге. В храм просто так не попадешь, километров за тридцать-сорок от него военный блокпост. Отца Игнатия, к счастью, тут знают нас довольно быстро пропустили.
Чем глубже в ущелье, тем чаще встречаются следы войны. Часть сел наполовину заброшена. Тут и там встречаются брошенные блокпосты, по сторонам от дороги виднеются крашеные столбики где-то здесь заминировано.
Через четыре часа пути добираемся до храма, расположенного в небольшом одноэтажном доме. Здесь уже ждут живущие в Аджарах абхазские военные по рации им сообщили с блокпоста, что едут батюшки.
Удивительно, но сестра уехавшего священника, сванка по имени Света, которая осталась здесь со своими престарелыми родителями, приглашает абхазских священников в гости.
– Значит, она не держит зла на абхазов? спрашиваю отца Игнатия.
– Не знаю, не знаю, задумчиво отвечает он. Когда он приехал сюда первый раз несколько месяцев назад, грузинские монахини не захотели с ним разговаривать. "Вы враг" сказали они ему перед отъездом.
Отец Игнатий служит в храме молебен, говорит короткую речь о монахах, которые молились тут больше ста лет назад, заканчивая ее словами: "Господи, умири нашу жизнь, дай этой земле мир". Эти слова за несколько дней в Абхазии мы слышали очень часто. Война закончилась шестнадцать лет назад, но народ до сих пор от нее не оправился.
Источник: Православие и мир