ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Странные верования неверующих

Сергей Худиев :: 02 марта 2010

Существует некая глубокая проблема восприятия реальности, характерная для нашей образованной публики; и эту проблему лучше всего обозначить, как лень и нелюбопытство. Это уверенность людей в том, что они знают о мироздании, о месте человека в нем, о культурных артефактах и традициях, о представлениях других людей о мире все, что нужно или интересно знать. Это уверенность людей в том, что им совершенно излишне не только что-то менять в своих взглядах на мир, но узнавать об этом мире что-то новое. Поэтому так сложно бывает объяснить что-то, касающееся Церкви – люди абсолютно точно уверены, что знают о Церкви все, и попытки поправить хотя бы самые грубые и фантастические заблуждения вызывают резкое неприятие. Наши оппоненты гораздо лучше нас знают, во что мы, православные христиане, верим, с какой целью совершаем те или иные священнодействия, а если мы пытаемся объяснить, что верим мы не так, и цель наших действий – не такова, то нас обычно не слышат. Не мною, замечено, что типичный разговор между верующим и атеистом напоминает театр абсурда: "Вы, православные, верите в то-то и тот-то. Это очевидная чушь. Вы дураки, потому что верите в такую чушь" "Но мы в это вовсе не верим" – удивляется православный собеседник. "Верите, верите! – настаивает атеист – я-то лучше знаю!"

Именно такой театр мы наблюдаем в последние дни. Наша сборная на олимпиаде выступила по общему признанию, неудачно. Множество неверующих комментаторов – в СМИ и интернете – поспешили объявить, что эта неудача свидетельствует о неудаче православного молебна, совершенного за нашу сборную. Например, журналист Сергей Черняховский в АПН пишет: "Но если уж посещение церкви и благословение становятся в России атрибутом предолимпийской подготовки – нужно идти до конца. Тут уж давайте так – освятил, благословил – отвечай. Получила освященная благословленная сборная по хоккею золото – освятившего субъекта повышаем в ранге. Не получила – лишаем церковного сана. Или понижаем".

Сергей Черняховский тут не одинок – другие люди, в том числе явно полагающие себя культурными и образованными, рассматривают православный молебен именно как магическое средство обеспечить олимпийские медали, и порицают его за неэффективность. Эти люди воспринимают Святейшего Патриарха как колдуна, который должен был наколдовать победу, но не наколдовал – по какому поводу к нему и предъявляются претензии.

Церковь никогда не проповедовала таких магических представлений; откуда же они взялись? Магия, попытки манипуляции духовным миром – очень древнее явление; и член союза журналистов, который полагает, что Патриарх должен был наколдовать победы на олимпиаде, совершенно подражает члену племени, который полагает, что шаман должен был наколдовать успех на охоте. В определенном смысле возникновение магического мышления понятно – люди, которые не верят в Бога, но допускают существование духовного мира, будут думать о том, как использовать этот мир в своих интересах. Перефразируя высказывание Мичурина, маг подходит к духовному миру под лозунгом "Мы не можем ждать милостей от духовного мира, взять их у нее – наша задача".

Множество объявлений от разного рода "потомственных колдуний" предлагают, за умеренную плату, эту задачу решить; залезть в духовный мир, нажать там на нужные кнопки, и результат не замедлит сказаться – как обещает реклама, "на коленях приползет к Вам любимый", "поставлю заговор на удачу в делах", "сниму венец безбрачия" и тому подобное.

Возможно, для многих это явится открытием, потрясающим основы их взглядов на мир, но Церковь занимается не этим. Бессмысленно требовать от Церкви, чтобы она "поставила заговор на удачу в делах", бессмысленно негодовать на нее, что она такого заговора не поставила. Если Вам нужен заговор на удачу, Вы с самого начала обратились не по адресу.

Магия – это принципиально другое явление, которое не имеет ничего общего не только с Православием, но и с религией вообще. Научный атеист может искренне полагать, что священник и шаман – это одно и то же; но в его невежестве было бы странно обвинять Церковь. Церковь не предлагает магических услуг, потому что Богом манипулировать нельзя – Его можно только просить. Может ли человек просить Бога о помощи в своей профессиональной деятельности? Несомненно. Снимает ли это с него необходимость трудиться самому? Разумеется нет, и Церковь никогда не учила тому, что молитва делает усердный труд излишним. Бог не благословляет лентяев. Как ясно предостерегает Писание, " Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник. (Прит.6:10,11)"

Для верующего человека его профессия – способ послужить Богу, исполнить опредленное Им предназначение; и молитва благочестивого профессионала – это не молитва о профессиональных достижениях как таковых, это молитва о том, чтобы его труд послужил благу других людей и его собственному спасению. Всегда ли нашему благу и спасению служит победа в состязаниях? Бог знает это лучше, и верующий человек принимает Его волю со смиренным доверием.

Все это несложно и умещается в два абзаца. Почему же так многие у нас видят в молебне именно магию, и магию, которая "не сработала"? Вполне возможно, дело в том, что "научный атеизм" насаждавшийся у нас десятилетиями, формирует сознание, склонное к магическому взгляду на мир. Поскребите атеиста и найдете оккультиста – и все мы видели, как после падения СССР множество советских атеистов с готовностью кинулись на сеансы Кашпировского и занялись диагностикой кармы. Это не случайность; общий для мага и атеиста механистический взгляд на мир отмечал еще английский исследователь Джеймс Фрезер в своей знаменитой "Золотой Ветви": "Магия – там, где она встречается в чистом виде, – предполагает, что одно природное событие с необходимостью неизменно следует за другим без вмешательства духовного или личного агента". Для атеиста вся реальность представляет собой огромный механизм, управляемый фиксированными законами природы, и если у нее есть некое "духовное" измерение, то оно тоже функционирует механически, по определенным законам, и все, что нужно – это знать, как их использовать.

Причины, по которым человек, воспитанный в атеизме, с легкостью соскальзывает в магию, можно понять; можно понять и недоразумение, которое возникает, когда он смотрит на Церковь через свои "магические очки". Все что мы можем, это еще раз повторить – и надеяться, что нас услышат. Церковь не предоставляет магических услуг. Если Вам был нужен заговор на удачу в делах, Вы с самого начала обратились не по адресу.

Источник: Радонеж

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама