Курс "Самопознание" должен стать основой духовно-нравственного воспитания молодежи. Но вряд ли маловнятные постулаты курса окажут влияние на формирование мировоззрения школьников.
Со следующего учебного года в казахстанских школах внедрят новый обязательный учебный предмет самопознание. Ожидается, что после уроков курса самопознания, разработчиком которого является первая леди Казахстана Сара Назарбаева, дети станут добрее и вообще духовность и нравственность казахстанской молодежи окажется на высоте. При этом обществу еще предстоят дискуссии по поводу самопознания, несущего в себе некоторые элементы неоязычества.
Диспозиция готова
Проект Сары Назарбаевой впервые внедрили в школах в 2001 году. Сегодня "Самопознание" практикуют в 184 (всего в РК 10,5 тыс.) учебных заведениях страны. В детских садах занятия по самопознанию проводят воспитатели и психологи. В начальных классах средних школ предмет ведет классный руководитель. С 5 по 11 классы психологи и учителя этики. В вузах и колледжах РК самопознание изучают только на первом курсе. Так, например, только в Кызылординской области в программу втянуто 2,5 тыс. студентов. По этой программе работают девять экспериментальных площадок области детсады, школы, школа-интернат №1 и Кызылординский государственный университет имени Коркыт-ата. Также самопознание активно применяют в Карагандинской, Петропавловской и Восточно-Казахстанской областях.
В минувшем году в Алматы был открыт колледж "Самопознание", в котором готовят специалистов нового предмета для дошкольных учреждений и начальной школы. Кроме того, впервые в классификатор специальностей бакалавриата, магистратуры и докторантуры (PhD) высшей школы внесли специальность "социальная педагогика и самопознание".
Согласно официальным формулировкам, проект "Самопознание" направлен на общее развитие ребенка, формирование духовного мира и общечеловеческих ценностей. Проект разработан и внедряется под руководством Сары Назарбаевой.
В школьной системе самосознание сводится к урокам-беседам на различные темы от "Пред ликом священной природы" до "Что такое доброта?".
По словам преподавателя экспериментального самопознания Виктории Аксюта, на уроках самопознания школьникам "не ставят оценок и не задают домашних заданий". Она считает, что именно это определяет симпатии школьников к предмету. "Ребята работают в малых группах, изучая темы в форме дискуссий, ролевых игр, моделирования ситуаций, говорит г-жа Аксюта. Уроки начинаются с обмена настроением и разминки. После подачи учителем основного материала идет его обсуждение в разных формах, а по завершении снова обмен настроением. Как правило, к концу урока ребята приходят к важным выводам и какому-то общему настроению".
И, судя по заявлениям чиновников Минобразования РК, это у реализаторов проекта получается. "В результате эксперимента выяснилось, что более 90% учеников после занятий стали добрее и терпимее, а 80% детей успешно пропагандируют доброту в семьях", заявил замначальника управления образования Восточно-Казахстанской области Думангазы Арынгазин. Чем измерены доброта и терпимость детей, г-н Арынгазин не уточнил.
"Курс имеет исключительно положительный эффект это чистота, духовность, единение с природой", свидетельствует "Эксперту Казахстан" директор одной из алматинских школ на условиях анонимности.
"Я был свидетелем этого курса, рассказывает президент Ассоциации вузов Казахстана Рахман Алшанов. Преподаватели и ученики относятся к этому курсу с воодушевлением. Пока у нас комплексного воспитания нет, поэтому проявления такого рода играют положительную роль".
Теперь для всех
По-видимому, воздействие "Самопознания" на учеников стало настолько очевидно, что курс со следующего учебного года внедрят во все учебные заведения страны. Примечательно, что новшества в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения совпадают с переходом системы школьного образования на двенадцатилетний курс об этом президент РК Нурсултан Назарбаев заявил в очередном послании в конце минувшего января.
Еще в декабре 2009 года президент подписал закон о госбюджете на 2010-2012 годы, где оговаривается финансирование внедрения детища г-жи Назарбаевой в детсады, школы и вузы Казахстана.
Уже 3 февраля текущего года в Министерстве образования и науки (МОН) РК отчитались по разработке 34 учебников и 106 учебно-методических комплексов (УМК) на казахском и русском языках, 30 наименований учебной литературы по дисциплине "Самопознание". Тот факт, что внедрение новой школьной дисциплины происходит весьма активно, подтверждают и школьные учителя города Алматы: уже в ближайшие пару недель все они пройдут семинары и тренинги, на которых их научат вести уроки самопознания в соответствии со стандартами разработчиков.
Планируется, что самопознание будет проводиться раз в неделю. Отметим, что в школьном курсе новый предмет сменит познание мира в младших классах и этику и психологию в старших. Кроме того, на уроках самопознания детям предстоит сообщать преподавателю о проблемах в семье и взаимоотношении с окружающими, а наставнику объяснять, как правильно себя вести. Педагогический эффект, ожидаемый от предмета, "научить ребенка жить в гармонии с собой, обществом и окружающим миром".
В проигрыше не останутся и школы, которые получат новое оборудование и учебники. По закону о госбюджете на 2010-2012 годы, только на приобретение оборудования для кабинетов самопознания и покупку учебных материалов по курсу затратят свыше 1,5 млрд тенге. Для примера: содержание вновь вводимых школ и детсадов обойдется казне в 8,6 млрд тенге. "В нашей школе будет организован специальный уголок, а преподаватели уже в ближайшее время пройдут курсы для овладения навыками преподавания самопознания, подтверждает анонимный собеседник "Эксперта Казахстан".
"Детку" в двенадцатилетку
Сара Назарбаева формулирует идею курса, как "возрождение общечеловеческих нравственно-духовных ценностей". При этом речь не идет ни о какой конкретной религии.
По данным российского сектоведа Александра Дворкина, представляющего негосударственный Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского, г-жа Назарбаева является представителем так называемых ивановцев последователей учения Порфирия Иванова. Г-н Дворкин характеризует его как религиозно-мистический культ. Оно воплощено в популярной "Детке" программе тезисов учения Иванова (сам Иванов называл себя Земным богом, Учителем народа). Здесь предписывается дважды в день купаться в холодной воде, ходить босиком, голодать раз в неделю, со всеми здороваться, освободить голову от мыслей о болезнях и распространять заветы Иванова, который говорил, что своим учением дает людям бессмертие.
По официальным документам, курс "Самопознания" трудно упрекнуть в прямой связи с учением Иванова. Скорее наоборот это вполне светская дисциплина: из рекомендованного списка литературы к предмету приводится семь трудов Сары Назарбаевой, три книги Нурсултана Назарбаева, а также джентльменский набор любого обществоведческого курса Конституция РК, закон об образовании и закон о правах ребенка. И только одна книга за авторством Порфирия Иванова. При этом элементы экспериментальных уроков самопознания, текстовый вариант которых можно найти на сайтах региональных департаментов образования, в общих чертах совпадают со знаменитыми тезисами ивановской "Детки": устные пожелания добра всем и коллективный психотренинг поднятия настроения. А еще общечеловеческие призывы любить окружающую природу перемежаются с японской поэзией хокку и русской лирикой XIX века. Но тем самым духовный лейтмотив курса остается именно "ивановским" близость к природе. Г-жа Назарбаева уже от своего имени неоднократно заявляла, что для духовно-нравственного здоровья человека важен "контакт с матушкой-природой". "Вот он воздух, вода, земля, и вы, детки, стоите в ее объятиях", уточняет особенности этого контакта она в одном из интервью.
Таким образом, идеи культа Иванова придут в школу, а традиционные для большинства казахстанцев ислам и христианство нет. Получается, ивановцам известно больше общечеловеческих ценностей, чем мусульманам и христианам. То, что на уроках самопознания не будет идти речь о традиционных религиях Казахстана, становится понятно, когда ни в одном из опубликованных планов уроков курса не говорится ни о пророке Мухаммеде, ни о Христе. Зато часто проскальзывают типично неоязыческие обращения: "Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, я и ты, и вы!". "Мусульмане остро почувствуют что-то инородное и будут попросту игнорировать этот предмет, говорит Мурат Телибеков, глава Союза мусульман Казахстана. Встретив негативное отношение верующих, курс быстро отойдет в забвение".
Страховка нравственности
Поиски опоры духовного воспитания молодежи предпринимаются и в соседней России. Там в качестве учебного предмета школьной программы еще в 2006 году внедрили "Особенности православной культуры". Однако в РФ курс утверждается не Минобразования, а директором школы, где будет вводиться предмет. До этого директор должен собрать подписи родителей учеников за введение курса. "Универсальных подходов не может быть, и, в принципе, они не нужны, считает Мурат Телибеков. Каждый народ имеет свою систему ценностей, поэтому система воспитания должна опираться именно на национальные ценности". "Я думаю, что российский опыт для нас не показателен, ведь у них свои условия воспитания детей, а у нас свои. Мне кажется, самопознание больше подходит казахстанским ребятишкам, чем основы религиозной культуры", считает анонимный директор алматинской школы. Политолог Эдуард Полетаев уверен, что Казахстан присматривается к опыту соседей, и если в РФ все пройдет удачно, то Казахстан его может позаимствовать. "Однако в кризисный период таких изменений делаться не будет. Обстановка и так накалена, и иногда совершенно неполитические решения или инициативы власти обретают политическую окраску. Сейчас вопросы, могущие вызвать недовольство, не будут подниматься", полагает г-н Полетаев.
Источник: Эксперт