ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Религия в мире грез

Современные писатели жанра фэнтези используют в своих произведениях христианские мотивы

Антон Курилович, Мария Ермаченко :: 03 марта 2010

Роман Силантьев – российский ученый, историк религии, доцент Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). В сфере разнообразных интересов и знаний Силантьева – религия вымышленных миров, чему он посвятил уже не одну научную работу.

– Вас можно назвать исследователем религии вымышленных миров, миров, которые создают фантастические произведения? Почему вы обратились к этой теме?

– Это хороший повод привлечь внимание аудитории, особенно молодежной, к религиозной тематике, используя современную фантастику как инструмент, как повод для беседы. Не секрет, что в значительной части произведений фантастики религии – настоящие или вымышленные – играют важную, а нередко даже ключевую роль. При этом если раньше эта тенденция касалась в основном зарубежной фантастики, то сейчас большая часть и российских авторов отводит религии важную роль в своих произведениях. Читая курс про истории религий в МГЛУ, я обязательно посвящаю одну из своих лекций религиям вымышленных миров.

Благодаря сайту "Богослов.ру" у меня появилась возможность начать публикацию статей на эту тему и привлечь к этому делу ряд единомышленников. В перспективе я не исключаю, что у нас появится возможность набрать достаточно материала для издания книги по этой интересной самой широкой аудитории теме.

– И самый яркий тому пример – это, наверное, произведения Джона Толкиена и Клайва Льюиса?

– Полагаю, что да. "Сильмариллион" Толкиена. О христианских мотивах "Сильмариллиона" и "Властелина колец" написаны сотни статей и защищены десятки диссертаций, а нарнийский цикл Льюиса вообще считают примером образцовой христианской сказкой для детей. Впоследствии появились фантастические миры, "заточенные" под конкретные религиозные традиции: католичество ("Путешествие Иеро" Стерлинга Ланье и "Страсти по Лейбовицу" Уолтера Миллера-младшего), шиитский ислам (цикл "Дюна" Фрэнка Хэрберта), иудаизм ("Свалка токсичных заклинаний" Гарри Тертлдава) и православное христианство (византийский цикл Гарри Тертлдава, "Конкистадор" Дмитрия Володихина, "Зиккурат" Юрия Максимова).

– С чем связано появление религии в мире фантастики?

– Причины здесь разные, и не последней из них выглядит желание приблизить фантастические миры к реальности, сделать их более правдоподобными. Если религия благополучно пережила изобретение атомной бомбы и Интернета, то почему бы ей не дожить и до эпохи гиперпространственных полетов и звездных войн? При этом, если в ряде вымышленных миров (как, например, в мире харьковского дуэта Зоричей "Космос будет нашим!") религия просто присутствует, играя сугубо положительную роль, то придуманный английскими игроделами мир "Warhammer 40000" целиком и полностью построен на эпическом противостоянии последователей религии Бога-Императора с многочисленными ордами сатанистов и еретиков. При жизни Бог-Император был воинствующим атеистом и принуждал всех остальных разделить свои убеждения, однако на собственном печальном примере убедился, что научный материализм плохо помогает против демонов. А его уцелевшие последователи ясно осознали, что знаний о традиционных религиях у них не сохранилось, поэтому в сложившейся печальной ситуации заведомо ложная религия обожествленного атеиста все же предпочительнее, чем вообще никакая. Поэтому все положительные герои расы людей в "Warhammer’e" усердно постятся, молятся, слушают благочестивые проповеди и беспощадно искореняют любую ересь. И что интересно, немало российских фанатов этого мира с его помощью стали верующими православными христианами. Например, мой знакомый из Санкт-Петербурга Павел Шульженок, в своих рассказах смоделировавший появление христианства в мире "Warhammer", сейчас стал дьяконом.

– Если говорить о российской фантастике, то какие примеры можно вспомнить?

– Во-первых, к религиозной тематике обращались братья Стругацкие, хотя и делали это неумело. Нельзя не вспомнить о произведениях Лукьяненко, в частности, дилогии "Искатели неба", и циклах Вадима Панова о Тайном Городе и Анклавах. В цикле "Анафема" Сергея Чекмаева повествуется о суровых буднях курируемого фантастическим двойником протоиерея Всеволода Чаплина спецподразделения, которое состоит из сотрудников ОВЦС и МВД и специализируется на локализации сектантов, младостарцев и агрессивных секс-меньшинств.

Не могу не отметить и религиозную составляющую в юмористической фантастике. Рассказы Леонида Каганова "Жесть" и "Гамлет на дне" искрометно описывают тоталитарные секты роботов-человекофобов и роботов-трезвенников, а "Флэшмоб-террор" оригинально высмеивает атеистов, создавших в далеком будущем враждующие культы почитателей орангутана, шимпанзе и австралопитека. В своем романе "Невинная девушка с мешком золота" касается религиозной тематики и корифей юмористической российской фантастики Михаил Успенский. К юмористической фантастике я склонен отнести и книгу "Дети против волшебников" Никоса Зераваса, главные герои которой весело и бодро проводят зачистку школы волшебников в Шотландии.

– Религиозные мотивы активно использует и кинематограф. Что вы думаете по этому поводу?

– "Звездные войны" Лукаса породили целую религию – джедаизм, или джедайство, которая официально признана в Великобритании и насчитывает по всему миру сотни тысяч приверженцев. А вот экранизация "Властелина колец" и особенно последовавший за ней пародийный перевод Гоблина, наоборот, подорвали идеологическую базу толкиенистов-сектантов, резко сократив число верующих в реальность Средиземья.

Из последних фильмов можно упомянуть "2012" с его потопом, ковчегами, разрушающимися соборами и дацанами. И благоразумными продюсерами, решившими не показывать мусульманам сносимую катаклизмом Каабу. До сих пор не угасают бурные дискуссии по поводу фильма "Аватар", в котором сверхъестественные силы присутствуют в полном объеме. Недавно даже группа палестинцев загримировалась под голубых жителей планеты Пандора из "Аватара" и пошла на марш протеста. Кончилось все, правда, как в фильме – их потравили газом и разогнали.

– Вернемся к литературе, в частности, к произведению, вызывающему множество споров: романам о Гарри Поттере. Многие просто уверены, что "православным детям это читать нельзя". Вы же из числа тех, кто считает, что это вполне христианская литература?

– В книгах Роулинг напрямую нигде не сказано о вероисповедании ее героев, но тем не менее опосредовано такие намеки присутствуют. Так, нельзя не отметить, что дети из школы Хогвартс отправляются на рождественские и пасхальные каникулы, главный герой крещен в младенчестве и почитает святых. Хотя бы из этого можно сделать вывод, что религия в романах о Гарри Поттере наличествует, и это именно христианская религия традиционного характера. А что до колдовства, то оно в любых сказках присутствует. И у Льюиса с Толкиеном тоже наблюдается.

Успех книг о Гарри Поттере породил множество подражаний. В частности, это популярные циклы Дмитрия Емца о Тане Гроттер и Мефодии Буслаеве, в которых пропаганда христианских идей видна невооруженным глазом.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама