ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Алексей Лидов: Предупреждение об опасности

05 марта 2010

Директор Научного центра восточно-христианской культуры, член-корреспондент Российской Академии художеств Алексей Лидов – один из тех, кто подписал письмо работников культуры и науки Святейшему Патриарху. Он прокомментировал "ТД" свое решение выступить против передачи Церкви икон и богослужебных предметов, находящихся в музеях.

– Алексей Михайлович, почему Вы подписали это письмо? Ждете ли Вы конкретных результатов?

– Я не только подписал это письмо, но и был одним из его составителей, потому что сюжет этого письма – одна из наиболее актуальных и важных проблем нашего общества. Мне представляется, что сохранению культурного наследия угрожает весьма серьезная опасность. И задача экспертов и специалистов, к числу которых могу себя отнести, состоит в том, чтобы предупредить и Церковь, и власть, и общество о возможных последствиях непродуманных решений.

– Однако значительная часть ценностей, о которых идет речь, была украдена советским государством у Церкви. Продолжая удерживать их в запасниках, Россия фактически становится преемницей СССР в этом вопросе?

– Значительная часть церковного имущества была конфискована после революции – это неоспоримый факт. Если речь идет об украденной собственности, должен вставать вопрос о реституции, а он имеет отношение не только к Церкви, но и ко многим организациям и частным лицам, имущество которых было конфисковано или, в Вашей терминологии, украдено.

Ничего не имею против реституции как процесса возвращения собственности. Просто тогда надо называть вещи своими именами и решать вопрос на государственном уровне. Мы в нашем письме говорим о другом.

Когда речь идет о древних памятниках, возникает общая цель (уверен, что она общая и у Церкви, и у профессионалов, и у всего народа) – сохранить эти памятники и передать их нашим потомкам. И худшее, что можно себе представить, – если в процессе реституции эти памятники начнут гибнуть или будут серьезно повреждены. А такая опасность, по мнению всех профессионалов, реально существует.

Самый последний и яркий случай – ситуация с иконой Богоматери Боголюбской, которая была передана во владимирский Княгинин монастырь в начале 90-х годов и сейчас "срочно госпитализирована" на реставрацию, потому что стала покрываться плесенью, начал отставать грунт, пошло разрушение красочного слоя... А это уникальный памятник русской и в целом всей православной культуры 12 века. Неправильное использование этого памятника, неадекватные условия пребывания иконы в храме создали ситуацию ее возможной гибели. Это конкретный пример того, чего мы пытаемся избежать.

– В музеях иконы часто лежат в запасниках десятилетиями, недоступные для посетителей. Кроме того, в музеях, как известно, тоже не все идеально с хранением ценностей (вспомним недавнюю историю с кражей из Эрмитажа). Не будет ли разумным передать их Церкви, чтобы люди получили к ним доступ?

– Когда-то я привел такое сравнение – это примерно , как выставить больного ребенка на мороз для закаливания. Условия в запасниках не везде идеальные, но в большинстве музеев довольно тщательно соблюдается температурно-влажностный режим. Есть у нас и образцовые запасники – например, запасник Государственной Третьяковской галереи, в котором я не раз бывал. Запасники практически всех ведущих музеев отвечают требованиям современного хранения. Хотя, конечно, в провинциальных, бедных музеях ситуация хуже. Но все равно пребывание древней иконы в храме создает постоянные угрозы, связанные с постоянным изменением температурно-влажностного режима, с копотью, с целым рядом естественных в процессе богослужения явлений.

Если мы обратимся к традиции, то увидим, что в древности реальная жизнь иконы в храме ограничивалась 100 – 150-ю годами. После этого элементарно темнела олифа и икона становилась неразличимой. И ее либо записывали, либо переводили в разряд негодных к употреблению церковных досок и чаще всего уничтожали. Из этих икон зажигался огонь в Великий Четверг, на котором варилось святое миро. Такова была византийская практика. В русской традиции старые иконы обычно хоронили. В древнерусской Церкви и даже в Церкви 19-го века практически не было древних икон – если у Церкви были необходимые средства, иконы постоянно обновлялись.

Первые музеи икон создавала Церковь в 19-м веке, когда пришла в голову совершенно разумная идея о том, что негоже уничтожать памятники нашей древней культуры, а надо их сохранять. И сохраняли их не в храмах, а в епархиальных музеях, за исключением особо почитаемых и чудотворных икон, таких как Богоматерь Владимирская или "Троица" преподобного Андрей Рублева. Мне довелось читать документы, относящиеся к реставрации и осмотру этих икон сразу после революции. Известно, что образ Владимирской Богоматери, который мы видим сейчас и который потрясает своей духовной красотой весь мир, никто никогда не видел. Икона была под слоями записей и в ужасном состоянии с точки зрения сохранности, кроме того люди видели довольно примитивную и малохудожественную живопись 19-го века. Абсолютно такая же ситуация была с "Троицей" Андрея Рублева.

Эти "священные доски" почитались как чудотворные, но великого духовного искусства никто не видел. Оно было явлено только после реставрационного раскрытия этих икон, после их попадания в музеи. В этом есть некий парадокс, но такова историческая реальность.

– В письме написано, что в случае передачи святынь Церкви, к ним будет отсутствовать доступ у неправославных. Разве храмы и монастыри закрыты для посещения нехристианами?

– Это большая проблема в нашем обществе. Если мы обратимся к данным социологических исследований, то они отражают очень красноречивый факт: на Пасху, в главный праздник, в храмы приходит меньше 5% населения России. Это значит, что остальные вообще никогда не ходят в церковь, хотя часто называют себя православными.

И даже замечательный пример сотрудничества Церкви и музея – помещение Владимирской Божией Матери в храм Святителя Николы в Толмачах при ГТГ – приводит к тому, что 90% посетителей ГТГ не видят эту замечательную икону, просто потому, что не знают о ее нахождении в храме или не доходят до храма.

Этот пример выглядел уникальным, удачным компромиссом. Но даже в этом случае мы видим, что очень важная миссионерская роль, которую эта великая православная икона выполняла в залах главного собрания русского искусства, практически исчезает. Образ на великой иконе покорял тысячи наших соотечественников и иностранцев, становясь для многих людей первым импульсом для обращения к Православию, но в результате перемещения в пространство одного конкретного храма икона в значительной степени утратила свою духовно-просветительскую функцию. Мне кажется, это сюжет, о котором стоит подумать. Иконы в музейном пространстве – это не только обеспечение сохранности святынь, но и возможность доступа к ним разных слоев общества. В музеях они выполняют огромную, неоценимую роль проповедников нашей духовной культуры. Через них устанавливается связь православной традиции со всем российским обществом, которое еще далеко не полностью православно.

– Сегодня же опубликовано встречное письмо президенту Медведеву от представителей культуры с просьбой, наоборот, передать Церкви ценности. Не кажется ли Вам, что сравнение этих писем показывает, что найти общий язык не так уж трудно. Возможен ли компромисс? Каким Вы его видите?

– В обществе существуют разные точки зрения. Позицию, изложенную в нашем письме, поддерживают практически все ведущие специалисты, которые занимаются конкретными исследованиями православного и древнерусского духовного наследия. Среди подписавших упомянутое Письмо Президенту нет ни одного профессионала, искусствоведа или реставратора. Наши оппоненты исходят из общего мнения, что храмы и иконы должны принадлежать Церкви. У меня нет возражений, пока речь не идет о хрупких и беззащитных древностях. В отношении этих древностей мнение профессиональной среды, специалистов, посвятивших свою жизнь изучению древних памятников, абсолютно консолидировано – древние памятники должны находиться на особых условиях хранения, по возможности в музеях (церковных или светских). Главная идея нашего послания Патриарху – предупреждение об опасности и о необходимости ее предотвращения.

Мы против бесплодной и разрушительной конфронтации, заложником которой могут стать главные ценности нашей национальной культуры. Наша принципиальная позиция – диалог и сотрудничество. Компромисс возможен, более того, необходим. И мое конкретное предложение, которое поддержали многие коллеги и представители власти, состоит в том, чтобы создать трехстороннюю комиссию, наделенную серьезными полномочиями, в которую бы вошли представители Церкви, государства и экспертного сообщества. Только вместе мы сможем решить возникающие вопросы. Надо также понимать, что речь идет о длительном процессе и серьезной работе, которая может растянуться на годы. Но сохранение национального культурного наследия, правда же, стоит таких усилий.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама