Выставка "Святая Русь", только что открытая в парижском Лувре с грандиозной торжественностью в присутствии президентов России и Франции, выглядит не так победно, если вспомнить, что в это же самое время в России набирает обороты волна экспроприации из музейных фондов религиозных ценностей.
Есть скрытая для посетителей Лувра двусмысленность в этой выставке, где представлено 438 уникальных экспонатов из коллекций 24 российских музеев. Псковские, новгородские, владимирские, ярославские иконы, другие предметы христианского искусства все они сохранились в годы безбожной советской власти только благодаря музеям. Теперь это предлагается отдать, нередко в ультимативной форме.
Жулики и арабисты
Те иконы, что сейчас поехали в Лувр, мы вытаскивали во время экспедиций из помета, спасая от уничтожения, говорит Алиса Аксенова, директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А какая шла борьба за их выставление в наших залах! На меня дело было заведено в обкоме КПСС за то, что я издала буклет икон XVIII века. Тираж приказали изъять. А теперь меня и других музейщиков жуликами называют. Утверждают, что мы укрываем награбленное.
Слово "жулики" прозвучало из уст не простого приходского священника, а председателя Синодального отдела Московской патриархии, проректора Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Дмитрия Смирнова. Не так давно протоиерей приезжал во Владимир. В выражениях матроса Железняка высказался о памятнике XII века и символе города Золотых воротах, где размещена историческая диорама: "Вам (музейщикам то есть. Ред.) нужна диорама к себе домой! Или стройте новое помещение". И тут же совет местному священнику: "Активнее надо действовать. Приходите сюда и служите!"
Примечательно, что новый законопроект, облегчающий процедуру передачи музейных экспонатов РПЦ, еще только разрабатывается, однако речи уже звучат горячие. Временами доходит до совсем уж некрасивых пассажей: директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, активно противостоящего изъятиям из музеев, обвиняют в том, что он духовно противостоит православию и даже ненавидит его, только потому, что мать Пиотровского армянка, а сам он по образованию арабист.
Икона заплесневела
В девяностые годы, когда в России начался процесс возрождения церкви, владимирский музей освободил и передал епархии 17 отреставрированных храмов. Тогда же было передано около 600 предметов религиозного искусства церковных облачений, утвари, икон. В том числе одна из наиболее чтимых русских святынь "Богоматерь Боголюбская" XII века. Помещенная в стеклянную витрину в Успенском соборе владимирского Княгинина монастыря и оснащенная датчиками температуры и влажности, икона, казалось бы, находилась в безопасности. Только соблюдай предписанные правила хранения. Вот с этим-то у монахинь возникли проблемы. Новый гранитный пол в соборе нарушил воздухообмен. Потом закрыли ковровыми дорожками вентиляционные решетки вдоль стен. Усугубило ситуацию отключение специальных осушителей воздуха, довод: "Сильно шумят во время служб и едят много электроэнергии, дорого". В результате икона заплесневела изнутри, и ее в срочном порядке пришлось из монастыря изъять. Сейчас она находится в мастерских владимирского музея, переезд в Москву памятнику противопоказан, поэтому специалисты из столичного реставрационного центра Грабаря ездят к ней, как на свидания. Один из них, искусствовед Лев Лифшиц, говорит, что икона пропиталась большим количеством влаги и удастся ли ее спасти сказать пока невозможно. Монахини, по словам Лифшица, относятся к драме иконы философски: "Бог дал, Бог взял". Как будто Бог избавляет от ответственности!
Раритеты с ногами
В середине февраля сотрудники ведущих российских музеев написали письмо президенту Медведеву с просьбой не передавать церквям религиозные памятники из музейных фондов, это может погубить раритеты, признанные общенациональным и мировым достоянием. Теперь новое письмо деятелей культуры и науки Патриарху. Речь там все о том же.
Мы определили свою нравственную позицию, но скорее всего делу это не поможет, говорит директор Рыбинского музея-заповедника Сергей Черкалин. Защититься в условиях гражданского общества было бы проще, там все призывы к власти более действенны. У нас гражданское общество слабое, полагаю, что отдавать придется.
Сначала государство уничтожило религию, отдав музеям церкви и предметы культа, теперь оно разрушает музеи. Как вы считаете, почему появился этот законопроект, зачем он власти?
Я думаю, это поиск идеологической основы для государства. Поскольку в другом месте национальная идея никак не находится, то решили опереться хотя бы на церковь. Что касается церкви, то у нее подход прагматический она хочет получить то, к чему есть туристический поток. Есть еще и лобби антикварного рынка, мне кажется, оно достаточно сильное, чтобы протаскивать этот законопроект. Ведь увести из церкви ценную икону куда проще, чем из музея. Посмотрите, сколько икон, утвари было передано в храмы в девяностые. У многих вещей "выросли ноги", теперь они в частных коллекциях.
Достояние в сундуке
Петя, миленький, звоню давнему знакомому, ныне отцу Петру, настоятелю отдаленного храма в Новгородской области, объясни, так ли уж нужны тебе музейные иконы?
Он смеется:
Совсем не нужны. Как-то привезли мне в подарок иконостасик середины XIX века. Положил я его в сундук, закрыл на замок и чуть ли еще не спал на нем так боялся, что украдут. Воровство страшное в округе, а ставить храм на сигнализацию денег нет, приход-то бедный у нас. Да большинство храмов без охраны. Мучился-мучился и отдал подарок назад. Не по силам сохранять. А на иконах специально пишем: "Новые. Ценности не имеют". Так и спасаемся.
Силен лукавый
Так сложилось, что ничего особо ценного мы нашей епархии не передали ни иконы, ни церкви. Пока все держим у себя, говорит зам. директора Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская. В совместном использовании у нас находятся три церкви, одна из них Ильи Пророка с росписями Гурия Никитина и Силы Савина, там службы идут только по выходным. Илью епархия очень хотела бы получить обратно, но нам в свое время помогли Министерство культуры и директор Государственного музея искусствознания Алексей Комеч, царствие ему небесное. Убедили, что сохранять эту церковь, да и другие, могут только специалисты. Сыграло роль и то, что центр Ярославля был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Словом, пока больших скандалов нет. Что дальше будет не знаем.
Ярославлю, можно сказать, повезло с их миролюбивой епархией. Пока на отношения с владыкой не жалуются и в Костромском музее-заповеднике, хотя, по признанию замдиректора Марины Ковалевой, ситуации бывают разные. "Но мы понимаем, что в церкви как в армии, добавляет она. Выйдет приказ забирать и все возьмут под козырек. Силен лукавый".
А в это время
Запад открыл для себя русскую иконопись в начале двадцатого века. Спустя сто с лишним лет интерес к русским иконам не исчез. Чтобы его удовлетворить, сколачиваются целые преступные сообщества, которые целенаправленно занимаются грабежом церквей и контрабандой икон. Поэтому у сотрудников антикварных отделов угрозыска работы хватит на много лет вперед. Сегодня в 20 тысячах российских храмов и монастырей размещены ценные произведения древнерусской живописи и прикладного искусства. Все это добро практически открыто для преступников: только треть всех российских храмов контролируют подразделения вневедомственной охраны.
Источник: Собеседник