Дмитрий Быков, писатель, журналист, поэт, кинокритик, сценарист
На родине всё как-то проще...
В последнее время мне ближе эта цитата: "За границу я прежде ездил, и всегда мне тошно бывало. Не то чтоб, а вот заря занимается, залив Неаполитанский, море, смотришь, и как-то грустно. Всего противнее, что ведь действительно о чем-то грустишь! Нет, на родине лучше: тут, по крайней мере, во всем других винишь, а себя оправдываешь".
Это из разговора Раскольникова со Свидригайловым в первой главе четвертой части "Преступления и наказания". Здесь удивительно глубокая, но в спешке пробормотанная мысль. Россия не всякая Родина, а именно наша в самом деле как-то очень располагает к тому, чтобы себя оправдывать, а других винить. Связано это, думаю, с тем, что Россия сама на себя берет огромную часть наших грехов; здесь можно все свалить на среду, эпоху, правительство, даже климат, и все оно, может быть, в самом деле виновато, может быть, нарочно все так плохо устроено, чтобы человек себя больше уважал. Это одна трактовка, но возможна и другая: в России все на человека так давит правительство, соотечественники, мельчайший представитель власти вплоть до распоследнего чиновника, что попросту невозможно, в порядке компенсации, не начать винить во всем остальных, а себя оправдывать. Как бы то ни было, уловлена поразительно точная вещь: за границей ты себя рассматриваешь честней и беспристрастней и больше грустишь. На фоне Неаполитанского залива все мы не очень хороши, а в русском контексте даже в самом прекрасном пейзаже как-то оно проще.
Феликс Разумовский, историк, писатель, телеведущий
Цена самопознания
В наших нынешних обстоятельствах, когда мы очевидно утратили способность понимать самих себя, когда не первый год топчемся на месте, ибо не можем, не умеем восстановить русское мирочувствие и русскую жизнь, самое время обратиться к прозрениям и опыту Достоевского.
Вот какое признание сделал писатель в 1874 году своему другу Всеволоду Соловьеву: "Мне тогда судьба помогла меня спасла каторга... совсем новым человеком сделался... Я там себя понял... Христа понял... русского человека понял и почувствовал, что я и сам русский, что я один из русского народа".
Разумеется, никто не предлагает всем нам тотчас отправиться на каторгу или сесть в тюрьму. Речь о другом о цене самопознания. Понять "русского человека" и возродить Русский мир не удастся как бы между делом, играючи. Свою судьбу, свою почву, свое национальное бытие придется снова всесторонне выстрадать.
Антон Красовский, журналист
"Я ведь тоже Карамазов"
"Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил", говорил Митя Карамазов, обращаясь оттуда, из позапрошлого столетия из века осмысления в наш обессмысленный век, во все последующие века.
Пожалуй, все русское, за исключением, наверное, русской жизни, безмерно, бесконечно, беспечно до беспредельности. Тут роща становится чащей, проплешина полем, ошибка грехом, страх преступлением. Мы не в состоянии остановиться, не в силах прекратить. Наверное, поэтому и русские святые какие-то непреостановленные, их святость за каким-то немыслимым, недотягательным барьером.
Мы растем, идем в школу, заводим семью, всякий день, всякую минуту, секунду, миг полагая, что наступит другая, настоящая жизнь, где уж мы-то точно повстречаемся с надеждой. Где все будет иначе, по-настоящему. В своей широте мы отказываемся признать, что эта малюсенькая, простая жизнь может быть нашей. Ну как так? Ведь вот какие мы, и вот она. В нашем представлении настоящая жизнь должна быть настолько иной, что даже бессмысленно что-либо делать для улучшения этой, "невсамомделешной". Мы все от рождения мним себя золушками, совершенно резонно полагая, что тут хоть сто мешков фасоли перебери, а принцессою не станешь. Одна надежда на чудо. Ведь та, принцессина, жизнь и есть наша, а эта, у корзины с углем, какой-то чужой девочки.
Так что все наши пороки: лень, похабство, хамство, дерзость, мелочность и чванство от этой самой широты. А что ж не согрешить-то? Раз жизнь не наша, так и грехи, стало быть, не наши. Чужие. Не твои.
И не мои "я ведь тоже Карамазов".
Сергей Юрский, актер
Ценю Достоевского-сатирика
Я очень люблю и ценю Достоевского-сатирика и считаю его замечательным острокомическим писателем. А потому и процитировать хотелось бы Фому Фомича Опискина героя из повести "Село Степанчиково и его обитатели", человека, который, по его собственным словам, "останется в столетии": "Но где тебе понять, где тебе оценить меня! Для вас не существует великих людей, кроме каких-то там Цезарей да Александров Македонских! А что сделали твои Цезари? Кого осчастливили? Что сделал твой хваленый Александр Македонский? Всю землю-то завоевал? Да ты дай мне такую же фалангу, так и я завоюю, и ты завоюешь, и он завоюет... Зато он убил добродетельного Клита, а я не убивал добродетельного Клита... Мальчишка! прохвост! розог бы дать ему, а не прославлять во всемирной истории... да уж вместе и Цезарю!"
Мне не раз приходилось произносить эти слова на сцене в постановке Павла Хомского "Фома Опискин". Пояснять я ничего не буду, поскольку если сатира не смешна, то и комментировать ее, как и комментировать анекдот, совершенно бессмысленно.
Алексей Варламов, писатель, лауреат премии Александра Солженицына
Он угадал наше время
Есть в "Бесах" одно место, которое поразило меня, когда я перечитывал этот роман на рубеже 80–90-х годов прошлого века. Никогда я не думал, что Достоевский вдруг окажется нашим современником, свидетелем нашей жизни в буквальном смысле слова. А между тем вот это уже про наш век, про нашу перестройку и про ту смуту, из которой мы никак не можем выбраться: "В смутное время колебания или перехода всегда и везде появляются разные людишки. Я не про тех так называемых "передовых" говорю, которые всегда спешат прежде всех (главная забота) и хотя очень часто с глупейшею, но всё же с определенною более или менее целью. Нет, я говорю лишь про сволочь. Во всякое переходное время подымается эта сволочь, которая есть в каждом обществе, и уже не только безо всякой цели, но даже не имея и признака мысли, а лишь выражая собою изо всех сил беспокойство и нетерпение. Между тем эта сволочь, сама не зная того, почти всегда подпадает под команду той малой кучки "передовых", которые действуют с определенною целью, и та направляет весь этот сор куда ей угодно, если только сама не состоит из совершенных идиотов, что, впрочем, тоже случается... Солиднейшие из наших умов дивятся теперь на себя: как это они тогда вдруг оплошали?.. А между тем дряннейшие людишки получили вдруг перевес, стали громко критиковать все священное, тогда как прежде и рта не смели раскрыть, а первейшие люди, до тех пор так благополучно державшие верх, стали вдруг их слушать, а сами молчать; а иные так позорнейшим образом подхихикивать".
Вот и мы все хихикали да подхихикивали...
Владимир Лавров, доктор исторических наук, заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН
Люблю Алешу и покорен Соней
Не могу выделить цитату, мысль или эпизод. Просто люблю Алешу Карамазова. И полюбил сразу, не перестав быть материалистом... А теперь у меня духовник, который в моем сердце ассоциируется с Алешей.
И если "Братьев Карамазовых" я прочитал еще старшеклассником, то потребность открыть "Преступление и наказание" пришла после сорока лет. И не то чтобы полюбил, а почувствовал родной Соню. Почувствовал, что только такая женщина могла бы полюбить, принять и простить меня, и быть вместе со мной, и пойти за мной. И такую женщину нельзя обидеть. Она вроде бы и не глава своему мужчине, но она с Христом, а потому... Однако не довелось встретить женщину, которая в сердце моем ассоциировалась бы с Соней.
Наконец, мне кажется, что Алеша и Соня существовали и существуют в действительности, а запечатлел их не столько Федор Достоевский, сколько Сам Христос рукою русского писателя.
Яков Тестелец, доктор филологических наук, профессор Института лингвистики РГГУ
Гармония и тайна слова
Любимых мной мест у Достоевского много, и могу назвать три, где его литературное мастерство достигает такой сказочной высоты, что, читая, испытываешь счастье. Это любовное объяснение и примирение умирающего Степана Трофимовича с генеральшей Ставрогиной в предпоследней главе "Бесов" поразительный аккорд из юмора, светлого лиризма и трагедии. Три всем известных разговора Ивана со Смердяковым и сцена с чертом из "Братьев Карамазовых".Наконец, это ритмическое стихотворение в прозе, которым открывается главная часть "Сна смешного человека". Гармония и тайна, как в музыке Моцарта: "Вот тут-то я вдруг и заснул, чего никогда со мной не случалось прежде, за столом в креслах. Я заснул совершенно мне неприметно. Сны, как известно, чрезвычайно странная вещь: одно представляется с ужасающею ясностью, с ювелирски-мелочною отделкой подробностей, а через другое перескакиваешь, как бы не замечая вовсе, например, через пространство и время...".
Источник: Фома