ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Пора уйти от разговоров о "дремучих попах" и "музейщиках-безбожниках"

Протоиерей Всеволод Чаплин :: 17 марта 2010

Полным ходом идут дискуссии по законопроекту о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Каждое его положение детально обсуждается, ведь речь идет о сохранении большого пласта культурного наследия целого народа. Деятели культуры и искусства продолжают выражать свою обеспокоенность грядущими переменами, о чем пишут в обращениях к президенту и патриарху. Их сомнения в интервью корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной попробовал развеять председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, который принимает активное участие в работе над будущим законом.

– Отец Всеволод, что Вы как человек, который участвует в разработке законопроекта, можете ответить на обеспокоенность деятелей культуры и искусства?

– В законопроекте ясно говорится, что его действие не распространяется на предметы музейного, архивного и библиотечного фондов. Все, что касается этих фондов, регулируется другими законами, которые менять не предполагается. Эти фонды останутся целостными, что предполагается, в частности, законодательством о музейном фонде. Никакой массовой передачи предметов из музеев этот законопроект не предусматривает. Процесс передачи в пользование Церкви икон и некоторых других святынь как шел, так и идет, при этом они остаются частью целостного музейного фонда. И в каждом подобном случае ведутся предварительные консультации между музеями, Церковью и органами власти, ответственными за сохранность музейных ценностей.

– Мы говорили о законопроекте с заместителем генерального директора музеев Московского Кремля Андреем Баталовым, и, по его мнению, формулировки законопроекта настолько размыты, что, прочитав его, сложно понять, что музейные, архивные и библиотечные фонды не подпадают под его действие.

– Нет, формулировка абсолютно четкая. Это совершенно однозначно. Двух толкований здесь быть не может.

– Что касается церковных зданий, предусматривает ли законопроект передачу их всех в собственность Церкви? Должны ли быть исключения? Например, здания, находящиеся в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, особо крупные здания с хрупкими святынями внутри...

– Надо сказать, что законопроект постоянно меняется, он находится в стадии разработки, он еще даже не внесен на рассмотрение правительства, поэтому стоит говорить скорее о рабочем тексте. Есть ряд разновидностей объектов культурного наследия, которые, согласно действующему закону об объектах культурного наследия, в любом случае остаются в собственности государства. Это касается и объектов из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО: они могут находиться в пользовании религиозных организаций, но в собственность их передавать не планируется, – это касается, кстати, и московского Новодевичьего монастыря.

– Представители музейного сообщества обеспокоены сохранностью святынь и указывают на ошибки, совершенные церковнослужителями при обращении с ними...

– Я не думаю, что сейчас время перечислять все ошибки, которые были сделаны. Да, к сожалению, был ряд ошибок и со стороны церковных пользователей памятников культуры, но не меньше ошибок было со стороны музеев. И те случаи, которые периодически приводятся для обвинения Церкви, на мой взгляд, требуют детального расследования. Известно, что при реставрации многих икон использовались высокотоксичные реагенты, а некоторые иконы при реставрации буквально доскоблили до доски. Некоторые специалисты утверждают, что фрескам Рублева в Успенском соборе во Владимире был нанесен урон не вследствие богослужений, а в результате работы смонтированной музеем новой системы отопления. Известно, что в одном очень знаменитом и уважаемом музее иконы в хранилище покрылись плесенью, о чем в 2002 году известный искусствовед писал президенту России. Известно, что деревянная церковь, стоявшая около Ипатьевского монастыря, сгорела тогда, когда территорию, на которой стояла эта церковь, и ее саму контролировал музей. Так что ошибки были с разных сторон. Можно идти двумя путями. Можно идти путем подсчитывания ошибок, и я думаю, что в этом случае список церковных ошибок будет гораздо меньше списка музейных ошибок, хотя бы потому, что большинство изъятых из храмов икон сегодня находится в музее. А можно идти по другому пути – по пути поиска таких решений, которые позволяли бы в будущем этих ошибок избежать. Я сторонник второго пути и считаю, что у Церкви и музеев есть большой потенциал взаимодействия. Нам нужно вместе заботиться о том, чтобы памятники церковного искусства, находящиеся как в храмах, так и в церковных и светских музеях, получали должную заботу, чтобы о поддержании и восстановлении этих памятников мы заботились вместе – государство, церковь, музейное и экспертное сообщество.

Более того, нужно перейти от сердитых разговоров о "дремучих попах, которые вот-вот начнут на иконах рубить капусту", и о "музейщиках-безбожниках, кощунственно попирающих иконы", к более цивилизованной дискуссии. Тем более, что и заслуги музейщиков очевидны, и в Церкви сегодня есть множество людей, способных на самом высоком уровне отвечать за сохранность памятников культуры.

– Звучат такие мнения, что перед принятием этого законопроекта необходимо разработать дополнительный законопроект о контроле над сохранностью таких объектов...

– Такой закон давно существует – это закон об объектах культурного наследия, где прописаны обязательства всех людей и организаций, в чьей собственности или распоряжении находятся памятники культуры. Этот закон в полной мере касается религиозных общин. Более того, ожидается, что его требования будут ужесточаться – уже в ближайшие дни в Государственной Думе ожидается первое чтение новой редакции этого закона. В любом случае его принятие ожидается до принятия того проекта, о котором мы говорим.

– Что касается церковной системы охраны памятников... Многие музейщики говорят, что внутри Церкви такой системы сейчас не существует, в то время как раньше были епархиальные архитекторы и структуры, которые внутри Церкви контролировали сохранность святынь.

– Никто не предполагает передавать ценные памятники культуры в плохо охраняемые и бедные сельские храмы. В крупных храмах и монастырях система охраны и поддержания культуры, на мой взгляд, все больше соответствует музейной или даже превосходит ее. По крайней мере, используются самые современные технологии, а уж об охране любого монастыря нечего и говорить, охраняются они более чем надежно.

– Предусматривается ли в законопроекте государственное финансирование, направленное на охрану и сохранение передаваемого в собственность Церкви имущества?

– Существует еще один законопроект, который был подготовлен министерством культуры. Он предполагает снятие запрета на выделение государственных средств на реставрацию храмовых зданий, которые находятся в собственности религиозных объединений. Это соответствует мировой практике. Надо иметь в виду, что эти здания будут одновременно реставрироваться и за счет государства, и за счет религиозных общин. И государству гораздо выгоднее вкладывать средства в те объекты, на восстановление которых будут поступать и негосударственные средства, чем брать на себя сто процентов расходов, как это обычно происходит в случае памятников, находящихся в полном распоряжении государства. В любом случае средства, которые выделяются государством на реставрацию церковных зданий, не покрывают основной части расходов. Религиозным общинам приходится расходовать собственные средства, средства благотворителей. Так было всегда. В девяностые годы, когда государство не выделяло практически ничего на восстановление церковных зданий, общины за свой счет произвели основной объем реставрационных работ, в том числе на зданиях, которые им передавались в руинированном состоянии.

– Часто говорят о том, что не нужно торопиться передавать церковное имущество в собственность Церкви

– Ситуация, которая сейчас у нас существует, достаточно абсурдна. Такое немыслимо в большинстве европейских стран, преодолевших тоталитарное прошлое. Почти все здания, которые находятся по пятьдесят и более лет в руках верующих, переданы им только в пользование, а не в собственность. Разрешению этой стоящей уже много десятилетий проблемы и посвящен тот законопроект, о котором мы говорим. Я думаю, что верующие ждут уже достаточно для того, чтобы эта несуразица советских времен была исправлена. Тем более что, согласно нынешней экономической политике, в руках государства должны преимущественно оставаться те здания, которые нужны для исполнения функций самого государства. Понятно, что религиозная деятельность к числу этих функций не относится.

– В запасниках российских музеев пылятся сотни тысяч икон. Это проблема, которую, наверно, трудно игнорировать. Нужен ли отдельный законопроект?

– Думаю, что нет. Их положение регламентируется законодательством о музейном фонде. Как я уже сказал, законопроект, который мы обсуждаем, ясно говорит, что особенности передачи предметов, находящихся в составе музейного фонда, регламентируется законодательством о музейном фонде. Оно уже есть. Однако нужно, чтобы общество знало, сколько икон и других святынь находятся в музеях, каковы условия их хранения, каково их состояние. Вот почему я убежден, что совместная церковно-государственная забота о сохранении памятников церковного искусства должна включать в себя и детальное изучение этого вопроса.

– Какие конкретные шаги сейчас необходимо предпринять, чтобы выработать эффективную модель сотрудничества музеев, государства и Церкви?

– Нужен некий совместный механизм, на мой взгляд, для взаимодействия между государством, Церковью и экспертным сообществом, который позволит наблюдать за охраной памятников церковного искусства, за их поддержанием и восстановлением. Какие-то параметры такого механизма мы уже не первый месяц обсуждаем с руководителем Росохранкультуры Александром Владимировичем Кибовским. Я думаю, настает время для подачи предложений Святейшему патриарху и государственному руководству о том, как может выглядеть такая система совместной работы. Важную роль, на мой взгляд, здесь должен сыграть патриарший Совет по культуре.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама