ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Опричная столица Руси

В Александровской слободе веками сосуществовали духовность и политика

Андрей Баталов :: 18 марта 2010

ександровская слобода – это не просто географическое название. Как и Коломенское, Царское Село, Александровская слобода стала устойчивым понятием, которое раскрывает определенный период в русской истории и культуре. Для Александровской слободы – это прежде всего эпоха Ивана Грозного.

Несмотря на отдаленность от столицы, Александровская слобода тесно связана с жизнью государева двора в XVI веке. Казалось бы, добрая сотня километров отделяет слободу от Московского Кремля, однако в историко-культурном пространстве страны эта дистанция оказывается значительно короче. Во второй половине XVI века Александровская слобода стала не столько "филиалом" Московского Кремля, сколько политическим центром страны, затмевающим в определенный период ее истории значение московской резиденции первого русского царя. Можно с уверенностью утверждать, что нет на русской земле места, более отразившего одну из самых загадочных и значимых для истории русского государства эпох, нежели Александровская слобода. Здесь практически полностью сохранилась историческая среда царской резиденции. В связи с этим можно указать на один парадокс. Строго говоря, в Московском Кремле почти полностью утрачен историко-архитектурный пласт, связанный с именем Ивана Грозного. Безжалостное время поглотило дворец царевичей и Сретенский собор, церкви Черниговских чудотворцев и Александра Невского, разобран каменный великокняжеский дворец, обновленный Грозным после пожара 1547 года, исчезли Посольская палата и легендарная шатровая церковь преподобного Сергия Радонежского и другие храмы. От строительства времен Ивана Грозного в Кремле сохранились лишь приделы Благовещенского собора и архитектурная декорация его южной галереи.

Напротив, в Александровской слободе сохранились практически все постройки, замысленные и осуществленные ее державным владельцем. Собор Покрова Божией Матери, церкви Святой Троицы и Успения Божией Матери, церковь-колокольня во имя Алексия Митрополита выстроены в эпоху существования здесь великокняжеской и царской резиденции. Богатейший культурный слой таит в себе малоисследованные основания царского дворца и служебных построек XVI века. Все памятники Александровой слободы являются не периферийными объектами, а произведениями элитарного дворцового искусства, практически не имеющими прямых аналогов среди других построек XVI века. Каждый из них является бесценным источником по истории русского искусства, к которому постоянно обращаются все новые поколения исследователей.

Угас род потомков "князей варяжских царствующей ветви", и Александровская слобода пришла в запустение, лишь архитектура осталась хранителем былого великолепия "опричной столицы" Московского царства. Прошло более полувека, и преподобный Лукиан создает на месте царской резиденции обитель, названную по посвящению престола одного из царских дворцовых храмов – Успения Божией Матери. Новый женский Успенский монастырь оставил в истории русской святости XVII века значительный след – здесь прославлены два чудотворца – преподобный Лукиан и преподобный Корнилий.

Монастырь практически не изменил сложившегося ансамбля – лишь Святые ворота с храмом Феодора Стратилата и больничные палаты с храмом Сретения Господня были построены в "монастырский" период истории Александровской слободы. Можно сказать, что это один из редких примеров практически безболезненного приспособления великокняжеской и царской резиденции для нужд вновь устроенной обители.

Следующий период в истории Александровской слободы можно назвать эпохой познания. В результате революционных событий монастырь был закрыт, и если бы не историческая связь обители с резиденцией Ивана Грозного, то постигла бы ее участь многих русских монастырей – вселилась бы в его стены детская или взрослая колония, а может быть, приспособили бы ее для промышленного предприятия, коммуны и т.д. Образ царской резиденции, легенда о библиотеке Ивана Грозного выделили ансамбль Слободы из сотен других русских монастырей, подвергшихся разорению. Образованный тогда Александровский музей стал хранителем уникальных памятников. Началась эпоха реставрации, исследований, направленных на прочтение и сохранение уникальных памятников. Исследовательская работа не замирала здесь и в самые мрачные времена, когда изучение древнерусского искусства было приравнено к контрреволюционной пропаганде. Сейчас, по прошествии десятилетий, можно сказать без преувеличения – именно музей смог сохранить александровские святыни в самые страшные годы гонений на памятники православной культуры.

После войны, благодаря изменению отношения власти к Православной Церкви, общине был передан собор Александровской слободы, где с 1946 года были возобновлены богослужения. Началась эпоха сосуществования на одной территории Церкви и музея, продолжающаяся по сей день, когда собор стал храмом возрожденной монашеской общины. Является это сосуществование здесь оскорбительным или искусственным? Разумеется, любой храм должен продолжать свою жизнь как дом Божий, так как отсутствие в нем богослужения приводит к мерзости запустения, запустения не столько материального, сколько духовного. Однако опыт последнего времени говорит об удачном соединении богослужебной и музейной жизни, об отсутствии противоречий между ними. То, что древние храмы обладают дополнительной ценностью, в том числе и для православного сознания, как памятники церковного искусства, было осознано еще в XIX веке. Если бы не произошла трагедия, прервавшая развитие русской культуры, музеи стали бы традиционным соседом православных общин.

Здесь же, в Александровской слободе, это сосуществование необходимо, поскольку именно музей представляет в этом, к сожалению, неоцененном, союзе – древнюю загородную резиденцию русских великих князей и царей, опричную столицу Ивана Грозного. Без музея сохранившийся ансамбль станет "немым", история его храмов, бывших частью дворцового комплекса, забудется, и об уникальности их архитектуры будут помнить лишь немногие специалисты и краеведы. Вместе с памятью об Александровской слободе уйдет и своеобразие города, выросшего из нее. Без этой памяти Александров станет заурядным уездным городом Владимирской области. Стоит напомнить, что Александровский музей за последние десятилетия стал крупным научным центром, консолидирующим ученых из многих городов нашей страны, занимающихся историей русского Средневековья.

Есть и еще один "выгодный" для памятников Александровской слободы аспект этого союза. Именно музей, а соответственно и государство, несет ответственность за сохранность уникальных храмов и их святынь. Именно музей владеет сложной, приобретаемой только в специальных высших учебных заведениях или в результате долголетнего опыта, наукой хранения древностей. Союз Церкви и музея, родившийся спонтанно, вследствие сложной истории XX века, в действительности естествен для цивилизованного мира, в котором нет противостояния Церкви и культуры, противостояния, надуманного и рожденного XX веком.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама