ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

"Духовный санаторий" русских классиков

Оптина Пустынь оказала огромное влияние на писателей XIX века

Евгений Рутковский, Владислав Мальцев :: 18 марта 2010

До революции в этом небольшом монастыре на окраине леса близ городка Козельска, в десяти верстах от Калуги, находился один из важнейших по своему значению духовных центров России. В разные годы Оптину Пустынь посещали паломники, искавшие утешения или ответа на вечные вопросы. Среди гостей обители были такие гиганты российской литературы и философии, как Василий Жуковский, Николай Гоголь, братья Иван и Петр Киреевские, Иван и Константин Аксаковы, Владимир Соловьев, Иван Тургенев, Федор Достоевский, Константин Леонтьев, Алексей Константинович и Лев Николаевич Толстые. Позже писатель Борис Зайцев отметил: "Величайший расцвет русской литературы совпадает с расцветом старчества в Оптиной". Что же влекло знаменитостей наряду с тысячами простых паломников именно в эту "пустынно-общежительную" обитель?

Так получилось, что именно Оптина Пустынь стала центром развития и распространения в России в XIX веке древней, но к тому времени основательно забытой православной традиции "старчества", ведущей свое происхождение от монашеской традиции святой горы Афон. Слава Оптиной Пустыни была столь велика, что вокруг нее в радиусе нескольких сотен миль один за другим появлялись монастыри. В условиях синодального периода Российской Православной Церкви эта обитель стала, по словам священника и религиозного мыслителя Павла Флоренского, "духовным санаторием многих израненных душ".

Монастырь, чье полное название звучит довольно длинно – Свято-Введенская Козельская Оптина Макариева пустынь, – возник довольно давно и упоминается уже в документах начала XVII века. Происхождение и его самого, и его названия не вполне ясно – то ли обитель основал в давние и почти баснословные времена покаявшийся разбойник Опта, промышлявший в местных лесах, то ли построенный тут неизвестными отшельниками монастырь был общим ("оптиным" по нормам языка того времени) для монахов и монахинь. Так или иначе, в начале XVIII века монастырь уже существовал и даже оказался на грани закрытия. После того как в 1704 году у монахов отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, обитель захирела и уже в 1724 году указом Синода была упразднена как "малобратный монастырь". В 1726 году по ходатайству в Святейший Синод местного дворянина Андрея Шепелева, служившего при Петре Великом монаршим стольником, монастырь восстановили, но дела там шли все так же плохо – к 1773 году в нем насчитывалось всего два монаха, оба глубокие старики...

Все изменилось в конце XVIII века. С одной стороны, в 1795 году обитель в козельских лесах посетил митрополит Московский Платон (Левшин), отметивший ее удобство для "пустынно-общежительства" и попросил настоятеля крупного подмосковного Николо-Пешношского монастыря архимандрита Макария (Брюшкова) прислать для этого способного организатора, каковым был признан иеромонах Авраамий. Монах Авраамий организовал жизнь оставшихся к тому времени в обители нескольких монахов, занялся привлечением новых, строительством и заведением огородов (в миру он был огородником), тем более что в последующие годы обители были пожалованы мукомольная мельница и пруд. Авраамий стал первым игуменом воссозданного монастыря, он же добился разрешения увеличить штат монахов с 7 до 30 человек. Уже после его смерти в 1817 году рядом с монастырем стараниями нового митрополита Московского Филарета (Левшина) был в 1821 году основан скит во имя Святого Иоанна Предтечи, куда пригласили живших в отшельничестве в Рославльских лесах монахов Моисея и Антония (в миру братьев Путиловых), последователей Паисия Величковского. Братья прибыли в пустынь 8 июня 1821 года с еще двумя монахами-отшельниками и начали строительство скита в 170 саженях от монастырских стен, среди густого леса. Лес вокруг пустыни и позже запрещалось рубить – чтобы жить как в настоящей пустыне, вдали от мира. Позже, в 1825 году, монах Моисей стал настоятелем всей Оптиной Пустыни и в 1829 году ввел там институт старчества, принесенный на Русь с Афона Паисием Величковским. Именно в Оптиной старчество и пережило свой расцвет в России.

Сам опыт старчества в Оптиной Пустыни – духовного наставления и "вождения" новичков в монашестве их более опытными братьями путем бесед, вопросов или прямого руководства – был вскоре распространен и на мирян. Особенно славились в народе жившие в скитах Оптиной Пустыни старцы Лев (Наголкин), Макарий (Иванов) и Амвросий (Гренков). Амвросий был описан близко знавшим его Достоевским в романе "Братья Карамазовы" как старец Зосима. А известный писатель и мыслитель-славянофил Иван Киреевский так писал о старце Макарии, с которым часто беседовал: "Важней всех книг и размышлений встреча с православным старцем, который может стать твоим руководителем, которому ты можешь поверять все свои мысли, от которого ты можешь услышать не его личное мнение, более или менее разумное, но учение отцов Церкви".

Век духовного "водительства" Оптиной Пустыни оказался не так уж долог – уже в 1923 году монастырь был превращен в музей, период расцвета "старчества" занял не более столетия. Однако след, оставленный обителью и ее знаменитыми паломниками в духовной истории России, сложно недооценить.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама