Есть у меня друг, которому очень не нравится, когда я у себя в "живом журнале" размещаю сообщения с призывами помочь кому-то деньгами или возмутиться каким-то очередным беспределом. Ему кажется это наивностью, граничащей с глупостью и более того, моральной безответственностью. Попробую описать ход его рассуждений.
Прежде всего, мы живем в информационном обществе. Картинка реальности складывается у нас в голове не столько благодаря личному опыту, сколько на основе прочитанного в прессе или в интернете, увиденного по телевизору (не говоря уже о художественной литературе и кино, откуда многие всерьез черпают свои представления о жизни). При этом беспристрастных источников информации не бывает, каждый по-своему ангажирован, для каждого будь то журнал, телекомпания или просто блоггер любое событие интересно лишь как доказательство правильности некой линии. Случилась авария с участием крупного чиновника это лишь подтверждает безнаказанность властей, умирает нуждающаяся в лечении девочка это лишний раз подтверждает преступления "кровавого режима", открывается где-то дом детского творчества это подтверждает неусыпную заботу местных властей о развитии подрастающего поколения. И так далее, и тому подобное.
Поэтому доверять любому источнику информации это, по логике моего друга, означает ловиться на крючок, вместе с информацией сглатывать и скрытый в ее подаче идеологический посыл. То есть поддаваться зомбированию неважно, властей ли, оппозиции ли, олигархов, Церкви, либералов, коммунистов, и так далее.
Кроме того, добавляет мой друг, практически никто из нас не стремится проверить скандальную или трагическую информацию. Мы охотно делаем перепосты, посылаем деньги, ввязываемся в бурную полемику но чаще всего оказываемся при этом жертвами банальной "разводки". А даже если бы и захотели проверить это оказалось бы крайне сложно, если вообще возможно. Кто бы из официальных лиц стал общаться с блоггером Васей?
Откликаясь на просьбы о помощи, размещая ссылки в своих блогах, мы оказываемся марионетками в чужих руках. Эксплуатируя наши эмоции и стереотипы, кто-то нами манипулирует, внедряет в общественное сознание некие стереотипы, отвлекает от каких-то реальных проблем. А мы и не возражаем. В этом мой друг и видит моральную безответственность "отзывчивых блоггеров".
Сразу скажу, что многое в его рассуждениях мне представляется совершенно верным. Мы действительно крайне доверчивы (что прекрасно сочетается с жуткой подозрительностью), мы действительно не в состоянии проверить достоверность информации, нами действительно можно манипулировать. Вопрос в том, какие из этого сделать выводы. И более широко как ко всему этому относиться с христианских позиций.
Мой друг сторонник глобального недоверия. То есть верить можно только тем, кого ты хорошо знаешь лично, а любые просьбы о помощи, полученные из вторых рук, нужно молча игнорировать. А мне такой подход активно не нравится.
Начну с того, что дикая боязнь оказаться обманутым это чаще всего признак повышенной гордыни. В центре ситуации ты видишь себя, а не тех, кто, возможно, нуждается в твоей помощи. А если взглянуть иначе? Вот ты поверил и обманулся. Стало ли от этого кому-то хуже? А это в разных случаях по-разному. Иногда, безоглядно поверив в чужую беду и приняв навязанную нам модель помощи, мы действительно делаем нечто вредное. К примеру, если подаем деньги побирающимся по электричкам детям. Детей этих эксплуатирует мафия, всё собранное они отдают своей взрослой "крыше", и будут оставаться в криминальном рабстве, пока сердобольные граждане успокаивают свою совесть, жертвуя десятку. Но бывают случаи далеко не столь однозначные. Да, есть риск, что твои пожертвования попадут к мошенникам. Стопроцентный ли это риск? Пятидесятипроцентный? Мы чаще всего просто не в состоянии взвесить такие вероятности. И чаще всего внушаем себе, что шанса нет там, где он есть. Внушаем не потому, что денег жалко, а потому что страшимся быть обманутыми. То есть из-за нашей гордыни кто-то оказывается без помощи то есть беспомощным.
Второе, о чем нужно сказать глобальное недоверие идет рука об руку с неверием. С неверием в Бога, в Его участие в земных делах, то есть в Его благой Промысл. Может, оказанная нами помощь, несмотря на рациональные аргументы против, породит такую причинно-следственную цепочку, которая приведет к победе добра. Цепочка может оказаться слишком длинной, чтобы нам ее разглядеть от первого до последнего звена, но если мы действительно верим в Бога, то и не должны стремиться непременно увидеть все звенья, понять все механизмы Промысла. Поэтому, если возникло движение души помочь, не стоит сразу же включать "режим недоверия".
Ведь если этот "режим недоверия" включать постоянно душа вообще перестанет реагировать на чужую боль, возникнет то, что по-церковнославянски называется "окамененное нечувствие".
Поэтому, да простит меня мой подозрительный друг, я все-таки буду писать в ЖЖ о свинцовых мерзостях жизни и размещать просьбы о помощи. Иначе когда-нибудь в зеркале увижу его лицо.
Источник: Православие и мир