ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О мерах по борьбе с сектантством: Доклад Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ. 22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг. Черновые записи; фрагменты

Александрова-Чукова Лидия Константиновна :: 24 марта 2010

Данная публикация представляет собой фрагмент чернового варианта доклада митрополита Григория (Чукова) "К вопросу о борьбе с сектантством" (22 июля 1945 – 10 апреля 1946 гг.), представленный Святейшему Патриарху для передачи в Совет по делам РПЦ.

Митрополит Григорий (Чуков)При современном обсуждении вопросов реформирования духовного образования полезен опыт как дореволюционных духовных школ, так и опыт духовного образования в советский период. Поэтому будет интересно познакомиться с фрагментами доклада высокопреосвященного митрополита Григория (Чукова) "О мерах по борьбе с сектанстсвом". Сам митрополит Григорий является представитель дореволюционной духовной школы, а данный доклад составлен им в 1945-46 гг., когда существовали лишь Богословский институт и пастырские курсы в Москве (с 1946 года – Московская Духовная Академия) и Богословско-пастырские курсы в Ленинграде (с 1946 года – Ленинградская Духовная семинария). На тот момент духовно-учебной подготовки духовенства в нашей стране не было уже более четверти века. Оставшиеся в живых после репрессий и войны пастыри старой подготовки постепенно умирали, и нужно было растить им смену. Материальное положение и духовенства, и храмов было несравнимо с нынешним, но проблемы, стоявшие тогда перед нашей Церковью, в той или иной мере существуют и поныне. Владыка Григорий рассматривает в своем докладе все имевшиеся на то время проблемы Церкви. Так, вопросы и внешней миссии, и катехизации владыка предлагал пастырям решать внутри храма. Доклад написан для прочтения чиновниками Совета по делам РПЦ, поэтому теоретические сведения представлены на самом элементарном уровне. Раздел "Раскол старообрядчества" в данном черновом варианте не представлен. Еще ранее – в июне 1944 года, когда была начата подготовка к Собору 1945 года, владыка Григорий предлагал в Совете по делам РПЦ поставить на Соборе вопрос об объединении со старообрядцами, однако тогда это не нашло отклика.

Л.К. Александрова-Чукова

Сущность всякой секты заключается в уклонении от правильного православного религиозно-нравственного учения, а сущность раскола – в уклонении от православно-церковного руководства, от церковной дисциплины.

Внутренними причинами этого уклонения являются: 1) "неразумная ревность" о спасении, толкающая на искание новых путей и средств спасения; 2) самомнение и гордость, производящие распри, словопрения и разъединения и 3) увлечение разными учениями без надлежащего руководства.

Внешние причины уклонений от Церкви коренятся отчасти в исторических, социальных и культурных условиях быта, а, главным образом, в сложившихся под влиянием этих условий формах церковной жизни, не всегда спокойно принимаемых склонными к безоговорочной критике людьми. Некоторые из этих форм жизни со стороны наиболее нетерпеливых ревнителей "истинной церковной жизни" подвергаются особенной критике вследствие ослабления в последнее время церковного авторитета или даже утраты у иных благоговейного отношения к предметам религиозного почитания и нередко ведут таковых к уклонению от общения с Церковью.

Обновленчество. Обновленческий раскол в церкви появился в мае 1922 г. Пользуясь временным заключением Патриарха Тихона в связи с делом изъятия церковных ценностей, небольшая группа петроградских и отчасти московских священников (прот. А.И. Введенский, свящ. Е. Белков, прот. Красницкий и др.) обманным образом захватила церковную власть в свои руки. Получив от Патриарха право на временное исполнение текущих дел, они, пригласив жившего на покое в Москве еп. Леонида (Скобеева), объявили себя Высшим Церковным Управлением, разослали указания по епархиям и, пользуясь общей растерянностью, захватывали в свое ведение как отдельные приходы, так и целые епархиальные управления. Под предлогом оживления церковной жизни, они вводили богослужения на русском языке, служили при открытых царских вратах, допускали второбрачие духовенства, и, в целях якобы более широкого и лучшего выбора ставленников, вводили женатый епископат. Таким образом, на первых порах привлекли многих на свою сторону. Но с возвращением к власти Патриарха Тихона движение это остановилось, и многие примкнувшие к обновленцам вернулись снова под главенство Патриарха. Началась борьба обновленцев с тихоновцами, продолжавшаяся и по смерти Патриарха в 1925 г.

В связи с этой смутой появлялось обновленчество и на Украине то в виде автокефалистов, объявивших себе самостоятельность от Патриарха Тихона, то в виде самосвятов, посвящавших избранных в архиереи лиц без участия епископов просто рукоположением присутствовавших и совершавших богослужение на простонародном украинском языке.

Постепенно это обновленческое движение ослабевало. Настоящее время обновленческое Центральное Управление находится Москве в виде Синода, где председателем м. Виталий, а одним из активных деятелей является м. А. Введенский. По местам кое-где (особенно на юге и в Сибири) еще есть обновленческие епископы и обновленческие приходы.

Григорианство. В конце 1925 г. группа православных епископов во главе с архиеп. Свердловским Григорием (Яцковским) воспользовалась арестом митр. Петра (Полянского) и, не дожидаясь объявившегося м. Сергия Страгородского, назначенного митр. Петром в качестве Патриаршего Местоблюстителя, пыталась также захватить власть по управлению Русской Православной Церковью в свои руки. Около них объединились до 10 архиереев, которые некоторое время в своих епархиях управляли от имени своего Совета, но постепенно оно (движение – Л.А.) само сошло на нет. Идеологически оно не вносило ничего нового и являлось только борьбой за власть.

Иосифлянство. Иосифлянское движение явилось в Ленинграде как протест против перевода митр. Иосифа (Петровых) из Ленинграда в Одессу вследствие незарегистрирования его гражданской властью. Во главе этого дела стояли, кроме самого митр. Иосифа, еп. Дмитрий (Любимов), еп. Сергий (Дружинин); примыкали скрытно и некоторые другие архиереи. Отличительной особенностью этого движения было непоминание митр. Сергия как Патриаршего Местоблюстителя при богослужении, и уклонение от поминовения власти. Держалось это движение в некоторых приходах духовенством и, главным образом, монашками разных подворий. Как движение исключительно политическое (непоминание Сергия из-за его распоряжения о поминовении власти), оно скоро было прекращено.

Сектантство. В то время как раскол отделяется от Церкви вследствие разности в обрядах, сектантство отделяется вследствие самого религиозного учения, отличного от принятого Церковью и считающегося Церковью еретическим. Русское сектантство по содержанию своего учения делится на секты рационалистические и мистические. К сектам рационалистическим относятся: духоборцы, молокане с разветвлениями, штундо-баптисты, толстовцы и адвентисты.

Рационалистические идеи обнаружились в России издавна (еще с XIV века), особенно распространились с XVIII века.

В Ленинградской области раньше существовала секта скакунов хлыстовского типа, широко распространенная на Кавказе. Из отчетов Епархиального управления за 1945 г. усматривается, что во многих епархиях сектантство и раскол не только не исчезают, но имеют склонность к дальнейшему развитию.

В Ленинградской епархии, часто в Новгородской и Псковской имеются сектанты – евангелисты, баптисты, чуриковцы; проявляется в наши дни у некоторых лиц особый интерес к местам Священного Писания, говорящим о втором пришествии Христовом, к своеобразному толкованию библейских пророчеств, к предсказанию будущего по Священному Писанию. В связи с этим есть данные для развития секты типа адвентистов. По личному опыту Саратовской епархии надо думать, что и в других епархиях сектантские и раскольнические течения также не только не исчезли, но живут и даже имеют склонность к развитию в связи с недостатком священников в приходах и с их недостаточным богословским образованием.

Такое развитие сектантских и раскольнических течений не только вносит разложение в среду верующих, отторгая их из ограды Святой Православной Церкви, но вносит разлад и в само общество через пропаганду идей, развращающих его сознание и нравственность, – скопчество, лжемистицизм и т.п.

Ввиду этого, представляется необходимым и своевременным обратить особенное внимание на эти печальные явления и принять меры к борьбе с ними.

Какие же меры было бы возможно принимать в этом отношении в настоящих условиях?

Вследствие такого двойного характера причин, порождающих секты и расколы, борьба с этими явлениями должна идти по двум направлениям – чисто церковному и государственному.

В церковном отношении, прежде всего

1. Должна быть выяснена наличность тех или иных сект или раскола в каждом приходе епархии через местное духовенство и таким образом установлены районы распространения сект в епархии для ориентировки при назначении в такие места специально подготовленных священников.

2. После выяснения характера находящейся в данном приходе секты прежде специального разбора учения этой секты в своих богослужебных беседах и проповедях священник должен раскрыть положительное учение Православной Церкви, особенно тех основных истин веры, которые неправильно толкуются сектантами. Священник должен при этом объяснить значение Церкви в жизни христианина: значение таинств, смысл отдельных моментов богослужения, особенно осторожно объясняя те места вероучения, которые ошибочно понимаются сектантами. [Разработать для местного духовенства тематику церковной проповеди. Священники приходов, где есть сектанты, должны сдавать систематически отчеты о своей работе с ними].

3. Для лучшего ознакомления с Православным вероучением, необходимо вводить в приходах общее пение установленных при богослужении молитв всеми молящимися.

4. Всемерно заботиться о внешнем благолепии богослужения и его истовости (уставности): не допускать в совершении богослужения торопливости, небрежности, уклонения от устава; соблюдать строгую благоговейность в храме, в алтаре; устраивать церковные хоры со строго церковными напевами. На это должно быть обращено самое серьезное внимание. [Обратить особое внимание на исполнение треб, особенно таинства крещения, брака, погребения-отпевания. Перед коллективным крещением полезно разъяснить значение таинства и обязанности восприемников и родителей, значение нательного креста. Не сокращать произвольно отпевания, молебна, панихиды. Совершение как следует индивидуальных треб – лучший миссионерский прием, часто воздействующий глубже и непосредственнее, чем общее богослужение. Главнейшие молитвы, которые должен знать христианин, петь всем храмом, чтобы люди выучили. Шире привлекать желающих в церковный хор].

5. В своей духовной работе в приходе весь причт должен учитывать все положительные черты жизни сектантов, уделяя особенное внимание наиболее выдвигаемым ими вопросам (нравственная жизнь, трезвость, воспитание воли, нравственное значение догматов Церкви и пр.).

6. Особенно строго должно наблюдать духовенство сектантских приходов за нравственной стороной своей жизни, помня, что "слова только учат, а увлекают примеры". Без собственного личного примера жизни каждого члена клира никакая успешная борьба с сектанстсвом немыслима. Поэтому в поведении клира строгая дисциплина должна быть на первом месте, и такие поступки, как пьянство и курение, посещение увеселительных мест, вносящие соблазн в среду верующих, должны беспощадно преследоваться в интересах борьбы с сектантством. [Так как многие священники и другие члены клира пришли из гражданской среды – укрепить дисциплину и объяснить правила поведения, необходимые для духовенства в общественных местах, при посещении мест увеселения особенно в районах, зараженных сектантством, так как сейчас господствует слишком либеральный взгляд (например, Маслов появляется на Островах в легкомысленном окружении)].

7. Церковная благотворительность имеет большое значение для привлечения сектантов к жизни Церкви. Поэтому клир прихода должен заботиться об организации в приходе благотворительной помощи (денежной и натуральной) сиротам, больным и инвалидам, находящимся в приходе.

8. Назначенные в сектантские приходы священники должны непременно предварительно изучить общий курс сектоведения и расколоведения, а затем, во время прохождения службы в приходе, их необходимо периодически вызывать в епархиальный центр для консультации по вопросам теории данной секты, и по методике ведения бесед и обращения с сектантами. Не лишне ввести и заочный курс обучения сектантства и расколоведения при Богословско-Пастырский школах (курсах). [Для привлечения к церкви детей хорошо устроить им место за решеткой со скамейками, где бы их не давили и откуда они могли бы видеть богослужение. Для священников и диаконов, не имеющих богословского образования, и даже для архиереев, организовать при Московском Богословском институте заочное обучение, обязательное для священников и дьяконов до 50-летнего возраста. Обучаются дома по программе и приезжают 2 раза в год на консультации и экзаменационные сессии; получают дипломы, как и студенты. Для заинтересованности выдавать пособия или стипендию].

9. В епархиальном центре должно быть при епархиальном архиерее особое ответственное лицо – консультант-миссионер, который лично и заочно проводил бы поименно руководящую работу с духовенством по борьбе с сектантами и, по мере надобностей и возможностей, выезжал бы на места для такого руководства

10. Чтобы в закрытых приходах не замирала церковная жизнь, обеспечить их церковным руководством. Способы возможные: 1) Иметь при епархиальном управлении разъездного епархиального наблюдателя – священника с обязанностями обслуживать по плану приходы епархии. 2) Прикрепить к наиболее подготовленным священникам по нескольку закрытых приходов епархии. В закрытом приходе нужно хотя бы 2 раза в год совершать требы, служить в храмовый праздник, в Рождество, поминальный день и в Великом Посту. 3) Снабдить главным образом сельских священников материалом на рясы, чтобы имели приличный вид.

11. Для усиления работы в данном направлении совершенно необходимо, чтобы не один только священник, как настоятель прихода, но чтобы и весь состав причта соответственно своей подготовке работал в этом направлении под руководством настоятеля. [Ввиду отсутствия возможностей для обмена опытом прикреплять молодых членов клира к более опытным и образованным, для совета и опыта благочинным усилить работу с ними].

12. В епархиальном центре должна быть собрана справочная литература по вопросам сектоведения и расколоведения, которою могло бы пользоваться духовенство сектантских приходов.

13. Для большего удобства желательно было бы подготовить ряд методически разработанных бесед по отдельным темам, касающимся сектантства и раскола, с указанием в них конкретного материала, мест из Священного Писания, фактов, приемов и т.п., которыми духовенство могло бы пользоваться на местах в приходах.

14. Такие методически разработанные беседы должны быть издаваемы Патриархией наряду с изданием молитвословов для общего употребления. Полезно было бы переиздание хотя бы "Миссионерского руководителя по Библии", составленного диаконом И. Смолиным, журнал "Миссионерское обозрение" и его же "Меч духовенства в ограждении от меча лжеучителей".

Кроме всех этих мероприятий, осуществление которых зависит главным образом от церковной власти и самого духовенства, очень большое значение в деле борьбы с сектантством и расколом имеют и внешние мероприятия общекультурного характера, проведение которых зависит от гражданской власти. К числу таковых относится, кроме широкой пропаганды развития просвещения чрез общеобразовательные школы для борьбы с темнотою и невежеством, от которых главным образом зависит уклонение в секты и расколы, следующее:

1. Содействие правительства широкому открытию храмов, где верующие могли бы получать удовлетворение своих религиозных духовных нужд из нормального источника, минуя сектантских и раскольничьих начетчиков, увлекающих темные массы в крайности рационализма и мистицизма.

2. Разрешение священникам одного прихода совершать богослужение в тех соседних храмах, где нет священников вследствие того, что пока их недостаточно. В настоящее время такого разрешения нет, между тем эта мера, дающая возможность удовлетворять духовные потребности верующих тех приходов, где временно нет священников, вместе с тем лишала бы возможности различных самозваных "учителей" проникать в свободные приходы и вести там свою пропаганду.

3. Содействие к возможно широкому распространению противосектантский и противораскольнической литературы. [Просить у государства: 1) Печатание Библии, Евангелия, кратких молитвенников с разъяснением молитв, шире распространять краткий церковный календарь и более дешевый. 2) Непременно организовать производство нательных крестов и мелких икон. Наладить печение просфор, чтобы это вошло в быт].

4. Прекращение издания низкопробной антирелигиозной литературы макулатурного характера, с заменою ее исключительно литературой естественно-научного содержания.

5. Разрешение на открытие нескольких женских монастырей, куда могли бы собраться рассеянные повсюду бывшие обитательницы женских монастырей и подворий. Под руководством надежных настоятельниц и просвещенных священников эти "монашки" сами питались бы чистым религиозным учением и лишены были бы возможности сеять в народе всякие нелепые учения узкого фанатизма, сектантства и раскола.

6. Поднятие внешнего авторитета духовенства со стороны низших представителей власти на местах, нередко в своих отношениях к духовенству проявляющих линию поведения, идущую в разрез с указаниями центральной государственной власти, и тем дающих повод разным бесконтрольным пропагандистам нарушать желательный правильный и законный ход церковной жизни в приходах.

Источник: Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова)

Источник: Богослов.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама