С 1 апреля ученики 4-х классов в 19 регионов страны по распоряжению президента Дмитрия Медведева запустят предмет "Духовно-нравственная культура". Предмет предполагает три модуля. Школьники будут изучать либо основы своей религии (православия, ислама, иудаизма, буддизма), либо историю религий, либо светскую этику (итого 6 вариантов).
К 25 марта во все школы этих регионов должны поступить первые учебники. По словам гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, больше всего будет выпущено учебников по преподаванию светской этики 125 тысяч экземпляров. Анализ показывает: около 40% семей выбрали в качестве изучаемого модуля именно "Основы светской этики". Примерно треть учащихся отдала предпочтение "Основам православной культуры", около четверти "Истории мировых религий". И совсем небольшие группы будут узнавать основы культур иудаизма, буддизма и ислама.
В Тамбовской области из 8392 четвероклассников, участвующих в эксперименте, 55% будут изучать основы православия, а 37% светскую этику, с основами всех мировых религий сразу будут знакомиться 7%, и только 0,2% с исламом;
в Еврейской автономной области 61% школьников выбрали основы православия. Историю мировых религий будут учить 24%, 12% решили ходить на уроки по светской этике;
на Камчатке последний предмет вышел в лидеры ему отдали предпочтение почти 47% ребят. Основы православия станут изучать 39%;
в Красноярском крае 60% также выбрали основы светской этики, на втором месте по популярности оказалась история мировых религий (21,5%), основы православия на третьем (19%), а число тех, кто выбрал в рамках курса иудаизм, буддизм или ислам, не достигает и процента.
Пока тираж учебников по новому учебному курсу составляет 331 тысячу:
"Светская этика" 125 тысяч экземпляров;
"Православная культура" 80 тысяч;
"Мировые религиозные культуры" 60 тысяч;
"Исламская культура" 40 тысяч;
"Буддийская культура" 14 тысяч;
"Иудейская культура" 12 тысяч.
Автор учебника по "Основам православной культуры", профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев считает, что эти данные не отражают запросов общества, а получены под давлением. Он обратил внимание на различие между данными независимых социологических опросов, проведенных в сентябре, согласно которым 60% родителей "хотели бы видеть присутствие православия в школе", и показателями Министерства образования и науки, согласно которым ОПК выбрали только 20% родителей в этих регионах.
"Разрыв в три раза показывает, что эксперимент не отличается чистотой. Я уже объехал более половины 19 регионов, картина везде одна и та же, за исключением национальных республик", сообщил о. Андрей.
В национальных республиках процент выбравших ОПК близок к проценту русского населения, и это говорит о том, что национальные области "менее подвержены давлению Москвы", в них более честно и открыто проходили выборы.
В других регионах Курганской, Пензенской областях, Красноярске "ноль избравших православие", сообщил протодиакон. "Было давление, политический заказ одной из кремлевских башен, которым выгодно занизить рейтинг Русской Православной Церкви", отметил он. Кроме "заказа", считает автор учебника, есть лень чиновников на уровне школ и завучей.
"Дикость ситуации" состоит также в том, продолжил он, что учебники "засекречены до сих пор".
Он предложил объявить в мае "Юрьев день" т.е. предоставить родителям возможность совершить "перевыбор", поскольку сейчас они выбирали "кота в мешке" не видя учебника, не зная содержания предмета.
Важно донести до родителей, отметил он, что у них есть право выбора. Многие, выбирая светскую этику, думают, что это "уроки этикета". По его мнению, в дальнейшем произойдет отток как с курса истории религий, так и с курса светской этики.
Говоря в целом о начинающемся эксперименте в 19 регионах РФ, он охарактеризовал его как "судорожные попытки России спасти самое себя". Россия стоит перед тремя вызовами: глобализация (как сохранить свою идентичность, оставаясь открытой страной); исламизация (задача курса защитить российский, поволжский ислам от их богатых ближневосточных спонсоров) и "демографическая пропасть". В связи с этим цель курса привить детям "вкус к жизни, вкус к жизни в России, вкус к жизни в многодетной семье".
Однако реализация эксперимента чиновниками, подытожил он, приводит на память пословицу: "Если не можешь что-то блокировать, надо это возглавить".
Протодиакон Андрей Кураев также обратил внимание на то, что задачи курса Основы религиозных культур не расширение искусствоведческого кругозора и не воспитание чувства толерантности, как утверждают некоторые чиновники. Важно, чтобы дети смогли усвоить базовые ценности, которые хранятся в той или иной религиозной культуре. "Форма эксперимента проста, пояснил автор, каждая семья получает право сделать заказ школе продолжить воспитание ребенка на базе тех ценностей, которые приняты в данной семье".
По материалам источников: Regions.ru