Встретив Марию Пафити на улице, вряд ли бы кто-либо догадался, что эта скромная молодая женщина с огромными глазами – известный искусствовед, в недавнем прошлом специалист по иконам в лондонском аукционном доме "Кристиз", а сейчас – глава собственной фирмы, оказывающей консультации по предметам христианского искусства, La Parole Divine ("Божье слово").
Мария, как так получилось, что Вы стали заниматься именно иконами? Это как-то связано с тем, что Вы родились и выросли на Кипре?
О, это, можно сказать, романтическая история. В прошлом Кипр был частью Византии, поэтому у нас очень много старинных церквей и икон. Я всегда относилась к религиозному искусству с уважением; я чувствовала, что оно будто бы имеет надо мной власть, но в ранние студенческие годы мне хотелось заниматься чем-то необычным. В то время мне казалось, что это – современное искусство. Поэтому после окончания Кипрского университета я продолжила обучение в Лондоне. Уже тогда я знала, что современность нельзя понять без прошлого, и поэтому записалась на курс по общей истории искусства. Его читали разные специалисты, и историю византийского искусства у нас вел профессор Робин Кормак, из Института Искусства Курто. Его лекции буквально перевернули мою жизнь. Я была поражена не только его знаниям, но и тем, с какой любовью и трепетом он, продукт западного, протестантского воспитания, говорит об иконах, не будучи православным. Я взглянула на знакомые с детства вещи его глазами и вновь открыла для себя их глубину и красоту. На следующий год я начала диссертацию по византийскому духовному искусству под его руководством – которую мне пришлось прервать на время, когда я получила работу на "Кристиз".
А почему Вам было недостаточно просто изучать иконы? Откуда появилось желание участвовать в их продаже?
Я люблю иконы и мне нравится их исследовать, но вместе с тем мне хотелось делать что-то практичное, потому что сидеть в библиотеке целыми днями может надоесть. К тому же, мне всегда было ужасно обидно, что, в то время как картины продаются за десятки и сотни тысяч долларов, иконы стоят в разы меньше, хотя их художественная ценность нередко выше. Более того – поскольку иконы не очень хорошо продавались на открытом арт-рынке, владельцы иконных коллекций зачастую продавали их в частном порядке, что означало, что они не появлялись в каталогах, для них не делали тщательных научных описаний, и оттого ученые не имели к ним доступа, что в конечном итоге ораничивает наше знание и понимание истории и развития иконописи! Поэтому когда мне предложили работу на "Кристиз", я рассматривала ее как возможность изменить отношение к иконам, мне очень хотелось, чтобы иконы снова начали уважать и понимать...
Что, на Ваш взгляд, было самым важным моментом на этом поприще? Обнаружение в частной коллекции иконы, принадлежавшей императору Николаю II, которая впоследствии была продана на "Кристиз" за почти полмиллиона фунтов стерлингов?
Да, та икона, проданная в 2007 году, до сих пор остается самой дорогой в истории. Но более важным событием было для меня, пожалуй, участие в возвращении шести икон, украденных из церквей Кипра во время турецкого вторжения 1974 года. Проблема также заключалась в том, что в то время были планы создания на Кипре музея икон, поэтому особо ценные иконы собирали по всему острову и свозили в особый центр реставрации и консервации. К несчастью, этот центр был в северной части острова, поэтому они стали легкой добычей для грабителей, которые скоро продали их на Запад. В 2006-м году я узнала, что шесть из их собираются продать на торгах "Сотбиз" в Лондоне, поэтому совместно с митрополитом кипрским мы обратились с просьбой остановить торги. Я провела исследование и обнаружила, из каких именно церквей иконы были похищены, и, благодаря обращению правительства Кипра, иконы были возвращены домой.
Что касается той самой дорогой иконы святого Николая, я впервые увидела ее на полу дома человека, который продавал свою коллекцию икон XIX века, в рваном пластиковом пакете. Я была в ужасе. Он так хотел от нее избавиться, что просил продать ее подешевле – тогда никто не мог предположить, что она уйдет на аукционе 434 000 фунтов стерлингов! Потом мы выяснили, что эта икона, подаренная императору московской общиной старообрядцев, происходит из Мраморного дворца Санкт-Петербурга, у нее на обратной стороне даже сохранился номер. Поскольку Николай II упоминает ее в своих дневниках, мы знаем, что икона всегда оставалась при нем, пока он был жив.
Как Ваше кипрское происхождение сказывается на том, что Вы делаете?
Конечно, происхождение каждого человека играет определяющую роль в формировании его принципов, отношений, ценностей. Поскольку я родилась и выросла на Кипре, я всегда уважала Православную Церковь и признавала ее власть и авторитет – а также то, чему Церковь учит. Благодаря Церкви мы росли с пониманием важности роли семьи, с четким ощущением того, что хорошо и что плохо. Меня лично Православие научило ценить скромность, смирение – и честность. И то, что я оказалась в Англии, стране с другой верой, подвигло меня еще больше дорожить своей верой. Конечно, это помогает в работе с иконами. Ведь чем больше о них знаешь, тем интенсивней "общение" с ними. А еще это очень помогает мне в работе и общении с людьми из России! В свое время я была удивлена тому, насколько русские любят и уважают Кипр и киприотов. Каждый раз, когда я приезжаю в Россию, и люди слышат, что я с Кипра, они общаются со мной с огромным дружелюбием и открытостью. Я помню, в один из первых моих визитов в Москву, женщина, которая работала в гостинице, увидела мой паспорт и сказала: "А, Вы с Кипра! Пойдемте со мной завтра в церковь на службу?" И это был первый раз, когда я попала в Сретенский монастырь!
Поэтому, кстати, мы и решили провести иконный аукцион 6 мая 2010 года не где-нибудь, а именно на Кипре. Во-первых, Кипр – православная страна, в которой иконы пользуются любовью и уважением, а во-вторых, там большая русскоязычная диаспора. Думаю, даже если они не будут принимать участие в самих торгах, им понравится выставка икон, предшествующая аукциону – не как коммерческое, а как культурное событие. И вообще, помимо того, что два наши народа близки культурно и ментально, я считаю, что Россия и Кипр – это естественные союзники.
Что касается моей семьи, то на Кипре, как и в России, у каждого есть день ангела, и мы часть придаем ему больше значения, чем даже дню рождения. "Мой" день – это праздник Благовещенья, один из четырех основных богородичных праздников, на который я всегда стараюсь приехать домой. Что интересно, Благовещенье – это праздник, который в нашей семье, из поколения в поколение, считался особенным. В семье моей мамы сохранилась византийская чаша XIII века, которая передавалась тому члену семьи, кто особенно чтил это праздник; по традиции на праздник Благовещенья, после литургии, священник приходит к нам домой, чтобы освятить в ней воду и окропить дом. Сейчас эта чаша, которой более семиста лет, принадлежит моей маме; после нее она должна перейти ко мне.
Есть ли у Вас любимые иконы? Особые святые, например?
Несмотря на то, что я люблю все иконы, у меня, несомненно, есть любимые. Я люблю богородичные иконы, особенно те, на которых есть отражена нежность между Матерью и Богомладенцем – например, "Взыграние младенца". Из других икон моя любимая – это, пожалуй, ранняя (VI век) икона Христа с Синая. А из тех икон, что мне довелось продавать, больше всего я привязалась к изображению Христа-Эммануила, фотография которого до сих пор стоит у меня в качестве "обоев" на компьютере. Я смотрю на него и не могу оторвать глаз. Вопреки распространенному мнению, Эммануил не обязательно изображает Христа в юности – это, скорее, символ духовной, вечной молодости.
Вам интересны только древние иконы, или современные тоже?
Все старые иконы когда-то были новыми. Мне очень интересны современные школы иконописи, потому что их существование – лишнее доказательство тому, что искусство иконы живо, оно развивается. Не все, что пишется сегодня в светских и церковных иконных мастерских имеет высокую рыночную ценность, но это не так важно – эти иконы необходимы и востребованы в церквях и домах, они также выполняют важную роль.
Еще мне очень нравится искусство XIX века, особенно все то, что связано с путешествиями и паломничествами. Во время путешествий художники рисовали земли, которые они видели впервые, и мы, в свою очередь, видим этот новый удивительный мир их глазами. Гравюры с изображениями Святой Земли очень показательны в этом плане – иногда они совсем не похожи на то, что было тогда в том регионе на самом деле, потому что художники находились под влиянием книжных описаний тех мест. Поэтому зачастую очень интересно наблюдать за подобной интерпретацией образов. К тому же из этих гравюр мы много знаем, например, об устройстве святилищ в Святой Земле – куда вешались лампады, ставились свечи. В изображениях святых мест реальность становится больше, чем реальность – она начинает отражать мир горний. Поэтому искусство, связанное с паломничеством, так удивительно – мы путешествуем, мы молимся, мы возвращаемся домой с иконами и картинами из святых мест и как будто уносим с собой частицу той особой атмосферы...
В продолжение разговора о путешествиях и паломничествах, напрашивается вопрос: Вы много ездите по свету, а есть ли у Вас любимое место?
Дом, конечно! Я люблю Кипр, его атмосферу, искусство, старые церкви... Вместе с этим я очень люблю Лондон, хотя это произошло и не сразу. В последнее время меня сильно притягивает Египет, его история и культура, особенно то, как там развивалось христианство. Коптская церковь – это то, чем я хочу узнать больше. Еще меня с детства интриговало искусство эпохи фараонов – мне кажется, что, поскольку оно также было направлено на мир иной, у него есть ряд общих черт с православным искусством. Вспомните фаюмские портреты – разве это не ближайшие "родственники" наших икон? Наконец, с недавних пор я полюбила Москву. Мне бы очень хотелось пожить в этом городе, потому что короткие визиты не в стостоянии раскрыть его подлинного обаяния. К тому же, там столько мест, в которых мне хотелось бы побывать!
Что самое приятное и самое тяжелое в Вашей профессии?
Это то, что, однажды начав работать с иконами, потом невозможно остановиться!
У Вас никогда не было сомнений по поводу моральной стороны купли-продажи икон?
Каждый должен решать за себя – каковы его основания и побуждения для покупки или продажи иконы. Я знаю немало людей, которые протестуют против продажи икон, особенно старинных. Но если у кого-то есть икона, которую он не ценит, не любит, не уважает, продать ее – это не грех и не преступление, потому что таким образом человек получает прибыль, а тот, кто икону покупает, имеет возможность приобрести что-то, что для него будет важным и ценным, и сделать это надлежащим образом – через каталог, доступный другим людям, и через соглашение, которое прозрачно с точки зрения закона. Это гарантирует, что иконы переходят из рук в руки легально. Купля-продажа икон будет происходить все равно, как случалось в прошлом, особенно после революции в России, когда многие иконы были украдены, проданы незаконно, и если мы будем настаивать, что продавать иконы – плохо, то мы дадим теневому бизнесу возможность и дальше нарушать закон, продавая все больше икон тайно – так, что они нигде не задокументированы и никто, кроме продавца и покупателя никогда не узнают о них. Если же икона продается открыто, в соответствии с законом, то ее могут видеть студенты, исследователи, художники, верующие. В конце концов, такая собственность – если вообще можно назвать иконы "собственностью" – не остается с нами навечно. Они только временно пребывают со своими "владельцами", словно в приемных семьях, а потом продолжают свой путь. Мы часто забываем, что иконы продолжают жить после того, как нас не станет. То есть мы не владеем ими – они просто живут с нами, пока мы здесь, а потом, когда мы уходим, они продождают жить у кого-то еще. Мы уходим, а иконы остаются. И это наша обязанность – заботиться о них, пока мы живы. Поэтому я надеюсь, что кто-то, кто готов потратить деньги на покупку иконы, будет ухаживать и заботиться о них должным образом.
Каковы Ваши планы на будущее?
Прежде всего, 6 мая этого года мы организовываем первый иконный аукцион на Кипре, на котором выставляются русские, греческие и ближневосточне иконы. Мы – это моя компания La Parole Divine – "Божье слово", название которой происходит от первых слов Евангелия от Иоанна, где евангелист описывает, как Бог стал плотью, как Слово было воплощено. Иконы также запечатлевают образы божественного в физическом выражении, изображая Христа, Богоматерь и святых. Потом я надеюсь продолжить работу с коллекционерами икон – которых, кстати, становится все больше (некоторые из них даже открывают свои частные музеи, а многие дарят иконы церквям – работать с такими людьми особенно интересно и приятно). Я надеюсь и в дальнейшем идентифицировать украденные иконы и способствовать их возвращению на родину. Может быть, у меня даже будет время, наконец, закончить диссертацию!
Источник: Радонеж