25 марта 2010 года в зале Саранского Духовного училища прошел III Епархиальный Пастырский семинар на тему: "Таинство Брака". В работе семинара приняли участие Преосвященнейший Климент, епископ Рузаевский, викарий Саранской епархии, протоиерей Георгий Сакович, благочинный храмов г. Саранска, протоиерей Александр Пелин, ректор СДУ, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никита Гайдуков и духовенство Саранской епархии.
Преподаватель кафедры Литургического богословия ПСТГУ Никита Гайдуков рассказал присутствующим историю супружества, брака, свадебных церемоний, обрядов обручения и таинства венчания, с ветхозаветных времен до позднего средневековья. В начале лекции Никита Евгеньевич особо подчеркнул, что этот вопрос еще до конца не исследован, и многое можно только предполагать.
Упомянув об Адаме и Еве, лектор перешел к античной Греции, в которой брачная церемония продолжалась три дня, в первый из которых проходило свадебное пиршество, во второй – введение молодоженов в спальню под пение гимнов, в третий – прием подарков от гостей. В Древнем Риме всё было гораздо сложнее. Во-первых, каждый гражданин Римской империи был обязан жениться до 25-летнего возраста, либо войти в какую-либо религиозную корпорацию. Другое дело, что право на законный брак имели только граждане (и гражданки) Рима, а таких было не так уж много, поскольку 9/10 населения империи составляли рабы, вольноотпущенники, чужеземцы и т.п., которые полноправными гражданами не считались (кроме всего прочего, они не имели права носить оружие). Из 12 первых апостолов, например, гражданами были лишь двое. Законный брак, то есть союз гражданина с гражданкой Рима в то время назывался "браком с рукой" от чего и произошло слово "обручение". Первоначально мужчина и женщина, вступающих в брак, во время свадебной церемонии соединяли правые руки сами и обменивались кольцами. Невеста получала от жениха золотое, жених от невесты – железное. В этом был заключен глубокий смысл, если учесть, что в римской империи граждане считали ниже своего достоинства носить украшения не из золота. Железо – метал рабов и прочих подчиненных классов. Изготовленное из железа обручальное кольцо свободного человека означало, что он, заключив брак, принял на себя определенные обязанности. Жена же, несмотря на полученное золотое кольцо, переходила в полное подчинение мужу. Позже руки брачующихся стал соединять отец невесты, и это означало, что она, будучи замужем, все же принадлежала к дому своих родителей.
По таким же правилам, вероятно, вступали в брак и первые христиане. Примерно в третьем веке от Рождества Христова появилась традиция приглашать на свадьбу епископа или пресвитера, которые, со временем, заменили в свадебной церемонии отца невесты, соединяя руки новобрачных. Позже стало обязательным ставить епископа в известность о предстоящем браке и получать от него разрешение на его заключение. В IV веке произошло отделение церковного брачного чина от церемонии мирской свадьбы, а само обручение стало проходить под церковные песнопения. Как развивался этот процесс – в подробностях не известно. Первое упоминание чина венчания относится уже к VII веку. Примечательно, что чин венчания на царство появился несколькими столетиями позже. Венчальный обряд в том виде, что мы сейчас знаем, сложился в VIII-IX веке, причащать новобрачных при венчании стали веке в XIV-XV.
В выступлении председателя богослужебной комиссии Саранской епархии протоиерея Виктора Зимина прозвучала мысль о том, что супружество – это не только красивая церемония, но предельно сопряженная форма общения между мужем и женой, обмен и деление жизнью, а иногда и жертвование ею ради своих детей. Кроме того, брак имеет и огромное религиозное значение. Ведь во все времена брак – союз любви, а венчание – освящение этого союза. Семья – маленькая домашняя Церковь, и дом христиан становится малым храмом, когда он освящен таинством венчания.
Преосвященный епископ Климент поддержал предыдущих докладчиков, сказав: "Каждый батюшка должен знать и объяснять своим прихожанам и молодоженам, что такое брак и венчание. У нас же зачастую получается так, что священник обведет пару три раза вокруг аналоя, прочтет положенные молитвы и считает, что его задача выполнена. Поймут ли венчающиеся смысл совершенного над ними таинства – таких батюшек совершенно не волнует".
Протоиерей Александр Пелин заметил, что многие священнослужители, стремясь подтолкнуть супружеские пары к венчанию, позволяют себе даже запугивать людей, говоря, что роспись в ЗАГСе ничего не значит, а сожительство, даже со штампом в паспорте – страшный грех блуда. "Так вот, не дай вам Бог считать официальный законный брак – блудом, и не дай Бог накладывать за это епитимью!"
Секретарь епархиального суда игумен Фома рассказал, в каких случаях священники могут расторгать церковный брак (разумеется, с разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Варсонофия) и ознакомил всех с образцом документа, который в таких случаях следует оформлять. В числе причин развода были названы: совершение женой аборта при несогласии мужа, посягательство на жизнь и здоровье супруга, супружеское сводничество, вступление одной из сторон в другой брак. При этом должны быть представлены соответствующие документы.
Из зала было задано множество вопросов. Например – о том, можно ли венчать не расписанных в ЗАГСе? Многие, особенно из молодежи, говорят, что у них просто нет денег на свадьбу, а в грехе жить они не хотят? Владыка Климент, отвечая на этот вопрос, заметил, что в некоторых мордовских деревнях есть даже такой обычай: сначала венчаться, а через неделю расписываться. "А вообще, в каждом таком случае надо разбираться отдельно. Если батюшка хорошо знаком с этими людьми и уверен в серьезности их намерения создать семью, то можно их обвенчать. Другое дело – в городах, где знать всех просто невозможно. В Москве, например, священникам разрешено проводить венчание только при наличии штампа в паспорте".
В завершении пастырского семинара участвовавшие в нем священнослужители получили сертификаты о повышении квалификации соответствующего образца.
Источник: Сайт православной молодежи Мордовии