ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Таинство брака – история и современность

Николай Добронравов :: 26 марта 2010

25 марта 2010 года в зале Саранского Духовного училища прошел III Епархиальный Пастырский семинар на тему: "Таинство Брака". В работе семинара приняли участие Преосвященнейший Климент, епископ Рузаевский, викарий Саранской епархии, протоиерей Георгий Сакович, благочинный храмов г. Саранска, протоиерей Александр Пелин, ректор СДУ, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Никита Гайдуков и духовенство Саранской епархии.

Преподаватель кафедры Литургического богословия ПСТГУ Никита Гайдуков рассказал присутствующим историю супружества, брака, свадебных церемоний, обрядов обручения и таинства венчания, с ветхозаветных времен до позднего средневековья. В начале лекции Никита Евгеньевич особо подчеркнул, что этот вопрос еще до конца не исследован, и многое можно только предполагать.

Упомянув об Адаме и Еве, лектор перешел к античной Греции, в которой брачная церемония продолжалась три дня, в первый из которых проходило свадебное пиршество, во второй – введение молодоженов в спальню под пение гимнов, в третий – прием подарков от гостей. В Древнем Риме всё было гораздо сложнее. Во-первых, каждый гражданин Римской империи был обязан жениться до 25-летнего возраста, либо войти в какую-либо религиозную корпорацию. Другое дело, что право на законный брак имели только граждане (и гражданки) Рима, а таких было не так уж много, поскольку 9/10 населения империи составляли рабы, вольноотпущенники, чужеземцы и т.п., которые полноправными гражданами не считались (кроме всего прочего, они не имели права носить оружие). Из 12 первых апостолов, например, гражданами были лишь двое. Законный брак, то есть союз гражданина с гражданкой Рима в то время назывался "браком с рукой" от чего и произошло слово "обручение". Первоначально мужчина и женщина, вступающих в брак, во время свадебной церемонии соединяли правые руки сами и обменивались кольцами. Невеста получала от жениха золотое, жених от невесты – железное. В этом был заключен глубокий смысл, если учесть, что в римской империи граждане считали ниже своего достоинства носить украшения не из золота. Железо – метал рабов и прочих подчиненных классов. Изготовленное из железа обручальное кольцо свободного человека означало, что он, заключив брак, принял на себя определенные обязанности. Жена же, несмотря на полученное золотое кольцо, переходила в полное подчинение мужу. Позже руки брачующихся стал соединять отец невесты, и это означало, что она, будучи замужем, все же принадлежала к дому своих родителей.

По таким же правилам, вероятно, вступали в брак и первые христиане. Примерно в третьем веке от Рождества Христова появилась традиция приглашать на свадьбу епископа или пресвитера, которые, со временем, заменили в свадебной церемонии отца невесты, соединяя руки новобрачных. Позже стало обязательным ставить епископа в известность о предстоящем браке и получать от него разрешение на его заключение. В IV веке произошло отделение церковного брачного чина от церемонии мирской свадьбы, а само обручение стало проходить под церковные песнопения. Как развивался этот процесс – в подробностях не известно. Первое упоминание чина венчания относится уже к VII веку. Примечательно, что чин венчания на царство появился несколькими столетиями позже. Венчальный обряд в том виде, что мы сейчас знаем, сложился в VIII-IX веке, причащать новобрачных при венчании стали веке в XIV-XV.

В выступлении председателя богослужебной комиссии Саранской епархии протоиерея Виктора Зимина прозвучала мысль о том, что супружество – это не только красивая церемония, но предельно сопряженная форма общения между мужем и женой, обмен и деление жизнью, а иногда и жертвование ею ради своих детей. Кроме того, брак имеет и огромное религиозное значение. Ведь во все времена брак – союз любви, а венчание – освящение этого союза. Семья – маленькая домашняя Церковь, и дом христиан становится малым храмом, когда он освящен таинством венчания.

Преосвященный епископ Климент поддержал предыдущих докладчиков, сказав: "Каждый батюшка должен знать и объяснять своим прихожанам и молодоженам, что такое брак и венчание. У нас же зачастую получается так, что священник обведет пару три раза вокруг аналоя, прочтет положенные молитвы и считает, что его задача выполнена. Поймут ли венчающиеся смысл совершенного над ними таинства – таких батюшек совершенно не волнует".

Протоиерей Александр Пелин заметил, что многие священнослужители, стремясь подтолкнуть супружеские пары к венчанию, позволяют себе даже запугивать людей, говоря, что роспись в ЗАГСе ничего не значит, а сожительство, даже со штампом в паспорте – страшный грех блуда. "Так вот, не дай вам Бог считать официальный законный брак – блудом, и не дай Бог накладывать за это епитимью!"

Секретарь епархиального суда игумен Фома рассказал, в каких случаях священники могут расторгать церковный брак (разумеется, с разрешения Высокопреосвященнейшего митрополита Варсонофия) и ознакомил всех с образцом документа, который в таких случаях следует оформлять. В числе причин развода были названы: совершение женой аборта при несогласии мужа, посягательство на жизнь и здоровье супруга, супружеское сводничество, вступление одной из сторон в другой брак. При этом должны быть представлены соответствующие документы.

Из зала было задано множество вопросов. Например – о том, можно ли венчать не расписанных в ЗАГСе? Многие, особенно из молодежи, говорят, что у них просто нет денег на свадьбу, а в грехе жить они не хотят? Владыка Климент, отвечая на этот вопрос, заметил, что в некоторых мордовских деревнях есть даже такой обычай: сначала венчаться, а через неделю расписываться. "А вообще, в каждом таком случае надо разбираться отдельно. Если батюшка хорошо знаком с этими людьми и уверен в серьезности их намерения создать семью, то можно их обвенчать. Другое дело – в городах, где знать всех просто невозможно. В Москве, например, священникам разрешено проводить венчание только при наличии штампа в паспорте".

В завершении пастырского семинара участвовавшие в нем священнослужители получили сертификаты о повышении квалификации соответствующего образца.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама