С 1 апреля в 19 регионах России стартует эксперимент по изучению школьниками 4-5-х классов нового учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Он включает шесть частей-модулей: основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, основы мировых религиозных культур и основы светской этики. Школьник будет изучать один из модулей по выбору своих родителей и собственному желанию. Больше всего пособий выпущено по светской этике 123 тысячи. На втором месте по тиражу основы православной культуры (83 тысячи). Однако вокруг этой книги разгорелся серьезный конфликт. "Известия" попытались разобраться в ситуации.
Автор учебника "Основы православной культуры" протодиакон Андрей Кураев заявил, что по указанию гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова перед сдачей книги в печать оттуда удалили значительную часть одного из уроков, в котором детям рассказывается о том, как христиане понимают слово "Бог", тем самым "изуродовав" пособие. "Выброшенные тексты заменены картинками, пишет отец Андрей в своем блоге, значит, на весе учебника это никак не сказалось. Зато урезанные корректурой странички правленого урока заметно отличаются от соседних страниц учебника: на остальных страницах по 40 строк текста, на этой всего пять". "Это не СанПиН, а цензура", считает протодиакон.
"Известия" спросили самого Кондакова, зачем это было сделано.
Вот раздел, о котором идет речь, он называется "Человек и Бог в православии", гендиректор раскрыл рукопись. Смотрите, что было собственноручно вычеркнуто Кураевым. "Солнечная система это глобус из тонких прутиков. На прутья нанизаны шарики-планеты. В центре светильник Земля. Вокруг шарика, обозначающего Землю, вращается Луна. Планеты можно передвигать по прутьям и выстраивать из них разные сочетания". А теперь скажите, могли ли мы подобного рода тексты оставить в учебнике для четвертого класса? Такие взгляды на мир методологически не соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Не забывайте, что параллельно в курсе "Окружающий мир" дети изучают строение Вселенной, ее формирование, где отражены все вопросы, связанные с естественнонаучной картиной мира.
Согласился ли сам отец Андрей с итоговой правкой?
По договору после получения верстки своей книги автор в течение 15 дней должен выразить реакцию на отредактированную работу. Если никакой реакции не следует по умолчанию рукопись считается одобренной, и мы принимаем решение об издании книги. Так что в данном случае формальное согласие автора присутствует. Ну а то, что сейчас г-н Кураев поднимает кампанию в прессе, его дело. В любом случае издательство выполнило все свои обязательства, и перед автором в том числе, в порядке, установленном законодательством об авторском праве.
А вот как прокомментировал "Известиям" эту ситуацию председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви епископ Меркурий:
Во-первых, отец Андрей писал учебник не один: под его руководством работал целый авторский коллектив. Этот учебник прошел тщательную экспертную проработку и серьезную чистку. И в нашем отделе а это не просто дяденьки и тетеньки в рясах, а огромный православный педагогический коллектив. И в редакционной коллегии, и в редакционном совете под председательством Святейшего патриарха, который сам неоднократно подчеркивал, что учебные пособия не являются миссионерскими. Но говорить о том, что пособие по той или иной религиозной культуре, которую будут изучать дети, не должно включать мировоззренческую составляющую, наверное, неправильно, да это и невозможно в принципе. Поэтому, думаю, здесь больше конфликт не авторского коллектива и издательства, а, может быть, недопонимание двух личностей.
Ну а как вы сами, владыка, относитесь к внесенной правке?
Думаю, ничего предосудительного и страшного в первоначальной редакции не было. Но и раздувать эту ситуацию накануне эксперимента тоже не считаю нужным.
По словам заместителя министра образования и науки Исаака Калины, конфликты между великими авторами школьных учебников (а таким безо всяких кавычек он считает и отца Андрея) и редакциями издательств будут всегда. Первым обычно кажется, что свет увидело далеко не все, что они хотели изложить на страницах своей книги. А вторые обязаны привести ее в соответствие с педагогическими, методическими, психологическими и прочими требованиями, которые предъявляются к школьному учебнику для конкретного возраста. И кроме всего прочего должны учесть, что любое пособие не является самодостаточным, а входит в комплекс учебников. "Содержание школьного образования должно быть системным, напоминает замминистра, оно не может быть фрагментарным, его нельзя разрывать по предметным "квартирам".
Источник: www.izvestia.ru Известия