"Закон строго требует, чтобы православный отнюдь не имел общения с неверными и не принимал участия вместе с ними в пище, ни в питии, ни в ином общении. Зная это, доброта твоя пусть держится своей благой ревности, назидая на хорошем основании прекрасные здания точного исполнения заповедей".
Преп. Феодор Студит
Сегодня без комментариев. Я не могу написать своего обычного недельного комментария, потому что не понимаю.
Я не понимаю, что на самом деле произошло 25 мая в московском Новодевичьем монастыре.
Официальный сайт старообрядческой Церкви сообщает: "митрополит Корнилий посетил Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь, где его встречал Управляющий Московской епархии РПЦ МП митрополит Ювеналий. Архиереи и сопровождающие их лица осмотрели храмы и древние святыни старейшего Московского монастыря, основанного в XVI веке при царе Иоанне III".
Я не понимаю, что скрывается за этой формулировкой, переписанной почти дословно с сайта Московской патриархии. Это посещение было архитектурной vip-экскурсией или всё-таки визитом старообрядческого предстоятеля в резиденцию новообрядческого архиерея? Если первое, то разумнее было бы пригласить профессионального гида, благо, на территории Новодевичьего монастыря находится отдел Государственного Исторического музея. Если второе – тогда какова её истинная цель? До последнего времени старообрядческие архиепископы и митрополиты, бывало, не раз встречались с архиереями РПЦ. Но эти встречи и визиты имели деловое основание или понятную причину. Более короткие отношения не позволяли строгие церковные правила. Отменил ли уже их всеобщий гламур?
Официальный сайт конкретизирует: "По завершении осмотра состоялась беседа, в ходе которой владыка Ювеналий рассказал о прошедшем в г. Коломне праздновании Дня Славянской письменности и культуры. Владыка Корнилий поблагодарил митрополита Ювеналия за оказанное внимание и гостеприимство".
Я не понимаю, чем так ценна для митрополита Корнилия информация о праздновании в Коломне Дня славянской письменности, что ради неё он лично встречался с митрополитом Ювеналием. Но быть может, и состоявшаяся беседа на самом деле никакого особого значения не имела?
Известно также, что владыка Корнилий благодарил митрополита Ювеналия не только за гостеприимство, но и за какие-то деньги, которые тот жертвовал на восстановление старообрядческой церкви в Серпуховском районе. Только я опять не понимаю: что это за пожертвования, которых никто из старообрядцев не получал?
Официальный сайт переходит к новому повороту темы: "Затем митрополит Корнилий посетил мемориальную часть Новодевичьего кладбища, где встретился с вдовой первого Президента России Наиной Иосифовной Ельциной и лично выразил ей свое соболезнование".
Я не понимаю: митрополит просто прогуливался по некрополю и случайно у свежей могилы заметил одинокую знакомую фигурку. Смотрите! Какие люди! И без охраны! Или всё-таки это была запланированная встреча накануне сорочин. Во всяком случае, поход к месту последнего упокоения Б. Н. Ельцина уж никак не был случайным.
И, наконец, официальный сайт излагает точку зрения самого митрополита: "В беседе у могилы Б. Н. Ельцина владыка Корнилий отметил, что Борис Николаевич возглавил нашу страну в ответственный момент нашей истории – падения атеистической власти. И в этот переломный период не допустил кровавой гражданской распри. Методом проб и даже ошибок им было начато строительство новой свободной России, одним из главных достижений которой явилось прекращение притеснений верующих и свобода церковной деятельности. Нам еще предстоит оценить по достоинству последствия поступков Б. Н. Ельцина, его побед и упущений в истории страны, но сейчас уже ясно, что он был личностью крупнейшего масштаба, великим гражданином России и человеком с широкой русской душой".
Я не понимаю: почему владыка, который несколько месяцев назад, в момент подготовки соборного обращения от имени Церкви к русскому народу, со слезами просил изъять из текста всякое упоминание "политики", вдруг в эту самую политику бросился с таким порывом, что никакой собор его не удержал. Не секрет, что последний Совет Митрополии отклонил текст соболезнования, написанный митрополитом. И вместо прочувствованных слов о "личности крупнейшего масштаба", ограничился сухими словами сочувствия горю близких. Но даже Совет Митрополии оказался неспособен сдержать слово, рожденное от избытка чувств. Наина Иосифовна услышала его в авторском исполнении. Но ведь теперь, выходит, не только она одна. Есть ещё читатели официального сайта. Это уже породило жесткую полемику как среди самих старообрядцев, так и вовне. Не понимаю, зачем это было нужно?
Вот и спрашивается: как я могу что-либо комментировать, если ничего не понимаю и во всем сомневаюсь. Кормчую, что ли перечесть?
По материалам источников: Правда старой веры