ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

К проблеме будущего возвращения РПЦ ее законных святынь и общинно-церковного имущества

Диакон Георгий Малкόв :: 07 апреля 2010

Как известно, ныне готовится новый закон о возвращении религиозным сообществам России части похищенного ранее у них коммуно-советским режимом имущества. Церкви пока предполагается вернуть основную часть ее храмов, монастырей и прочей церковной недвижимости. В связи с этим представляется полезным напомнить об имевших место еще около двадцати лет назад попытках российской научной и церковной общественности приступить к разумному разрешению этого вопроса.

Еще в 1991 году (с 30 мая по 1 июня) в Москве, только что начавшей освобождаться тогда от пут коммунистической идеологии, в стенах ИМЛИ РАН и Музея имени Андрея Рублева состоялась научная конференция "Церковь. Музей. Культура", посвященная вопросам возвращения Церкви ее святынь. Материалы конференции были впоследствии опубликованы небольшим тиражом в сборнике: Святыни и культура. М.: Общество ревнителей православной культуры и Братство Всемилостивого Спаса, 1992.

И вот, минули уже почти два десятилетия, а воз, как говорится, и ныне там.

Высказанные тогда участниками конференции благие пожелания и столь казавшиеся в тот период радужными надежды на общественно-политическую проницательность государства и на его якобы готовящуюся вот-вот наступить справедливость, увы, так и не нашли до сих пор ни положительного решения, ни реального воплощения в государственной политике: Церкви не было возвращено почти ничего.

Однако, похоже, теперь государство все-таки действительно решилось хоть в какой-то мере исправить существующее до сих пор во многом вопиюще аморальное положение с украденными некогда большевистским правительством имуществом и святынями Церкви, вознамерившись вернуть ейныне хотя бы небольшую сохранившуюся их часть.

Но что показательно: стоило лишь только заговорить об этом (причем – при подготовке ныне проекта закона о возвращении Русской Православной Церкви лишь части прежней ее недвижимости, а не грабительски изъятых большевистскими правителями святых мощей, икон и богослужебных предметов), как тут же некоторые, откровенно деструктивные по отношению к подлинно широким кругам общества, силы, лукаво прикрываясь идеей якобы общественного радения о культуре, перешли в наступление – и на Церковь, и, по сути, на государство.

Отдельные музейные работники, историки, искусствоведы, как правило, увы, далекие от понимания духовной сути хранимых и изучаемых ими "памятников" православного художественного творчества, немедленно заявили, что только они, эта горстка однозначно и преимущественно сугубо внешне эстетствующих специалистов, понимают истинный смысл всего происходящего, что именно только они являются истинными знатоками и умелыми хранителями духовно-культурного наследия России и что только их позиция – явно и громко выражаемого недоверия к компетентности и Церкви, и государства в вопросах сохранения нашей культуры – единственно верна и единственно имеет право на существование в "этой стране".

Однако православной России свойственно совсем иное отношение к своему христианскому художественному наследию и к своим национальным святыням.

О том, что у Церкви давно сложилась совершенно противоположная общественно-культурная позиция относительно необходимости и полной справедливости правового возвращения ей государством (то есть музеями) ее же собственных святынь (с последующим ответственным их хранением ею), как и о том, что воцерковленной частью интеллигенции уже давно разрабатывался совершенно иной подход к комплексному решению этого вопроса (в том числе с применением совершенно иных форм хранения и возможной музеификации произведений религиозного искусства), свидетельствуют материалы упомянутой выше конференции "Церковь. Музей. Культура".

И сегодня представляется полезным вновь вернуться ко многому из сказанного тогда, но, к сожалению, до сих пор продолжающему звучать предельно злободневно, поскольку к процессу давно необходимой реституции церковных святынь и вообще прежнего церковного имущества (хотя бы части его!) у нас все еще только собираются приступить.

И все-таки – похоже, собираются...

И именно в связи с таким положительным, как на это надеется верующая Россия, грядущим развитием событий (пусть даже для этого потребуется, возможно, еще и немало времени) необходимо уже сегодня – а следовало бы уже давно! – начать конструктивное сотрудничество музейных специалистов с наиболее просвещенными в историко-культурном отношении и ответственно мыслящими представителями Церкви, для чего последние должны, разумеется, также как и представители музеев, обладать всей полнотой соответствующих прав для защиты церковных святынь и сокровищ православного художества от любых проявлений бескультурья – равно как со стороны светских, так и собственных церковных "невегласов".

Государству, однако, все-таки придется выбирать между ясно заявленными позициями обеих сторон: между выражаемыми Русской Православной Церковью интересами и религиозно-духовными запросами самых широких слоев российского общества, естественно, желающего не отрывать благого от справедливого (удовлетворение именно такого рода запросов и способствует подлинному общественному единению!) и, с другой стороны, "частными", по сути, интересами именно только "части" музейных работников, такому единению явно не способствующих да и подлинно высоких духовных целей общенародного звучания не преследующих.

Ведь для одних представителей этой "части" весь их интерес к иконам заключается лишь в достаточно поверхностном "эстетском" любовании ими, для других они лишь предмет историко-научных штудий, третьим преимущественно интересна выставочно-меркантильная сторона дела, ибо многие музеи ныне выгодно "торгуют" за границей "выставками древнерусской живописи" ("выездными" экспозициями наших прославленных икон).

Все эти личные пристрастия музейных работников и все подобные стороны музейной жизни, конечно же, имеют право на существование, но как, опять же, лишь частные ее проявления. Всякие же попытки превратить их в непререкаемые и диктуемые всему обществу категорические императивы – изначально во многом духовно оскопленного "эстетизма" – обществом же и должны быть спокойно, но твердо отметены.

В целом же ситуация не нова: все это происходило и ранее, являясь закономерным следствием преимущественно безрелигиозного и расцерковленного сознания советской интеллигенции. Увы, родимые пятна ее сохраняются и поныне – характерные для немалого числа представителей интеллигенции и постсоветской. Что ж, и Моисей водил евреев по пустыне 40 лет, дабы из них выветрились прискорбные духовные последствия египетского рабства. Нужна смена двух-трех поколений, чтобы даже в музейном деле полностью воцарились принципы разумного равновесия между мета-историческим, духовным, и историческим, материальным.

...Что ж, посмотрим, к чему приведет начавшаяся ныне дискуссия между "музейщиками" и Русской Православной Церковью, и каковы будут дальнейшие действия государственных структур по разумному разрешению существующего пока "конфликта интересов". Путей для этого много, но цель одна – в желательной и реально возможной мере восстановить попранные некогда права религиозных сообществ России, не нанеся, однако, при этом ущерба национальной культуре.

Однако, руководствуясь мета-историей, поучимся просто историей, обратившись к ее документам.

То, как сумма всех упомянутых нелегких реституционных задач уже рассматривалась ранее и какие пути предлагались тогда для их решения, показывают материалы упоминавшейся выше конференции 1991 года, ставшие теперь весьма любопытным "историческим источником", ярко характеризующим ту степень достаточно романтически-наивной "эйфории свободы", что испытывали тогда многие представители российской интеллигенции.

Не нашедшие в тот период применения в сфере государственно-церковных отношений, но достаточно четко высказанные в 30 докладах конференции соображения и предложения специалистов касательно совместных действий Церкви и музеев в сфере использования и сохранения храмов, фресок, икон и других святынь Православной Руси–России, возможно, сегодня окажутся весьма актуальными и полезными.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама