7 апреля на Благовещение в Катыни на месте массовых репрессий премьер-министры России и Польши примут участие в мемориальных мероприятия в память о жертвах массовых расстрелов. Здесь под Смоленском в конце 30-х годов в результате политических репрессий погибло большое количество советских граждан. Там же были расстреляны польские офицеры, а позже нацисты расстреливали бойцов Красной армии. О роли Церкви в возвращении исторической памяти, о строительстве храма-памятника Воскресения Христова мы беседуем с епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом.
Есть такая Голгофа и в Смоленске. Смоляне это место называют Козьи горы. Свое современное название Катынский лес оно получило позже по поселку Катынь, который находится в километре от Козьих гор. В 1943 году впервые стало известно, что в этом месте находится множество скрытых захоронений советских граждан, репрессированных в довоенные годы, и польских военнопленных, которые были уничтожены органами НКВД в 1940 году. Сейчас в названии Катынь ошибочно ставят ударение на польский лад – на второй слог, правильно – на первый.
В Катыни в годы лихолетья были расстреляны тысячи и тысячи наших соотечественников, были среди них и священнослужители, монашествующие, и просто верующие люди, которые защищали храмы, отстаивали свое право на веру. Это место для смолян действительно священно.
В 1918 году начался "красный террор", и одними из первых под лемех попали священнослужители. Виток репрессий продолжился в 1922 году, затем в 1929 начале 1930 годов и достиг своего апогея в 1937–38 годах, которые сегодня называют годами "большого террора", когда люди уничтожались просто "по лимиту".
5 июля 1937 года Ежов подписал распоряжение, в котором по всем регионам Советского Союза были разосланы определенные цифры по расстрелам, высылке, заключению, концлагерям и т. д. Смоленская область по этому распоряжению получила по первой категории, т.е. расстрелу, тысячу человек, по другим категориям (высылке, концлагерях, заключению, внесудебном наказании) – пять тысяч человек.
С Катынью связано имя последнего смоленского архиерея, принявшего там мученическую смерть, архиепископа Серафима (Остроумова), священномученника, прославленного Русской церковью. В своих воспоминаниях архимандрит Иоанн (Крестьянкин) назвал его человеком "умнейшим, добрейшим и любвеобильнейшим".
Архиепископ Смоленский и Дорогобужский Серафим, последний довоенный правящий архиерей Смоленской епархии принял мученический венец в Катыни. Он был расстрелян 8 декабря 1937 года. Церковью этот день установлен как день его церковного почитания. В тот день вместе с архиепископом Серафимом было расстреляно 77 человек, среди которых восемь – священнослужители.
Каковы масштабы этой трагедии?
Чтобы оценить масштабы той трагедии, приведу цифры: 9 декабря того же 37-го был уничтожен 101 человек, из которых 20 священнослужителей. В списке расстрелянных много крестьян единоличников, а также практически все слои общества. К 5 января 1938 года число ежедневных расстрелов достигло 180 человек, т.е. за сутки 5 января расстрелы достигли своего максимума – 180 человек. Расстрелы шли и днем, и ночью. Сегодня поиски продолжаются, и с каждым годом мы узнаем все новые имена погибших в Катыни.
Какова география репрессий?
Сегодня эта тема открыта для исследования. Но то, что там были репрессированы люди из разных регионов, люди разных национальностей – в этом нет сомнений. Думаю, что исследователи ответят на вопрос не только по именам, но и по географии погребенных здесь лиц. Такую работу ведут и церковные и светские исследователи. Нашей епархией было предложено изучение этого вопроса светским учебным заведениям и особенно историческим факультетам с тем, чтобы мы могли в полной мере восстановить всю канву тех событий, которые происходили. Конечно, есть определенные проблемы. Главное здесь это наличие самих дел, наличие свидетельств косвенно или напрямую указывающих на те или иные обстоятельства. Работа хотя и кропотливая, но вполне возможная. Архивы открыты, доступ у нас есть, хотя каждый конкретный случай зависит от статьи выдвинутых обвинений. Обычно священнослужители обвинялись в антисоветской пропаганде и агитации, фабриковались обвинения в подпольной деятельности. Здесь же находится мемориал памяти расстрелянных польских офицеров. Ежегодно родственники погибших из Польши имеют возможность приезжать и совершать поминовение, поминальное богослужение. На польской территории мемориала установлен памятный поклонный крест, где совершаются поминальные богослужения.
Церковь строит храмы на мощах своих мучеников. Храм же Воскресения Христова строится на месте национальной трагедии, где были лишены жизни не только люди верующие.
Появление храма-памятника в Катыни это возможность не только почитать подвиг мучеников, но и свидетельство о том, что мы в полной мере понимаем всю национальную трагедию происшедшего. Осознав эту трагедию, пережив ее в себе и молитвенно почитая новомученников и исповедников российских, мы будем стремиться к сохранению наших культурных и духовных ценностей, потому что они нам переданы очень дорогою ценою.
Что Вы планируете построить в Катыни помимо храма?
В Катыни планируется создать комплекс зданий: во-первых, это сам храм, который будет освящен по благословению Святейшего Патриарха в честь Воскресения Христова. Рядом с храмом будет выстроен духовно-просветительский комплекс, в который будет включен церковно-археологический музей, библиотека, помещение для проведения всевозможных конференций, встреч, круглых столов, а также воскресная школа. Здесь же будет жилое помещение для священнослужителя.
Мы говорим сегодня о появлении здесь в Смоленске общероссийского паломнического центра, и среди святынь Смоленской земли будет почитаться и это место мученической и исповеднической смерти наших предков. Кроме того, здесь будут проводиться открытые уроки по истории для учеников смоленских средних школ.
Да, это церковная инициатива. В храме Воскресения Христова наряду со всеми жертвами тоталитарного режима будут поминаться многочисленные священнослужители, убитые в Катыни. Все они были репрессированы не за те или иные преступления, а именно за принадлежность к Русской Православной Церкви. Музей будет проводить серьезную работу по изучению расстрельных дел погибших в те страшные годы. Эта работа епархией ведется и сегодня. Уже написано немало рефератов и докладов, связанных с этой темой.
Я уже говорил о владыке Серафиме, которые причислен к лику святых как раз благодаря работе нашей епархиальной комиссии. Я надеюсь, что появление в Катыни храма и музея в дальнейшем приведет к появлению Центра изучения того периода истории. Убежден, мы получим не только богатую пищу для размышлений, но и материал, на котором сможем сделать какие-то большие фактические выводы.
В связи с работой по созданию храма-памятника и церковного музея возникает вопрос о взаимоотношениях епархии со смоленскими музеями и музейными работниками по вопросам имущества. Как здесь обстоят дела?
Проблемы, конечно, возникают везде и всегда, когда речь идет о какой-то работе. Важно, чтобы эти проблемы не обострялись и не переходили в плоскость противостояния или противодействия
В прошлом году губернатором Смоленской области Смоленской епархии были возвращены три древнейших монастыря на территории города Смоленска. Здания, которые раньше принадлежали монастырям, сегодня освобождаются от владельцев, а это большей частью музеи. Музеям предоставляются более приспособленные здания. В частности, так было с возвращением Авраамиевского монастыря, где находились книжные фонды. Губернатором было инициировано строительство нового здания для книгохранилища, где было установлено современное оборудование.
Такие позитивные отношения с губернатором стали возможны в том числе и благодаря соглашениям, которые были заключены между епархией и исполнительной властью Смоленска?
Все это стало звеньями одной цепи. Ставится проблема, и сразу обозначаются пути ее решения. Самое важное, на мой взгляд, обозначать не столько саму проблему, сколько тот путь, который должен привести к её решению. Все прекрасно понимают, что если мы говорим о здании храма, то в храме должен быть храм, коль скоро он построен как храм. Здесь важна общая заинтересованность, взаимопонимание и общая поддержка.
У вас есть претензии на другие храмовые здания, которые еще не переданы епархии?
Решается вопрос о возвращении целого храмового комплекса, который располагается в Гагарине, где в настоящее время находится музей космонавтики. Сегодня для решения этого вопроса благодаря участию Святейшего Патриарха на уровне правительства РФ принято решение о реставрации здания, куда мог бы переехать музей, а храмовые здания могли быть возвращены Смоленской епархии. В одном из храмов сегодня находится хранилище, в другом экспозиция. С руководством музея уже достигнута договоренность о начале богослужений в одном из приделов.
Мы благодарны работникам музеев за то, что они смогли сохранить эти уникальные памятники нашего духовного наследия. Не везде конечно. Где-то храмы были перестроены, где-то переделаны, где-то благодаря этим перестройкам храм пришел в упадок, развилась аварийная ситуация, дополнительные нагрузки увеличились и пр., но это единичные случаи. Поэтому всегда при любой возможности мы высказываем слова благодарности тем, кто в свое время сохранил эти храмы, кто обеспечивал их ремонт и спас от разрушения.
Вы не задумывались о создании собственного епархиального музея?
В этом году мы настроены создать свой церковно-археологический музей, посвященный истории православия в Смоленской земле. Накоплен уже большой материал, и после поэтапной передачи зданий на Соборном холме, мы могли бы этот материал экспонировать. Одно из зданий духовной консистории сегодня занимает архив. В 2012 году планируется ввести в эксплуатацию новое здание государственного архива, куда архивные фонды будут переведены, и мы ожидаем возвращения этого здания. Появятся дополнительные площади, в том числе и для устройства музея. Он будет общедоступным для жителей и паломников, мы планируем сделать его бесплатным.
Как скоро планируется построить храм Воскресения в Катыни?
Храм Воскресения Христова в Катыни планируется освятить уже летом следующего года. Закладка храма состоится в дни празднования Христова Воскресения на Светлой неделе.
Смоляне всегда оплакивали и молились о упокоении своих предков, погибших на этом месте. Мы все хранили эту память, и для каждого смолянина это место всегда было священным. Но только сейчас стало возможным строительство храма. Настал момент глубокого осознания той общенациональной трагедии, которая совершалась в Катыни.
Среди народа Божия такое строительство воспринимается как большая пасхальная радость. Появится возможность не только молитвенно почтить память своих предков, поклониться им, но и узнать больше о них благодаря работе историков и музейным экспозициям, которые появится в Катыни. В дальнейшем мы планируем создание большого информационного портала, в котором можно будет найти материалы, связанные с этой трагедией. Работа многоплановая, она уже ведется. Должен сказать, что такая работа по поиску сведений по новомученикам сегодня крайне актуальна. Еще святитель Игнатий писал, что чтобы подражать святым угодникам Божиим в большей степени мы должны изучать тех, кто близок нам по времени. Поэтому изучение их подвига является драгоценным сокровищем для нашей сегодняшней жизни.