Владыка Михаил родился и вырос в Париже. Его отец был донским казаком, который вместе с десятками тысяч наших соотечественников испытал все тяготы человека, вынужденно покинувшего родную землю.
Владыка Михаил в 2004-2005 годах проехал почти всю Россию в ходе принесения мощей преподобномучениц Елизаветы и Варвары. Побывав в самых отдаленных уголках нашей страны, он был поражен силой духа и веры сотен тысяч людей, приходивших поклониться святым мощам и помолиться перед ними.
О том, что значит быть русским в России и за ее пределами, с владыкой Михаилом беседует Александр Гатилин.
Что объединяет русских, живущих в России и за ее пределами? Потомки эмигрантов "первой волны" уже больше европейцы, чем русские?
Если бы ты жил в Париже, ты бы видел, что и в пятом поколении люди остаются русскими. Они живут во Франции, но они остаются русскими. То есть они знают русский язык, они знают русскую культуру, они о России много знают, и вдобавок сегодня они могут когда угодно приехать в Москву.
То есть они чувствуют себя частью России?
Человек, который остался в Православной Церкви, тот несомненно остается русским. В Париже россиян нет, тут только русские люди. Ведь русский человек неразрывно связан с Православием, пусть даже он и воспринял его в разных степенях. Есть воцерковленный человек, который посещает храм, понимает суть богослужения. И другой, который мало в церковь ходит, но что-то знает и понимает. Мы их всех называем православными.
А русский язык объединяет абсолютно всех, и понятие России это не этнос, это не цвет кожи, это определенное внутреннее понятие, что вот, мол, я русский. Когда я жил во Франции, меня, еще подростка, спрашивали: "Почему ты русский?" Я не мог ответить на такой вопрос. Теперь я знаю ответ, а тогда не мог ответить, но просто знал я русский, и все. Может быть, это какая-то тайна, может быть, это какое-то чудо, что, живя в другой стране, ты себя понимаешь и видишь русским и тебя другие называют русским.
За границей мы встречали французов по рождению, которых мы считали русскими, не зная, что они только за пятнадцать лет до этого приехали в Россию, а потом уже выехали с Белым движением. Тетя Тася такая была, я ее помню, она вышла замуж за русского. Она меня страшно баловала, на Пасху к нам приходила к моему крестному, и я был убежден, что тетя Тася русская, пока много лет спустя не узнал, что она дочь повара-нормандца, который приехал к графу Шувалову служить в его имении под Петербургом. Тогда она была совсем маленькой девочкой, но она никогда мне не говорила, что она француженка, я даже не знал, что она по рождению не русская.
Понимаете, это трудно объяснить. Мне хотелось бы, чтобы в России люди хорошо понимали, что быть русским это все-таки особая стать.
Иногда в Европе встречаешь некоторых новых русских, этакая экономическая эмиграция, которые приезжают за границу с деньгами, но для которых отношение к России сводится к нулю. Они себя не считают русскими, и ведут себя не как русские, и совершенно к этому равнодушны. Меня это огорчает, иногда оскорбляет. Но ничего не поделаешь, есть такие, и были такие. В первую волну эмиграции некоторые велели своим детям забыть про Россию. Это были левые интеллигенты, я встречал их, точно знаю, что это было.
Тут не вопрос идентификации, а тут вопрос бытия: ты русский или ты не русский?
Получается, что потомки эмигрантов воспитывались в соответствии с дореволюционными традициями?
Ты, как русский человек, носитель такой же традиции. И молодые люди, родившиеся и выросшие за рубежом, носители такой же традиции. Нельзя сомневаться в этом. Не надо строить этот миф, что существуют гены гомо советикус. Это чушь. Просто русские люди жили в разных местах и в разной обстановке.
Например, я знаю хорошо, что такое красное вино, потому что я жил во Франции. Но я русский. В этом сомнения нет никакого. Те, кто жили на Камчатке, в Казахстане, на Кавказе, в Каире, в Иерусалиме, в Чили, в Нью-Йорке, в Ванкувере это русские, они очень похожи. В чем-то различаются. Ма-а-асквич говорит вот так немножко, в Киеве по-другому, в Симферополе еще по-другому, но они все русские это бытие.
Существует одна вещь, которую мир забывает и Запад почти что закопал, это предание. Человек становится носителем предания, когда рождается, как только у него появляется восприятие жизни.
Когда Вы впервые побывали в России?
Будучи студентом. Мне было около двадцати лет. Помимо нашей семьи, помимо Церкви, у нас уже была и богатая общественная жизнь. Была театральная труппа, был оркестр свой, хор, была русская школа, где преподавали русскую литературу, историю, мы и сами много читали. Из Советского Союза шел экспорт классики, у нас были полные собрания сочинений всех великих писателей. То есть мы Россию знали. У нас было все пропитано ею.
И вот однажды один ксендз католический рассказал нам, что в Советский Союз можно поехать туристами. Это в 1967 году было. То есть сказал он нам это в 1965-м, и мы долго готовились. До этого мы за границу не выезжали никогда. Мы оформили себе паспорта, потом шесть месяцев ждали визу. И наконец нам дали карту всей России, и на ней обозначена одна дорога в этой России да-да, одна дорога, и бумагу с указанием, где, в каком кемпинге, в такой-то день мы должны оказаться. И нам посоветовали: вы ничего не нарушайте, вовремя являйтесь в эти кемпинги. И мы поехали.
Приезжаем в Петербург, рано утром из кемпинга на Невский проспект, ставим машину перед гостиницей "Европейская"...
Так вы на машине приехали?
Да, на двух...
То есть из Франции через всю Европу в Петербург?
Из Франции через Финляндию в Петербург...
Оставляем машину и идем пешком. И никаких сопровождающих не берем у нас было убеждение, очень неложное, что это была бы слежка КГБ, от которой мы, в общем, хотели избавиться. Это немножко мифическое было такое понятие, но... Мы шли одни, пять человек. И представь себе, идем вдоль Невы...
Как вы были одеты? По-европейски?
Да, по-европейски.
То есть вы выделялись?
Ну, немножко да. Но не старались...
Идем вдоль Невы, вспоминаем Пушкина, вспоминаем Достоевского, в нас все это живет. Потом по тому берегу Невы все, что мы видим, называем своим именем: Кунсткамера, Академия художеств, потому что это все для нас реально.
И за нами идет группа мальчишек, они над нами издеваются, потому что видят иностранцы...
А мы между собой говорим по-русски, но они не слышат, они слишком далеко. Август, раннее утро, восемь часов утра, и мальчишек человек четырнадцать... Вот мог бы быть среди них Владимир Владимирович Путин, например. Это точно его возраст, девять или десять лет. И они за нами идут и нам косточки перемывают, каждого обсуждают.
А мы всё слышим. Через некоторое время мы остановились, повернулись к ним и поздоровались.
Они, как воробьи, разлетелись, но тут же вернулись и спросили: "А можно с вами?"
Мы сказали: "Можно, если хотите".
И начали нас расспрашивать: "Дядя, а это что?
А это что?"
И мы им показывали Петербург. То есть мы им открывали Петербург.
Вот этот дядя на камне Медный всадник, это император.
Что такое император?
Петр Великий, он построил город Петербург.
Что, не Ленин?
Нет. Это Петр построил.
А почему у него тряпка на плече?
Это не тряпка, это хитон.
Но одного мы не ожидали: за Исаакиевским собором увидели памятник Николаю Первому и по бокам барельефы все его жизнеописание.
А вы даже не знали, что сохранился этот памятник?
Мы и помыслить не могли, что в Советском Союзе стоит памятник Николаю Первому. А вот он был, есть и до сих пор.
И детишки каждый день нас ждали, мы им показывали Петербург, в котором раньше не были никогда.
И сколько вы там пробыли?
Три дня.
И каждый день вы их встречали?
Мы им показывали город.
Мы их повезли в Смольный монастырь и так далее, то есть мы сами в первый раз все это видели вживую, все эти памятники, храмы, здания, но мы много знали о них и могли подробно рассказывать.
Вот тебе сила предания. Мы чувствовали себя дома, мы прекрасно знали, где Невский проспект, как выйти на Дворцовую площадь. Мы в музеи никакие не пошли, просто ходили по известному нам Петербургу. То же самое было в Москве.
А где отмечались, в каких органах?
Мы просто приезжали в кемпинг и отдавали паспорта. И когда уезжали, забирали их. Нас нисколько не волновало их отсутствие. В паспортах все равно написано на последней странице, что вы можете с этим паспортом быть во всех странах мира и французское правительство окажет вам всегда должное обеспечение, кроме Советского Союза, если вы являетесь потомками выходцев из этой страны.
А какой маршрут был?
Петербург, Новгород Великий, Москва, в Москве шесть дней, потом из Москвы мы в Загорск поехали, в Троице-Сергиеву Лавру, потом в Переславль-Залесский, Ростов Великий и Ярославль.
До Ярославля, правда, мы не доехали, только до Ростова Великого, потому что задержались в Троице-Сергиевой Лавре. Тогда дорога в Сергиев Посад была не шире этой квартиры.
Когда мы ехали из Новгорода в Москву, это как на картинках с журавлями, с гусями, с поросятами.
Теперь вся дорога расширена, но я помню, как было раньше. И когда мы где-то останавливались, для нас каждое из этих мест что-то значило, что-то говорило нам.
В Новгороде мы немного времени провели, но нашли там одну женщину, которая нам все показывала. Мы с ней встретились в девять утра и расстались в четыре утра. Мы даже не думали обедать и ужинать. Она нам все показывала, весь старый Новгород, каждый храм... Мы даже по лесам подымались, там, где сохранились фрески Феофана Грека.
Вот это сила предания. Когда она в тебе живет, ты живешь тогда не во времени. Этого в книге не найдешь, это жизненное состояние, это то же самое, что и Предание церковное. Когда в тебе это есть это есть, и все. И ты русский. Поэтому мы встретили русских в Советском Союзе, когда приезжали в 67-м году.
Когда Вы снова оказались в России?
Я приехал уже в 93-м году. Старого поколения не было. Я увидел другое поколение. Но они тоже русские. Потому что в них вложено то же предание. Это не сотрешь. Конечно, многие меня спрашивали: "А что такое быть православным? Что такое верить в Бога?" Но как они у меня это спрашивали, как они на меня смотрели как русские люди.
Я пришел в школу тогда, в 93-м году, на праздник детский. Это первое, что я видел. Я смотрел на этих ребят, которые показывали рождественские инсценировки, играл балалаечный оркестр, в котором я сам играл в их возрасте. Я сам такие сцены представлял в их возрасте и пел те же самые песни.
И я смотрел на детей и перенесся мысленно в нашу русскую школу во Франции около церкви то же самое. Я даже немножко заплакал тогда.
Русский человек три века назад и сейчас один и тот же, только автомобилей и телефонов тогда не было. Он делает те же глупости, и он делает те же гениальные находки, испытывает те же замечательные чувства. Предание все решает.
Источник: Вестник Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России