ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Модернизация и террор. Что стоит за оскорбленными религиозными чувствами?

Ирина Дуденкова :: 09 апреля 2010

Несколько месяцев назад один знакомый фотокорреспондент вернулся из Грозного, он делал репортаж о первом конкурсе красоты в Чеченской республике. На его снимках – великолепные виды ночного Грозного, мощные прожектора выхватывают из темноты новую грандиозную мечеть, красивые стеснительные девушки изучают в просторных классах Коран.

Из какого города и из какой веси явились в Москву девушки-шахидки для того, чтобы вместо введения в этот мир новой жизни, подобающего женщине, уйти и унести с собой десятки жизней других? Кто-то испуган, кто-то скорбит, все возмущены, политики зарабатывают на событии дивиденды, аналитики и оппозиционеры торопятся вынести оценки действиям политиков, никто не может оставаться равнодушным перед лицом близкой смерти, только достаточно ли такого эффекта? Можно ли понять террор, или же его невозможно понять, потому что пониманию всегда сопутствует оправдание и прощение, по замечательному наблюдению одного из русских философов?

"Религиозное сознание должно, во-первых, вырабатывать когнитивно диссонантные отношения с другими конфессиями и религиями. Во-вторых, оно должно занять соответствующую позицию в отношении авторитета различных наук, обладающих общественной монополией на мирское сознание. Наконец, оно должно встроиться в условия существования конституционного государства, основанного на профанной морали. Без этого стремления к рефлексии монотеистические религии проявляют в безоглядно модернизированных обществах весь свой деструктивный потенциал".

Эти слова, в которых столько напора и принуждения – фрагмент доклада "Вера и знание", произнесенного после взрывов башен-близнецов в Америке, принадлежат одному из самых известных дипломатов модерна Юргену Хабермасу, который неоднократно высказывался в том смысле, что фундаментализм – это исключительно современный феномен. Хабермас, утопично ратующий за разработку общего языка для переговоров, установления диалога и консенсуса между ориентированным на науку разумом и религиозной верой, проговаривается и указывает религиозному сознанию условия возможного диалога – этим условием является самоограничение и дисциплина, о нет, не универсального критицизма разума, универсальные вещи не подлежат самоограничению, а конечно, религиозного сознания.

Опустим откровенно циничные и корыстные расчеты организаторов террористических действий. Для предупреждения террора в каком-то исходном смысле, связанном с латинским terror – страх, ужас, необходимо объяснить сильнейшее чувство ненависти, которым движимы непосредственные исполнители – "живые бомбы". Без сомнения, никакие политические цели или корыстный интерес не может сравниться с главным мотивом смертника – оскорбленным религиозным чувством, подпитываемым надеждой на посмертное воздаяние. Даже для скептика Хабермаса действия смертников – своеобразные доказательства существования Бога, доказательства от противного: "Дьявола не существуют, но падший ангел бесчинствует как прежде, – не в одном только извращенном благе чудовищных поступков, но и в необузданном порыве мщения, последовавшем за этими поступками".

Общественные деятели, религиозные лидеры и политики замечают в совокупности два маршрута, которые и выбираются в качестве превентивных рецептов остановки цепной реакции террора (мы настаиваем, что к террору невозможно адаптироваться, приспособиться, ни при каких условиях террор не может быть принят как данность, повседневная ситуация, как предлагают считать некоторые философы, такое решение – как раз знак примирения с агрессией и нормализация насилия http://www.liberty.ru/Themes/Goroda-buduschego-bez-terrora.-Kak-ogradit-russkuyu-Silikonovuyu-dolinu-ot-atak-terroristov), – это модернизация как разрушение традиционного уклада жизни и распространение либерального стиля жизни или религиозное просвещение, изучение классических умеренных толкований Корана, такое знание рассматривается как своеобразная прививка против террора. Беда в том, что два эти пути внедряются и выбираются одновременно, они являются абсолютно несочетаемыми и противоположными, удивительно, что практически никто этого не замечает.

Попробуем же наглядно показать, что между религиозным и секулярным просвещением, которое лежит в основании проекта модерна, пролегает пропасть, и смешивая их под эгидой какого-то бесформенного понятия "знание", мы оказываемся во взрывоопасной ситуации. Дело в том, что для религии не существует разделения частной и публичной сферы, частного и публичного использования разума, которое требует от нас идеология секулярного Просвещения, (само понятие секулярное – означает прежде всего разделение), религиозное сознание цельно, а требование забывать о своей вере в публичном пространстве, будь то университет или метро, воспринимается как принуждение к предательству, ограничение свидетельства веры или исповедания, такого необходимого для представителей всех конфессий. Выходя из дома или храма верующий принужден принимать правило "разделения разума", но возможно ли оно, а ведь в этом, если вдуматься суть и нынешних дискуссий об Основах православной культуры. Даже если согласиться с таким разделением, возникает новая трудность, состоящая в смене задач для каждой сферы: для критического разума в частной сфере требуется свободомыслие, в публичной – конформизм, для религиозного – скорее наоборот.

Ситуация усугубляется еще и тем, что в современном, пронизанном медиа, обществе, сужается и схлопывается предполагаемое пространство частного. По большому счету лицемерие, двойные стандарты: для внутреннего и внешнего пользования – это главное условие проекта Просвещения невозможно для собранного религиозного сознания.

В конце концов даже в христианстве заповедь любви к Богу предшествует заповеди любви к ближнему, не говоря уже о нелицеприятных для гуманистов словах Спасителя о разделении: " не мир, но меч принес Я на землю".

Настоящая беда, что этот вызов практически не осознается: богословы грезят о синтезе или возможном симбиозе научного знания, флагмана проекта модерна, и вероучения, а светские философы рассчитывают на плодотворное взаимодействие или конструктивный диалог, подобно Хабермасу, основанием для которого выбирается эфемерное ценностно-нагруженное сознание или "личностное знание", общее для верующего и либерала.

Хочется подчеркнуть, что возможно, разделение между "верными и неверными" значительно тоньше и глубже, чем это представляется в статьях наших аналитиков, и тщетно требовать от религиозного сознания приспосабливаться и изменять себе. Возможно, именно критический разум может продемонстрировать здесь всю свою изобретательность и хваленую гибкость. Речь, конечно, не идет о новом статусе верующего разума как реванше религии, как это может показаться на первый взгляд, необходимо искать новый баланс между сферами частного и публичного , или же просто быть последовательными, выбирая между модернизацией и религиозным просвещением в конфликтных регионах.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама