ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Школьный вопрос: урок для диких уток

12 апреля 2010

Дети в школе проходят серьезные произведения, всю глубину и нюансы которых понять они пока не в состоянии. Разве Пушкин писал "Евгений Онегин" для 14-15-летних? "Я, конечно, понимаю, что Татьяна Ларина не стала изменять своему мужу, но при чем тут "мой дядя самых честных правил?"" – спросил меня недавно мой сын. А еще если преподаватель формально относится к предмету, то великие писатели нередко начинают вызывать отвращение и нежелание их читать в дальнейшем. Я после "Мертвых душ" в восьмом классе Гоголя просто возненавидела, и только после 30 лет открыла, какой это интересный писатель. Может, в школе лучше проходить что-то попроще, для детского восприятия более подходящее? Александра

Отвечает Леонид КЛЕЙН, преподаватель литературы:

– Конечно, Пушкин не писал "Евгения Онегина" для 14-15 летних подростков. И Толстой, и Гоголь, и Достоевский не рассчитывали, что их произведения будут "проходиться" в школе, что за знание текста, за понимание "идейного содержания" будут выставляться оценки.

klassiki_500

Скажу даже более: писатель, художник во время творческого процесса вообще не рассчитывает на читателя, "не видит" его. "И забываю мир", – говорит Пушкин. Поэт погружен в себя, он готов услышать "божественный глагол", он ждет пробуждения поэзии. Это глубоко интимный и мистический процесс, и здесь не то что школьник, но любой, пусть даже самый просвещенный читатель – лишний. Потому что поэт творит не для него. Вчитайтесь в строки Пушкина: "...излиться, наконец, свободным проявлением" – поэт пишет потому, что не может не писать, не может держать в себе плод творческого вдохновения... Примерно то же самое, только в другом стиле, говорит Пушкин в романе "Евгений Онегин":

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне,

Подруге юности моей... <...>

Или (но это кроме шуток),

Тоской и рифмами томим,

Бродя над озером моим,

Пугаю стадо диких уток...

Обратите внимание, что "кроме шуток", поэту не нужен никто: он бродит у озера, и единственные его слушатели – дикие утки...

Эти цитаты не означают, конечно, что читатели должны чувствовать себя неуютно и сиротливо. Просто нужно очень хорошо понимать, что произведение искусства не укладывается ни в какую школьную программу, оно не рассчитано на какой-то определенный возраст, и в каком-то смысле почти не важно, когда проходить "Евгения Онегина", в 14, 18, или в 22 – всегда рано.

И тем не менее абсолютное большинство читателей знакомится с классикой именно в школе. Плохо ли это? Нужно ли переделывать школьную программу? Мой опыт преподавателя литературы говорит о том, что менять ничего не надо, что дело не в произведении и уж, конечно, не в том, когда его проходят. Самое главное – это диалог опытного и молодого читателей, сотворчество ученика и учителя (а роль учителя вполне может взять на себя и родитель). Что нужно сделать, чтобы строки "Евгения Онегина" понравились школьнику? Это может произойти, например, в том случае, если они по-настоящему нравятся учителю, если он перечитывает этот роман в стихах для себя, а не только перед уроком, если он сам смеется и горюет над бессмертными строчками. А еще если у ученика есть живой интерес не просто к конкретному произведению, а к чтению и анализу текста. И этот интерес вполне можно сформировать, если еще в начальной школе задавать ребенку трудные вопросы, заставлять маленького читателя думать и формулировать свои мысли.

И главное – не считайте, что ребенок чего-то не поймет. Ум школьника открыт для сложных вещей, его эстетическое чутье готово воспринимать искусство, ребенок еще не боится задавать "наивные" вопросы, которые зачастую являются самыми актуальными. И тогда к девятому классу "Евгений Онегин" не окажется непонятным и ненужным литературным ребусом, а станет еще одним ярким примером живого, искрящегося русского слова, примером невыразимой гармонии, красоты, с которой не захочется расставаться на протяжении всей сознательной жизни.

Еще на одну особенность "Евгения Онегина" можно указать в разговоре с подростком – Пушкин очень много шутит в романе. Понимает ли школьник шутки и иронию поэта? Над чем подсмеивается, а порой издевается Пушкин? Почему он так легко переходит от серьезного тона к иронии? Может быть, судьба главных героев, о которой так заботятся школьные учителя, не так волнует автора? Ведь Пушкин не ставит никаких точек над i . Он обрывает роман и в самом конце переходит на шутливый тон, говоря, что, возможно, его произведение хоть на что-нибудь да пригодиться читателю, пусть даже кто-то захочет искать в нем грамматические ошибки. И это через пару строф после такой драматичной сцены между Онегиным и Татьяной! Получается, что Пушкин, как бы предвидя позднейшие интерпретации, заранее говорит нам, что роман совсем не о том, о чем мы думаем? Ведь сюжет, то есть отношения Онегина и Татьяны (и других героев) занимает меньше трети всего объема. Пушкин постоянно отвлекается, говорит о чем угодно: о себе, о литературе, о языке, о дорогах. Если мы укажем современному подростку, что роман гораздо больше его сюжетной линии, если мы обратим его внимание на то, что поэт свободно беседует с читателем и самим собой, что он шутит, экспериментирует, постоянно отвлекается, что он, в конце концов, ведет себя как подросток, – то, возможно, за хрестоматийным глянцем школьник увидит живой текст, в котором гениальный автор оставил возможность наивному читателю додумывать сюжет, плохому учителю – сюжетом спекулировать, а вдумчивому читателю – впитать в себя любимые строчки великого произведения.

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама