Михаил Синельников, поэт, переводчик, родился в 1946 г. в Ленинграде, в семье, пережившей блокаду. Детство провёл в Средней Азии. Автор более десяти стихотворных сборников. Главная переводческая работа — стихотворное переложение с фарси "Дивана" великого поэта средневековья Хакани.
Углич
Углич, Углич, улочки убогие
И соборы в сказочных уборах:
В золотых туниках, тонконогие,
Тусклые угодники в соборах!
Всё прошло, и спрашивать им не с кого,
Но поймёшь, вглядевшись вновь и снова:
Как же схож с портретом Достоевского
Образ Иоанна Богослова!
Вечный гул, переполняя здания,
Дышит возмущеньем и наветом;
Воздуха, совсем не воздаяния,
Просит мальчик с ножичком воздетым.
Вопрос
Вопросом о свободе воли
Измученный всю жизнь свою,
Стою я в русском зимнем поле,
Свободы не осознаю.
Полно её за океаном,
Откуда посылают нам
Эротику с крутым слоганом,
Обноски негров, чуингам.
Её не ведают мечети,
Чьих куполов голубизна,
Ликующая на рассвете,
Благочестива и ясна.
Но посреди снегозаноса,
Где потерялась мысли нить,
Никак нельзя решить вопроса
И остаётся только жить.
Петропавловская крепость
Только это надгробье багрово,
И до гроба в груди сберегу
Эту кровь Александра Второго
На разбрызганном рыхлом снегу.
Но и в тесном тюремном затворе,
Незаметно пронзая сердца,
Тот же сумрак стоит, что в соборе,
И в оконце струя багреца.
И в забвенье протекшие лица
За границею облачной мглы
Видит ангел, что смог уместиться
На конце золочёной иглы.
Тоска
Армянская песня "Тоска",
Любимая песня Чаренца,
И можно не знать языка
И слушать, как лепет младенца,
Как шелест мерцающих нив,
Как ветер косматых ущелий,
Как этой тоски перелив
По руслам ключей и свирелей.
И грусть разлучившихся гор,
И скука в глуши деревенской,
И гомон, и ропщущий хор,
И голос единственный женский.
Костры и стенанья в ночи,
Безмолвия гул заунывный:
Так плачь, откликайся, кричи
О горести дикой и дивной!
По склонам ручьи растеклись,
И этой печали напевность -
Такая туманная высь,
Такая глубокая древность!
И, может быть, думал Помпей,
Палатки откинувший полог,
Как много пустынь и степей,
Как путь возвращения долог.
* * *
Внимательно слушая мимо ушей,
Ты самую душу читаешь.
Как будто сквозь шелест густых камышей
Немому теченью внимаешь.
И треплются, глухо бубня, тростники:
Важнее дыхание гула.
И чудится: ты к поворотам реки
Душой увлечённой прильнула.
* * *
В столицах западных и в городах восточных,
В кварталах каменных, кирпичных или блочных,
И в юрте, и в избе, и в тех путях бессрочных,
В которых кратким сном промчалась жизнь моя,
В сообществах людских, и чистых и порочных,
И в брачных радостях, и в пиршествах побочных
Страстей губительных, постыдных и непрочных
Всегда жила любовь свидетельствую я.
Нищие
В безголосом, бренчащем, бродячем гаме
Глохну, старею, опознаю:
То ли воры с обрубленными ногами,
То ли воины, раненные в бою!
Но теперь уж не воины вы и не воры,
Всё равно этот нагло-застенчивый вой,
В силу скорости поезда бойкий и спорый,
Он уже уценённый, совсем цеховой.
Исайя
Горе вам, прибавляющим дачу к даче,
"Вольво" к "Вольво"!
Зачем? Для чего? Для кого?
Этот красный кирпич покидал, чуть не плача,
Бывший градоначальник, мир праху его!
Волк пасётся с овцой, скрыться хищнику негде:
Только пусть ваши помыслы будут чисты!
:Сочетаются в архитектурном проекте
Тадж-Махал и Альгамбра с тюрьмою "Кресты".
На исповеди
Гордыня, алчность и чревоугодье,
Унынье, гнев и похоть всё со мною.
Нет зависти, зато избыток страха...
Но здесь же воздержанье и смиренье,
А также бескорыстье и веселье,
Пусть буйное, и чистая влюблённость,
А иногда отвага с чувством чести.
* * *
Избранничество, что оно!
Возможность в общей быть могиле
И только с теми заодно,
Кого над ямою убили.
А первородство, это честь
Не уклониться, не отречься
И в щель случайно не пролезть,
Горючим облаком растечься.
* * *
Кажется, свежа моя утрата.
Словно бы в руке ещё держу
Руку умирающего брата,
С ним бреду к земному рубежу.
Никакая не страшна дорога,
Оттого что до сих пор крепка
Стынущая, помнящая много,
На прощанье нежная рука.
Деревня
Брести от Волги в зной и пыль,
Плестись, куда течёт дорога,
И, может быть, в лубочный стиль,
К избе Яги и в степь Даждь-бога.
Но тарахтит автомобиль,
Звон бубенцов течёт из лога:
Пить молоко, копить утиль,
Менять картошку на горбыль
И самогонную бутыль
Вручать начальнику с порога.
В деревне жить и слушать быль
Позавчерашнего поджога
И проверять стальной костыль -
Надёжно ль заперта берлога?
А там, на Волге полный штиль,
Под солнцем бесится мотыль,
И водит плавником сорога.
...Угарный город пересиль,
Забудься, отдохни немного!
Уехавшему
Я думаю, что фон хорош у богомаза,
И тёмно-золотая рожь блаженство глаза.
И движутся серпы жнецов, напоминая
О том, что есть в конце концов и жизнь иная.
А что касаемо особ, чьи нимбы тонки,
Ведь не предашь ты их по гроб, устанешь в гонке.
И сам я чувствую сдаю от перегрузки,
Прикидываться устаю, что я нерусский.
Вернись домой, кругла Земля, напрасны клятвы,
Уже уставлены поля снопами жатвы!
* * *
Меж колеями просёлка
Сорной травы забытьё.
Эта смешная метёлка,
Это ведь колос её!
Это ненужное семя,
Не различая обид,
Как воплощённое время,
Даром по ветру летит.
Трава Мориа
Бессчётных многосвечников соцветья,
В Святой Земле они росли повсюду.
Мертвы траву топтавшие столетья,
Трава жива, трава подобна чуду.
Открытку с ней я ставлю под иконой.
Посланница пустыннознойной мрии
Пребудет гостьей странной, беззаконной,
Но, может быть, приятной для Марии.
Архыз
Пустынный храм в лесной стране аланов,
Но Бога нет, Он вдалеке воскрес.
В алтарные живые окна глянув,
Повсюду видишь облако и лес.
Давно здесь к новой обратились вере,
А может быть, вернулись тайно к той,
Где с ними разговаривают звери
И носят птицы волос золотой...
Сдав идолов, стояли у купели,
Страшась икон, стесняясь наготы;
И волновались в поле, и кипели
Языческие чуткие цветы.
Пусты гробы гранитные царевен,
Цветущих трав ликует ералаш.
И только воздух всё ещё напевен,
И чудится под сводом: "Отче наш!"
Гора
Какой покой, какая полнота,
Какая несмолкающая слава!
За Мёртвым морем линия хребта
И синева горячая Моава.
И ты, быть может, в самом алтаре!
И места нет пустым земным заботам.
И водомёт на Храмовой горе -
Не родич полицейским водомётам.
За эту гору спорят столько лет,
Но и сейчас, как в кочевом начале,
Хозяев у недвижимости нет
И совладельцев много у печали.
Пасха
Молви: "Христос воскресе!",
И подтвердят с небес.
Странники всех конфессий
Знают, что Он воскрес.
Смотрят сегодня в оба,
Как престарелый грек
В Церкви Святого Гроба
Вымолил новый век.
Всех оделяет снова,
Весело семеня
С клочьями ледяного
Мыслящего огня.