Апробационная статья диакона Евгения Кузнецова посвящена ситуации, в которой оказалась Русская Православная Церковь в послереволюционные годы. Статья публикуется в авторской редакции.
С приходом к власти советского правительства кардинально изменилась идеологическая парадигма государства. Православие, которое исповедовала царская Россия, было неугодно и противно атеизму. Одной из первостепенных задач, которую ставила перед собой советское правительство, была задача по искоренению Православной религии. Достижение "положительного" результата в этом деле было возможно различными методами. Одним из таких был метод антирелигиозной агитации и пропаганды.
Слово агитация латинского происхождения. Оно имеет много значений. Основными из них можно выделить такие, как приводить в движение, усердно гнать, гонять по всем направлениям, направлять, двигать, трясти, махать. В русском лексиконе оно имеет несколько довольно устоявшихся определений. Так по словарю Владимира Даля понятие агитация означает "народные или сословные смуты, наущения и волнения, тревога. Агитатор волнователь, подстрекатель, смутчик, зачинщик мятежа"[i]. Следует заметить, что значение термина "агитация" в период власти советского правительства приобрело несколько иную характеристику по сравнению с той, которую он имел в дореволюционной России. Так по определению Большой Советской Энциклопедии (далее БСЭ) "агитация (от лат. agitatio приведение в движение), одно из средств политического воздействия на массы, оружие борьбы классов и их партий. Агитация выражается в распространение какой-либо идеи или лозунга, побуждающих массы к активному действию"[ii]. Если в первом определении автор явно дает отрицательную оценку этому явлению, представляя перспективу смуты, мятежа, волнений [iii], то во втором случае мы видим противоположное отношение автора-составителя статьи в БСЭ к этому понятию. В статье БСЭ, в словах, выбранных для данного определения, присутствует энергия, борьба, активность, желание бороться, жить этим. Скорее всего, таким образом, выражается положительная оценка данного явления в советском обществе.
Пропаганда (лат. propaganda подлежащее распространению, от propago распространяю) распространение политических, философских, научных, художественных и др. взглядов и идей с целью их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности. В более узком смысле пропаганда означает один из ее видов политическую или идеологическую. Пропаганда это распространение взглядов, идей и теорий с целью формирования у масс определенного мировоззрения, представлений, отражающих интересы субъекта пропаганды, и стимулирования соответствующих им действий. Центральное место в политической пропаганде является определенная идеология[iv].
Зачастую данные понятия пропаганда и агитация отождествляют. Это не вполне соответствует истине. Бесспорно, в них присутствует некоторая схожесть, но в то же время они различны по своему содержанию. Так в пропаганде как процессе распространения идей научного социализма и выделяют две относительно самостоятельные фазы и соответствующие им формы деятельности: пропаганду и агитацию. В этом случае понятие "пропаганда" означает распространение идей, теоретических знаний, выражающих основное содержание идеологии, в отличии от агитации, которая является более популярным изложением одной из идей, актуальным для современного движения и ставшей непосредственной задачей практики масс[v]. "Под агитацией разумеют ряд действий, рассчитанных на то, чтобы вызвать более или менее широкое возбуждение, приковать внимание к тому или иному предмету, свернуть массы с наезженной колеи, произвести встряску зажечь "искру", пишет Степанов И., которая должна разгореться в пламя"[vi]. Агитация это, по сути, психологическое кратковременное воздействие на волю человека для реализации актуальных потребностей той или иной организации либо конкретного человека. Здесь мы сталкиваемся уже с уровнем волевой сферы человека, которой в нужных случаях можно манипулировать, причем не всегда для достижения положительных с точки зрения общечеловеческой гуманности целей. Это во многом может объяснить столь пристальное внимание "великих" диктаторов и вождей XX-го века к агитации и пропаганде, при помощи которых очень часто им было подвластно не только физическая составляющая, но и волевая часть человека. В таком случае на информационном поле в сфере агитации и пропаганды ведется борьба не столько за физическое подчинение определенной власти, сколько за сознание людей, в котором с помощью агитации и пропаганды можно выстраивать целостную систему государственной идеологии. "Все это требуется, замечает Степанов И., чтобы воздействовать на волю подвергающихся агитационным влияниям, объединить, сорганизовать хотя бы на короткое время, необходимое для этих шагов"[vii].
Агитация это больше организационная работа, позволяющая выяснить, например, статистические данные относительно подготовки сознания определенного социума. Для достижения более глубоких результатов агитации требуется дальнейшая кропотливая работа. "Организационное закрепление результатов, достигнутых агитации, пишет Степанов И., не противоречит тому факту, что сама по себе агитация применяет способы, оказывающее быстрое, но сравнительно поверхностное воздействие, которое углубляется и упрочивается только последующей работой"[viii].
Пропаганда это уже углубленное объяснение тех явлений, к которым привлечено внимание агитацией; это научный ответ на поставленные вопросы[ix]. Следовательно, пропаганда это непосредственное продолжение агитации путем научного доказательства и обоснования идеологических проблем, затронутых агитацией. Потому агитация и пропаганда являются звеньями одной цепи в идеологической работе государства. Отсюда вытекают задачи, которые стоят перед агитацией и пропагандой. Задача агитации подготовить почву в сознании граждан государства. Это может проходить путем ведения различных митингов и демонстраций, своеобразных "рекламных акций" в продвижении той или иной идеологической модели. Задача, которая стоит перед пропагандой, закрепить идеологические лозунги на различных диспутах и лекциях по конкретной тематике. Тематика чаще всего закрепляется государством и служит идеологической парадигмой в тот или иной период государственной истории.
Для активной пропаганды и агитации советским правительством были созданы различные структурные подразделения (Агитпроп, Главполитпросвет). Необходимо отметить, что агитация и пропаганды охватывала самые различные сферы нового государства, такие например, как экономика, армия, различные акции и кампании и т.д. Но здесь мы остановимся на изучении антирелигиозной пропаганды и агитации, как одной из сторон многогранной деятельности советского правительства в первые послереволюционные годы. Прежде всего, следует отметить, что широкая планомерная и систематическая антирелигиозная деятельность начинается с октября 1922 г., когда была создана Антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП (б)[x]. Координирующим центром всех антицерковных усилий по линии спецслужб становится VI отделение секретного отделения главного политического управления (далее ГПУ) во главе с Евгением Александровичем Тучковым. Общее руководство антирелигиозными процессами сосредотачиваются в руках Политбюро ЦК и так называемой "Комиссии по проведению отделения церкви от государства", "с 21 ноября 1922 г. имевшей "ЦК-овской" статус; с 13 июня 1928 г. по 17 ноября 1929 г. носившей название "Антирелигиозная комиссия при Политбюро ЦК""[xi](далее АК. Е.К. ) . Основной задачей на первом и последующих этапах работы Антирелигиозной комиссии было налаживание пропаганды и агитации против идеологического врага, русской православной церкви. Одним из основных оружий в борьбе на антирелигиозном фронте была пропаганда и агитация. Для реализации этой задачи еще до официального создания Антирелигиозной комиссии 19 июля 1921 г. прошло заседание рабочего ядра религиозной комиссии при Агитотделе, на котором постановили "создать в районах и уездах организационные тройки или двойки в зависимости от местных условий для сосредоточивания информации всей антирелигиозной пропаганды в них и проведения планов религиозной комиссии в жизнь"[xii]. Здесь необходимо сказать, что данная работа по созданию "троек" и "двоек" соответствовала основному методу работы Агитпропа. С большей долей вероятности можно предположить, что функции этих небольших групп выполняли одни и те же лица. Если учесть, что вся документация и организация этих ячеек находилась на балансе центрального органа Агитпропа при ЦК РКП(б), то можно предположить, что работа намечена была колоссальная. Другое дело, что не всегда с ней справлялись, особенно в первое время становления аппарата агитации и пропаганды.
"Начавшая активно функционировать в сентябре-октябре 1922 г., пишет Далгатов А.Г., она (комиссия. Е. К.) вобрала в себя целый ряд разрозненных партийных комиссий, существовавших в недрах ЦК с июля 1921 г. (в том числе Комиссию по антирелигиозной пропаганде при Агитпропотделе ЦК во главе со И.И. Скворцовым-Степановым и П.А. Красиковым, а также Комиссию Политбюро по вопросам сектантства, возглавлявшуюся В.А. Смидовичем)"[xiii]. Таким образом, еще раз необходимо уточнить, что при Агитпропотделе ЦК РКП(б) существовал особый отдел занимавшейся непосредственно антирелигиозной пропагандой, который вошел в подчинение Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). Теперь каждое мероприятие связанное с антирелигиозной пропагандой было в непосредственном контроле у Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) (далее АК). Надо сказать, что первоначально комиссия носила иное название: "Комиссия по проведению отделения церкви от государства". Она начала свою работу 17 октября 1922 г. На первом заседании было вынесено постановление "утвердить Комиссию в качестве единственной руководящей в делах Церковной политики и антирелигиозной агитации и пропаганды"[xiv]. Председателем АК был назначен Попов А. 23 октября 1922 г. тов. И.И. Скворцову было поручено разработать тезисы для прессы относительно церковного вопроса[xv]. К 31 октября эти тезисы были готовы. Основной мыслью этих тезисов было то, что "в условиях НЭП-а и при оживлении монархической работы за границей у более консервативных элементов духовенства теснее связанных эксплоататорскими классами, просыпается надежда на постепенную реставрацию старого экономического строя через капиталистическое перерождение пролетарской диктатуры"[xvi]. Можно сказать, что эти тезисы послужили основой для работы АК в период НЭПа. Тезисы были принят на заседании АК 31 октября 1922 г.. Впоследствии в них внес свои поправки М. Калинин[xvii]. 30 октября на рассмотрения комиссии был предложен доклад начальника VI секретного отдела ГПУ Е. А. Тучкова "о тихоновщине". В нем в частности было упоминание о том, что "в основу работы отдела был положен принцип борьбы с Тихоновским реакционным духовенством"[xviii]. Для реализации этой политики Агитпропом было предложено издавать "множество статей, воззваний, речей и пр."[xix]. Таким образом, для достижения задач по борьбе с идеологией церкви применялись так же усилия Главного Политического Управления (ГПУ. Е.К.). Связующим звеном в этой работе был Е. А. Тучков. Именно ему 31 октября 1922 г. на очередном заседании АК было поручено "поставить хорошо дело о компрометации попов здесь (в Москве. Е.К.) и на местах"[xx].
С октября 1922 г. начали выпускать газету "Наука и Религия". Но уже в конце ноября 1922 г. в связи с тем, что газета "не носила определенную физиономию"[xxi] было решено переделать и переименовать. Вместо "Науки и Религии" раз в неделю налаживался выпуск антирелигиозной газеты при издательстве "Красная Новь""[xxii]. С декабря 1922 г. начинается полновесное сотрудничество АК с издательством "Красная Новь", в котором начал выпускать переводную литературу, в основном привозимую из Германии[xxiii]. С 1 января 1923 г. при этом издательстве начала выходить газета "Безбожник". Тираж был по меркам всего государства небольшой всего 15 000. Необходимо отметить, что название было воспринято комиссией неоднозначно. Но намеченный на должность редактора этой газеты тов. Флеровский сумел убедить АК в правильности именно этого названия[xxiv].
С начала 1923 г. начинается планомерная работа в сфере проведения различных праздников в противовес церковным. Надо сказать, что такие мероприятия имели место ранее. Но именно плановый подход в проведении подобных акций начался с этого времени. В отчете АК за январь 1923 г. было указано, что "Комсомольское Рождество" по имеющимся данным было проведено довольно удачно. Но не было достаточных инструкций, что вызывало на местах "ряд мелких и не нужных нетактичностей"[xxv]. В дальнейшем был учтен опыт проведения параллельных с христианскими атеистических праздников. На пасху предлагалось провести "кампанию более серьезно: не устраивать карнавала, особое внимание обратить на пропагандистскую работу, на литературу, на постановку соответствующих пьес, кино, докладов, лекций и т.д."[xxvi]. Основным издательским сектором антирелигиозной литературы было издательство "Красная новь". Из отчетного доклада Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) можно узнать, что в области антирелигиозная литература была в основном переводная[xxvii]. Предпринимались попытки по созданию истории церкви в России. В этом направлении работал некий Струмилин, который выпустил брошюру "Бог и свобода". К празднику пасхи вышел целый сборник и книга Ем. Ярославского "Как родятся, живут и умирают боги и богини"[xxviii]. Выходили так же различные сборники и брошюры, посвященные христианским праздникам. В них идеологи атеизма пытались доказать самые различные доводы относительно того или иного события. Довольно примечательным в этой связи является попытка Ф. Олещука подвести происхождение Иисуса Христа от бедных рабочих и угнетения его со стороны буржуазного класса. В одной из своих статей он пишет: "Родился он, видите ли, от бедной девы, рождение произошло в самой бедной обстановке в хлеву, на соломе, среди ягнят, волов и ослов чем, спрашивается, ни бедняк; рос и жил так, что ему негде было главу преклонить как раз, как безработный в стране капитализма; преследовали его богачи до того, что "распяли" в конце концов"[xxix]. Кроме этого, задачами таких статей было высмеивание социальных пороков во время этих праздников, таких, например, как пьянство. Ф. Олещук по этому поводу замечает, что "физическая отрава алкоголь в дни Рождества как бы дополняет собой идейную отраву религию. Величайшее религиозный праздник всегда сопровождается усиленным потреблением опьяняющих напитков"[xxx].
Через несколько месяцев после начала работы АК на пост председателя комиссии по Антирелигиозной пропаганде был назначен Ем. Ярославский. Его назначение состоялось 25 января 1923 г. постановлением Политбюро ЦК РКП(б) "О пополнении состава Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(Б)" утвердили решение Оргбюро от 18 января 1923 г. приказывалось назначить "тов. Ем. Ярославского председателем комиссии по антирелигиозной пропаганде и тов. Н.Н. Попова заместителем председателя комиссии"[xxxi].
Следует сказать, что практически половину членов вновь сформированной комиссии являлись представителями ГПУ, Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), Народный комиссариат юстиции (НКЮ). Антирелигиозная комиссия непосредственно подчинялась Оргбюро ЦК, а при решении наиболее принципиальных вопросов Политбюро ЦК. В ее компетенцию входили задачи определения общих направлений государственной вероисповедной политики в центре и на местах, а также выработка директив по печатной и устной пропаганде. Полный текст совершенно секретных протоколов Комиссии печатался первоначально лишь в 2-х экземплярах и предназначался для Секретариата ЦК и руководителей ОГПУ. Круг лиц, которым рассылались выписки из протоколов Комиссии для ознакомления, был также сугубо ограниченным. Хранить выписки требовалось в отдельном пакете и категорически запрещалось копировать решения Антирелигиозной комиссии, а также ссылаться на них в делопроизводстве[xxxii].
Таким образом, мы можем заключить, что в первые послереволюционные годы идет активное становление агитационно-пропагандистской машины советского государства. Одной из наиболее важных задач большевиков при строительстве "нового" общества, было насаждение атеистической идеологии. Для ее решения было необходимо, прежде всего, избавиться от православной идеологии, которая господствовала в царской России. Одним из эффективных методов для этого признавалось ведение непрерывной и мощной агитации и пропаганды. Для этого первоначально был создан антирелигиозный отдел при Агитпропе, который впоследствии вошел в подчинение Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б). Характерной особенностью комиссии было то, что ее штат набирался из работников ГПУ. Это накладывало отпечаток секретности на работу всей Антирелигиозной комиссии, а, следовательно, и на деятельность агитационного отдела при ней.
[i] Даль В. Толковый словарь живого Великорусского языка. Том 1. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. С.4.
[ii] Щербак В.М. Агитация/ Большая Советска Энциклопедия. М.: Изд-во "Советская Энциклопедия", 1970г. С. 181.
[iii] Например, "Смутное время".
[iv] Праваторов В.Ф. Пропаганда.// Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во "Советская Энциклопедия", 1975. С.95.
[v] Тамже. С.96.
[vi] Степанов И. Религия в школе.//Религия в школе. М.: Политиздат, 1978. С. 55.
[vii] Там же.
[viii] Там же.
[ix] Там же. С. 56.
[x]Покровский Н.Н., Петров С.Г. От составителей.// Архивы Кремля. В 2-х кн. /Кн.1 Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М., Новосибирск, Российская политическая энциклопедия, Сибирский хронограф, 1997. С.3.
[xi] Далгатов А.Г. Отношение Советской власти к неправославным традициям . Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 2003. С. 272.
[xii] РГАСПИ. ф.17, оп.60. ,д 29, лл. 40.
[xiii] Далгатов А.Г. Указ. соч. С. 272.
[xiv] Протокол №1 организационного заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства.// Архивы Кремля. С. 324.
[xv] Протокол № 1 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государсва от 23 октября 1922 г.// Архивы Кремля. С. 327.
[xvi] Там же. С. 328.
[xvii] Протокол №2 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства.// Архивы Кремля. С. 335.
[xviii] Доклад начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е.А. Тучкова Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) "о тихоновщине".// Архивы Кремля. С. 331.
[xix] Там же.
[xx] Протокол №2 заседания Комиссии по проведению отделения церкви от государства.// Архивы Кремля. С. 334.
[xxi] Отчетный доклад Антирелигиозной Комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе,//Архивы Кремля. С. 340.
[xxii] Там же.
[xxiii] Отчетный доклад Антирелигозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро о проделанной работе 12 декабря 1922 г..// Архивы Кремля. С. 345.
[xxiv] Отчетный доклад АК ЦКРКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 1января 1923 г..// Архивы Кремля. С. 349.
[xxv] Отчетный доклад АК ЦКРКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе 17января 1923 г..// Архивы Кремля. С. 355.
[xxvi] Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе. 16 февраля 1923 г.// Архивы Кремля. С. 359.
[xxvii] Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б). 22 марта 1923 г.// Архивы Кремля. С, 366.
[xxviii] Там же.
[xxix] Олещук Ф. Кулацкое рождество.// Московский рабочий. 1929. С. 17.
[xxx] Там же. С. 13.
[xxxi] ГАРФ, ф.3, оп. 1, д. 314, л. 16. Опубликован: Архивы Кремля. В 2-х кн. /Кн.1 Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. М., Новосибирск, Российская политическая энциклопедия, Сибирский хронограф, 1997. С. 359.
[xxxii] Далгатов А.Г. Указ. соч. С. 272-273.
Источник: Богослов.ру