Мой сын принес из школы книжку со словами, что ее надо прочитать за две недели. "Книга для чтения по истории нашей Родины" называется, год издания 1991. В ней есть рассказы про великого Степана Разина, "Как жили и боролись рабочие в дореволюционной России" и отдельная глава "Первые декреты советской власти". Картинки красногвардейцы с винтовками наперевес. Глава "В Петроград приехал Ленин" проиллюстрирована классическим изображением Ильича на броневике в окружении кумачовых полотнищ.
Пришлось, взяв ЭТО двумя пальцами и отложив в угол, проговаривать с ребенком, что он должен ответить учительнице, когда она спросит, почему он книгу не прочел. Двойные стандарты так двойные стандарты.
Почему второклассникам приличной школы в центре Москвы вдруг раздали эти книги? Потому что близится День победы. Грядут патриотические утренники и уроки о любви к Родине. А другого патриотизма у них для детей нет. За двадцать лет так ничего убедительного и не родилось. Нет книг для детей по истории XX-го века, которые можно было бы использовать в качестве внеклассного чтения. И учителя естественным для себя образом обращаются к привычной надежной копилке патриотических идей и смыслов коммунистической пропаганде.
В "Книге для чтения по истории нашей Родины", например, есть такой пассаж (на фоне фантастического описания освобожденных оккупированных территорий):
"Удивляются солдаты:
Вот это да! Не кончалась и вправду, выходит, Советская власть.
Землю подмяли, а что до власти, так это нет. Не подмяли, не в силах. Нет власти над этой властью! Двинул рукой, положил на сердце. Тут она, наша власть".
Каждый год торжества, связанные с 9-м мая, превращаются в реванш всего советского стиля, риторики, символов. А самое главное идеологии. На несколько весенних дней вся страна превращается в "Парк советского периода". Отделить победу 1945-го года от ее "канонического" краснознамённого празднования все сложнее и сложнее.
Недалек тот год, когда по телевизору нам покажут последнего ветерана. То, с чего начиналась традиция отмечать День победы (показанная, например, в фильме "Белорусский вокзал"), встречи однополчан, окончательно уйдет в прошлое. Празднование 9-го мая всегда было "со слезами на глазах", из всех красных дней советского календаря этот самый любимый, его отмечали искренне, потому что в его основе было человеческое, а не коммунистическое. Поминали погибших, радовались миру. Поэтому он единственный из коммунистического годового круга уцелел в неприкосновенности. Вместе с красными флажками и большевистскими лозунгами.
Постепенно началась мутация символического значения победы. Из торжества мира над войной, гуманизма над бесчеловечностью, она стала превращаться в индульгенцию советской власти, а то и в искупительную жертву, оправдавшую все, что происходило в стране до, после и во время войны с октября 1917-го по август 1991-го.
В новой навязываемой нам конструкции российской истории война 1941-го 45-го годов становится точкой сборки, событием, вокруг которого центрируется история. Если доводить эту логику до абсурда, то пора вводить летоисчисление "до ВОВ" и "после ВОВ". По мере ухода ветеранов из публичного пространства, а затем и из жизни, война обрастает все большим количеством идеологем и мифов. И любому, кто пытается противостоять этой мифологизации и поставить трагическое и человеческое впереди героического, сразу навешивается ярлык "коллаборациониста", "космополита" и "предателя родины".
Победа в войне 1941-1945 гг. краеугольный камень сегодняшнего национального единства. Особенно, когда со спортом, как в этом сезоне, не складывается. А описание войны и победы и историографическое, и художественное (кино) признано только одно, советское. Со всеми штампами, клише, полуправдой. И, пожалуй, этот дискурс, в котором мыслят о войне, главное, что актуализирует и легитимирует советскую систему ценностей сегодня.
В культурном пространстве в последнее время начались некоторые подвижки, попытки переосмыслить, рассказать о войне иным языком. В пример можно привести фильмы "Поп" Владимира Хотиненко, "Одна война" Веры Глаголевой, "Разжалованный" Владимира Тумаева. Выходят, правда, мизерными тиражами, неказенные, неофициальные мемуары фронтовиков, такие как "Воспоминания о войне" Николая Никулина.
Но школьные учителя, как только речь заходит о войне, по-прежнему хватаются за спасительные книжки махровых годов издания. Им ничего в этих книгах не режет слух и глаз, не диссонирует с их картиной мира.
На этом фоне введение в школы "Основ православной культуры" шанс сформировать крепкий целостный образ истории и культуры России, который школьники усваивали бы на примерах подлинных героев. Хотелось бы надеяться, что комплект пособий по этому предмету пополнится и хрестоматиями для чтения по истории XX века, пригодными для подготовки праздничных уроков.
Источник: Татьянин день