ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Реинкарнация монстра

Ксения Лученко :: 19 апреля 2010

Мой сын принес из школы книжку со словами, что ее надо прочитать за две недели. "Книга для чтения по истории нашей Родины" называется, год издания – 1991. В ней есть рассказы про великого Степана Разина, "Как жили и боролись рабочие в дореволюционной России" и отдельная глава "Первые декреты советской власти". Картинки – красногвардейцы с винтовками наперевес. Глава "В Петроград приехал Ленин" проиллюстрирована классическим изображением Ильича на броневике в окружении кумачовых полотнищ.

Пришлось, взяв ЭТО двумя пальцами и отложив в угол, проговаривать с ребенком, что он должен ответить учительнице, когда она спросит, почему он книгу не прочел. Двойные стандарты так двойные стандарты.

Почему второклассникам приличной школы в центре Москвы вдруг раздали эти книги? Потому что близится День победы. Грядут патриотические утренники и уроки о любви к Родине. А другого патриотизма у них для детей нет. За двадцать лет так ничего убедительного и не родилось. Нет книг для детей по истории XX-го века, которые можно было бы использовать в качестве внеклассного чтения. И учителя естественным для себя образом обращаются к привычной надежной копилке патриотических идей и смыслов – коммунистической пропаганде.

В "Книге для чтения по истории нашей Родины", например, есть такой пассаж (на фоне фантастического описания освобожденных оккупированных территорий):

"Удивляются солдаты:

– Вот это да! Не кончалась и вправду, выходит, Советская власть.

– Землю подмяли, а что до власти, так это нет. Не подмяли, не в силах. Нет власти над этой властью! – Двинул рукой, положил на сердце. – Тут она, наша власть".

Каждый год торжества, связанные с 9-м мая, превращаются в реванш всего советского – стиля, риторики, символов. А самое главное – идеологии. На несколько весенних дней вся страна превращается в "Парк советского периода". Отделить победу 1945-го года от ее "канонического" краснознамённого празднования все сложнее и сложнее.

Недалек тот год, когда по телевизору нам покажут последнего ветерана. То, с чего начиналась традиция отмечать День победы (показанная, например, в фильме "Белорусский вокзал"), – встречи однополчан, – окончательно уйдет в прошлое. Празднование 9-го мая всегда было "со слезами на глазах", из всех красных дней советского календаря этот – самый любимый, его отмечали искренне, потому что в его основе было человеческое, а не коммунистическое. Поминали погибших, радовались миру. Поэтому он – единственный из коммунистического годового круга – уцелел в неприкосновенности. Вместе с красными флажками и большевистскими лозунгами.

Постепенно началась мутация символического значения победы. Из торжества мира над войной, гуманизма над бесчеловечностью, она стала превращаться в индульгенцию советской власти, а то и в искупительную жертву, оправдавшую все, что происходило в стране до, после и во время войны – с октября 1917-го по август 1991-го.

В новой навязываемой нам конструкции российской истории война 1941-го – 45-го годов становится точкой сборки, – событием, вокруг которого центрируется история. Если доводить эту логику до абсурда, то пора вводить летоисчисление "до ВОВ" и "после ВОВ". По мере ухода ветеранов из публичного пространства, а затем и из жизни, война обрастает все большим количеством идеологем и мифов. И любому, кто пытается противостоять этой мифологизации и поставить трагическое и человеческое впереди героического, сразу навешивается ярлык "коллаборациониста", "космополита" и "предателя родины".

Победа в войне 1941-1945 гг. – краеугольный камень сегодняшнего национального единства. Особенно, когда со спортом, как в этом сезоне, не складывается. А описание войны и победы – и историографическое, и художественное (кино) – признано только одно, советское. Со всеми штампами, клише, полуправдой. И, пожалуй, этот дискурс, в котором мыслят о войне, – главное, что актуализирует и легитимирует советскую систему ценностей сегодня.

В культурном пространстве в последнее время начались некоторые подвижки, попытки переосмыслить, рассказать о войне иным языком. В пример можно привести фильмы "Поп" Владимира Хотиненко, "Одна война" Веры Глаголевой, "Разжалованный" Владимира Тумаева. Выходят, правда, мизерными тиражами, неказенные, неофициальные мемуары фронтовиков, такие как "Воспоминания о войне" Николая Никулина.

Но школьные учителя, как только речь заходит о войне, по-прежнему хватаются за спасительные книжки махровых годов издания. Им ничего в этих книгах не режет слух и глаз, не диссонирует с их картиной мира.

На этом фоне введение в школы "Основ православной культуры" – шанс сформировать крепкий целостный образ истории и культуры России, который школьники усваивали бы на примерах подлинных героев. Хотелось бы надеяться, что комплект пособий по этому предмету пополнится и хрестоматиями для чтения по истории XX века, пригодными для подготовки праздничных уроков.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама