Три недели назад в девятнадцати регионах России стартовал эксперимент по преподаванию в четвертых классах государственных школ нового предмета – "Основы религиозных культур и светской этики". Еще до начала экспериментального курса новация вызвала острую дискуссию в обществе. Были вопросы к оснащению школ учебными пособиями. Как и ожидалось, здесь не обошлось без технических сбоев. Многие опасались, что новый предмет запустит процесс клерикализации государственной системы образования. Вызывал нарекание и новый для отечественных учебных заведений принцип выборности того или иного модуля: православного, исламского, буддийского, иудейского, сравнительно-религиоведческого и сугубо светского. Три недели – не такой уж большой срок, чтобы делать выводы, учитывая, что на новый предмет отводится в среднем два урока в неделю. По крайней мере уровень знаний учащихся еще рано проверять. Однако собственные корреспонденты "НГР" в четырех регионах из девятнадцати, в которых проходит эксперимент, попытались разобраться, насколько успешно удалось на местах организовать уроки "духовно-нравственного ликбеза".
Эксперимент по преподаванию "Основ религиозных культур и светской этики" проходит в школах трех из шести субъектов РФ, входящих в каноническую территорию Ставропольско-Владикавказской епархии Русской Православной Церкви. Глава епархии архиепископ Феофан (Ашурков) всецело поддерживает необходимость религиозного просвещения в регионе, считая, что эти знания помогут преодолеть влияние ваххабизма. "Пусть лучше дети узнают основы религий от специалистов. В этом случае мы будем сужать поле и сектантского, и тем более экстремистского воздействия", – заявляет архиепископ Феофан.
Родители учеников, кажется, согласны с мнением главы епархии. Однако их выбор достаточно четко следует границам распространения ислама и православия в регионе.
Больше всего четвероклассников (37%) Карачаево-Черкесской Республики, участвующих в эксперименте, сделали свой выбор в пользу основ исламской культуры. Светская этика заинтересовала каждого пятого школьника, почти столько же учащихся выбрали для изучения основы православной культуры и чуть меньше (19,9%) решили изучать общий курс мировых религиозных культур. Всего в КЧР в апробации нового предмета принимает участие 4161 учащийся четвертых классов из 181 школы республики.
По словам министра образования и науки КЧР Ирины Шаповаловой, 251 учитель, приступивший с 1 апреля к преподаванию нового предмета, прошел профессиональную переподготовку в республиканском Институте повышения квалификации работников образования. К началу занятий в республику поступило более 5 тыс. комплектов учебных материалов. В каждом комплекте – учебник для детей, пособие для учителя, книга для родителей и диск с мультимедийным сопровождением.
В Чечне из шести модулей "Основ" в школах будут преподавать только ислам и православие. Светской этикой в республике вообще не заинтересовались. Почти все ученики школ, где ведутся занятия (99,64%, или 20 645 человек), выбрали модуль "Основы исламской культуры". "Основы православной культуры" из 440 школ республики преподаются только в 22-х. Этот предмет изучают 73 ученика. Президент Чечни Рамзан Кадыров заверил архиепископа Феофана, что в школах, где учатся дети из православных семей, преподавание этого предмета будет обеспечено на должном уровне.
На соседнем Ставрополье, по данным краевого Министерства образования, около 70% школьников решили изучать православную культуру. Следующие по популярности – модули светской этики, истории мировых религий, ислама. Небольшое число родителей выбрали основы буддийской и иудейской культур. Накануне учебы около 500 учителей со всего края приехали в Пятигорск на лекцию профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева – автора учебника "Основы православной культуры". Такая же встреча прошла и в Ставрополе. В ходе разговоров с педагогами протодиакон Кураев заявил о важности преподавания "Основ исламской культуры", подчеркнув, что в школы придет "чистое, истинное представление об этой религии", а не "ислам боевиков".
Ход образовательного эксперимента 5 апреля обсуждали на заседании правительства Ставропольского края. Губернатор края Валерий Гаевский дал указание своим подчиненным установить канал обратной связи с учащимися и их родителями. По словам главы региона, у каждого четвероклассника в дневнике должен быть номер "горячей линии", по которому и он, и его родители могли бы сообщить свое мнение о новом предмете и качестве его преподавания.
К началу эксперимента на Ставрополье готовились основательно, причем с особым тщанием местные чиновники отнеслись к подготовке православного модуля. В ряде городов края – Георгиевске, Михайловске, Пятигорске – прошли встречи педагогов – участников курсов повышения квалификации по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" с представителями православного духовенства. Как заявил благочинный приходов Георгиевского округа протоиерей Михаил Терюшов, Церковь готова оказывать учителям помощь и поддержку в обеспечении литературой и проведении консультаций. Каждая школа, а со временем – каждый преподаватель, участвующие в эксперименте, бесплатно получат Библию, учебник Закона Божия и православный катехизис. Таким образом, на местном уровне решили "подкорректировать" заявленный федеральным Министерством образования и науки светский характер экспериментального курса.
Источник: НГ-Религии