Три недели назад в девятнадцати регионах России стартовал эксперимент по преподаванию в четвертых классах государственных школ нового предмета – "Основы религиозных культур и светской этики". Еще до начала экспериментального курса новация вызвала острую дискуссию в обществе. Были вопросы к оснащению школ учебными пособиями. Как и ожидалось, здесь не обошлось без технических сбоев. Многие опасались, что новый предмет запустит процесс клерикализации государственной системы образования. Вызывал нарекание и новый для отечественных учебных заведений принцип выборности того или иного модуля: православного, исламского, буддийского, иудейского, сравнительно-религиоведческого и сугубо светского. Три недели – не такой уж большой срок, чтобы делать выводы, учитывая, что на новый предмет отводится в среднем два урока в неделю. По крайней мере уровень знаний учащихся еще рано проверять. Однако собственные корреспонденты "НГР" в четырех регионах из девятнадцати, в которых проходит эксперимент, попытались разобраться, насколько успешно удалось на местах организовать уроки "духовно-нравственного ликбеза".
В четвертых классах общеобразовательных школ Калининградской области приступили к преподаванию "Основ религиозных культур и светской этики". Как сообщила "НГР" начальник отдела развития комитета по образованию администрации Калининграда Татьяна Петухова, в феврале группа педагогов региона прошла обучение на курсах повышения квалификации в Москве. Получив статус учителей-тренеров, эти специалисты к 1 апреля обеспечили подготовку по новому предмету 300 учителей для всех школ региона.
С религиозной культурой и светской моралью школьников знакомят исключительно профессиональные педагоги. По словам председателя комитета образования Калининграда Алексея Силанова, половина из них – учителя начальных классов, 11% – преподаватели истории и обществознания, 5% – учителя литературы. Священнослужители к преподаванию новой дисциплины не привлекаются. Из 3,5 тыс. учащихся Калининграда, приступивших к изучению нового предмета, 75% знакомятся со светской этикой, 20% – с православной культурой, а оставшиеся 5% школьников изучают "Основы мировых религиозных культур".
Министерство образования региона приводит другие данные: по региону "Светскую этику" выбрали 57% родителей, "Основы православной культуры" – 34%, "Основы мировых религиозных культур" – 8,6%. При этом сотрудники областного министерства оговаривается, что пока сведения не точные. Тем не менее они объясняют такой выбор родителей предубеждениями перед самим термином "религиозный".
В беседе с корреспондентом "НГР" директор калининградской средней школы № 36 Нина Бабченкова рассказала, что сначала опасалась реакции родителей на введение нового курса. Тревогу вызывало и отсутствие специалистов по данному предмету. Но в ходе родительского собрания выяснилось, что подавляющее большинство пап и мам четвероклашек с пониманием отнеслись к новации. К началу четвертой четверти была решена и проблема с педагогами. Трое преподавателей школы прошли двухнедельную подготовку на курсах в областном институте повышения квалификации учителей. Комплекты учебников, методических рекомендаций и диски с электронными приложениями по курсу поступили на запад России своевременно. Учебники школьники получают бесплатно.
Одна из преподавательниц школы Наталья Салтыкова, которая теперь ведет курс "Основы мировых религиозных культур и светской этики", рассказала "НГР" о впечатлениях от первых уроков. "Ребята знакомятся с тем, какие религиозные верования существуют в нашей стране. Для них это интересно и познавательно. Самое главное, что дети должны вынести из этого курса, – это уважение к вере каждого человека". При этом преподаватели в частных беседах признают, что курс слишком сложен для учеников младших классов. Однако одна из учениц школы № 36 Маша Парафиянович сказала, что уроки очень интересные и – что самое главное – по этому предмету не ставят оценок.
Источник: НГ-Религии