Три недели назад в девятнадцати регионах России стартовал эксперимент по преподаванию в четвертых классах государственных школ нового предмета – "Основы религиозных культур и светской этики". Еще до начала экспериментального курса новация вызвала острую дискуссию в обществе. Были вопросы к оснащению школ учебными пособиями. Как и ожидалось, здесь не обошлось без технических сбоев. Многие опасались, что новый предмет запустит процесс клерикализации государственной системы образования. Вызывал нарекание и новый для отечественных учебных заведений принцип выборности того или иного модуля: православного, исламского, буддийского, иудейского, сравнительно-религиоведческого и сугубо светского. Три недели – не такой уж большой срок, чтобы делать выводы, учитывая, что на новый предмет отводится в среднем два урока в неделю. По крайней мере уровень знаний учащихся еще рано проверять. Однако собственные корреспонденты "НГР" в четырех регионах из девятнадцати, в которых проходит эксперимент, попытались разобраться, насколько успешно удалось на местах организовать уроки "духовно-нравственного ликбеза".
Преподавание четвероклассникам "Основ религиозных культур и светской этики" в Свердловской области началось с дефицита – поставщики не успели вовремя передать учебники в школы. В расписаниях предмет уже значился, но пособий, по которым учителя могли бы объяснять спорный предмет, не было. В государственном Институте развития регионального образования, выступающем оператором курса в области, проблемы назвали техническими. Например, отправить учебники в северный Краснотурьинск (426 км от Екатеринбурга) не получилось дважды – всякий раз ломалась машина, отправленная городским управлением образования.
Директор Института развития регионального образования Оксана Гайнанова факт срыва подтверждает: первоначальный график требовал доставки учебников до 29 марта. Сделать это не удалось – последний согласованный вариант предусматривал передачу книг к 5 апреля. Но до сих пор из областных школ поступают сообщения об отсутствии учебников.
Впрочем, это не единственная проблема. Общественность как протестовала против начала подобного эксперимента, так и остается на своих позициях после того, как прошли первые уроки. В Свердловской области опасаются чрезмерного влияния Церкви на государственную школу. На Урале эти опасения подкрепляются активной позицией Екатеринбургской епархии, настаивавшей на преподавании курса не учителями, а настоятелями местных храмов.
От этого варианта областное Минобразования отказалось, а последующие решения родителей показали, что запросы Церкви не актуальны. Во всех городах Свердловской области с подавляющим преимуществом выбор был сделан в пользу "Основ светской этики". В Каменске-Уральском (третий по численности муниципалитет региона) этот предмет выбрали 52,4% семей. В общем рейтинге на втором месте оказались "Основы мировых религиозных культур", но так далеко не везде – в том же Каменске-Уральском за них высказались лишь 19,5% семей, тогда как 28,2% попросили рассказать своим детям о православии. В Минобразовании указывают, что в среднем по области курс "Основы православной культуры" занял третье место. Свою роль в этом сыграли территории с преимущественным проживанием татар (там популярностью, естественно, пользовался ислам) и Екатеринбург, где желание, чтобы их дети познакомились с православием, высказали только 7% родителей.
Но политики не отказываются от контроля за ходом эксперимента. Депутаты регионального Закса, входящие в состав парламентского Совета по этике, на специальном заседании приняли обращение к ректорам местных вузов. Они предложили привлечь студентов-социологов к изучению общественного мнения о целесообразности и эффективности преподавания нового учебного курса в 4–5-х классах общеобразовательных учреждений. Исследование должно показать, насколько результаты эксперимента в области будут соответствовать первоначальным замыслам.
Источник: НГ-Религии