ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Поморские моленные Патриаршины (Кудыкинская волость Владимирской губернии)

Безгодов Алексей :: 09 июля 2007

Кудыкинская волость Покровского уезда на протяжении XIX в и до начала XX в. входила в состав Владимирской губ. (1). Ещё с XIV в. эти земли находились в Сенежской волости и принадлежа­ли сначала митрополитам, а затем и патриархам Московским и всея Руси.

Со временем сенежские земли разделились, одной из частей стала волость Кудыкинская. В отличие от других волостей, обра­зованных на бывших патриарших землях, только в Кудыкинской (во многом благодаря старообрядцам) до XX в. сохранилось само­название данного региона – Патриаршина. В XVIII в. в этих рай­онах проживали представители многих старообрядческих согласий: беглопоповцы, федосеевцы и др., но преобладали староверы-бес­поповцы поморского согласия.

Общественные богослужения на Патриаршине староверы-по­морцы совершали в молитвенных домах в Ионово и Будькоdо, а также в домашних моленных. Домашние моленные в XIX в. бьии известны в Зуеве в домах Кононовых, Зиминых, Р.З. Дмитриева (ум. 1883), в Кабаново у Зыковых (2).

В сёлах Орехово и Зуево проживало большое количество ста­рообрядцев, принадлежавших различным согласиям, и каждое из них имело свой храм или молитвенный дом. В данной местности насчитывалось 17 храмов и молитвенных домов. В Орехове ста­рообрядческих храмов было всего 2: находившийся при домовой конторе фабрики Викулы Морозова старообрядцев белокриницкого согласия (приемлющих "Окружное послание") и беспоповс­кий поморского брачного согласия. В Зуево старообрядцы имели храмы и молитвенные дома: 2 белокриницкого согласия паствы архиепископа Московского Иоанна (приемлющие окружное послание"), 2 неокружнических паствы епископа Даниила Богородского, по одному неокружнических паств епископов Иосифа и Иова (последние – приемлющие общину), 1 бес­поповский поморского брачного согласия, 1 беспоповский без­брачного согласия и 1 беспоповский, "имеющий наставницу-ба­бушку и при богослужении "девиц чистых"". Помимо этого в Зу­еве имелось около 8 женских скитов (3).

Однако, к сожалению, время процветания сменилось време­нем упадка и разрушения традиции. Согласно "Списку церквей и бывших монастырей Московской губернии" середины 1920-х го­дов, в Орехово-Зуеве значатся 3 старообрядческих храма, все они посвящены Рожеству Пресвятой Богородицы: 2 "старообрядчес­ких" (по всей видимости, белокриницкий и неокружнически) и 1 "поморский" (4). Однако это только официально зарегистриро­ванные общины; учитывая пёструю дореволюционную картину ме­стного старообрядчества, надо полагать, что оставались ещё об­щины различных направлений, которые продолжали молиться нелегально.

По состоянию на 1 июля 1945 г., по сведениям уполномочен­ного Совета по делам религиозных культов, в Орехово-Зуеве зна­чились 2 закрытых старообрядческих храма, один из которых был занят швейной мастерской, другой – валяльной (5). Действую­щим оставался только бывший храм неокружников.

В настоящий момент действующим поморским храмом в Пат­риаршине остаётся только недавно отметивший свое 120-летие Храм Рожества Пресвятыя Богородицы в г. Орехово-Зуево.

Нами составлены исторические справки об известных обще­ственных моленных староверов-поморцев в "Патриаршине" по сёлам и деревням.

Село Зуево

Административно с. Зуево в Кудыкинскую волость не входило, а находилось в составе Московской губернии, но мы всё же рассматри­ваем его как неотъемлемую часть Патриаршины, к тому же в 1917 г. с. Зуево было объединено с с. Орехово, образовав г. Орехово-Зуево.

Можно предположить, что уже в середине XVIII в. в Зуеве имелось многочисленное и крепкое общество староверов-поморцев. Известно, что в 1760-х годах, по поручению христиан-поморцев, зуевский купец Иоанн Феодорович Кононов отправился в Петербург с прошением о снижении двойного налога и отмене венечной пошлины. Ходока приняла сама императрица Екатери­на II, которой Кононов преподнёс шёлковый платок собственно­го изготовления. В итоге указом от 16 марта 1765 г. налог дей­ствительно был уменьшен, а венечная пошлина полностью отме­нена. В XIX в. Зуево и Орехово превращаются в один из круп­нейших в России промышленных центров. Появляются богатей­шие купеческие старообрядческие фамилии: Морозовы, Зими­ны, Кононовы и др.

В 1884 г. в с. Зуево недалеко от фабрики "Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н. Зимина" был построен молитвенный дом. Высокое монументальное здание не имело звонницы, не было увен­чано крестами: старообрядческим храмам в то время это не позволялось. Внутри молитвенный дом был просторным и светлым. Высо­кие свод и стены, с вытянутыми вверх стрельчатыми окнами. Освя­щение молитвенного дома во славу Рожества Пресвятой Богоро­дицы и святителя Николы было совершено 22 октября 1884 г. Слово по случаю торжества освящения говорил И.И. Зыков.

О первых настоятелях молитвенного дома, к сожалению, досто­верных сведений не имеется. С 1893 г. настоятельствовал Иван Ва­сильевич Уткин (1863 – 1904), а с 1905 г. – Симеон Васильевич Гера­симов (1841-1936). Их добродетельная христианская жизнь, требо­вательность к себе при исполнении духовных обязанностей, челове­колюбие являли пример благоуспешного настоятельскою служения.

В Зуеве нередко проходили различные совещания деятелей По­морской Церкви, так, в 1898 г. собрались А.А. Надеждин, Л.Ф. Пичугин, Н.С. Шпунтов из Москвы. Здесь к ним присоеди­нились И.И. Зыков, И.В. Уткин, другие христиане Патриаршины. Совещание проходило 18 и 19 октября в доме А.Ф. Зимина. По завершении собеседований приезжие ездили в Ионово.

Службы в зуевском молитвенном доме совершались торжественно, строго по чину. В то время случалось, что москвичи для совершения брачного молебна приезжали в Зуево. Широко было распространено мнение: "Знаменное пение – великолепие зуевского храма". Среди многих замечательных певцов выделялся Киприан Сергеевич Колпаков (1866 – 1926), прекрасный певец и тантливый учитель пения. Он принадлежал ещё к первому причту зуевского молитвенного дома, а позже стал руководителем известного зуевского женского хора.

После указа о веротерпимости 1905 г. приход зуевского молитвенного дома зарегистрировался как "Зуевская община старообрядцев поморского брачного согласия". 25 января 1909 г. состоялось очередное годичное общее собрание членов общины. На этом со­брании, в частности, были избраны почётными членами общины, жившие в Москве и ставшие членами 2-й Московской общины Алек­сей Викулович, старший сын скончавшегося в 1894 г. Викула Ели­сеевича Морозова, а также Зимины Яков и Филипп Куприяновичи, Иван и Николай Макаровичи и Григорий Иванович (6).

Тем временем зуевская община настолько возросла, что рас­ширение молитвенного дома стало существенной необходимос­тью. Настоятелем храма в это время был Семён Герасимов. 17 ноября 1911 г. было подано прошение Московскому губернатору от имени Совета Зуевской общины старообрядцев поморского брачного согласия о разрешении сделать к существующему молитвенному дому пристройку для входа и раздевален с хорами. Раз­решение было получено 10 мая 1912 г. (7). Проект достройки сделал архитектор И.Е. Бондаренко, автор проекта храма 2-й Московской общины в Токмаковом переулке. Намечено было увеличение внутренней площади здания путём переноса западной стены, сооружения боковых приделов и притвора со звонницей над ним. Звонница с высокой четырёхскатной крышей венчалась главкой с вызолоченным крестом. Внутри храма у западной сте­ны сооружались хоры. Иконостас, клироса и характер внутрен­ней отделки сохранялись в первоначальном виде.

Торжественный молебен по случаю начала достройки молит­венного дома совершался 19 августа 1912 г. Затем были заложены внешние углы приделов и притвора. Закладку совершали "посо­лонь". Восточный угол южного придела закладывал духовный на­ставник Симеон Васильевич, западный – Ф.К. Зимин и С.Н. Свеш­ников; углы притвора – Д.Ф. Крюков и Н.Г. Хвальковский; углы дверного придела М.И. Беляев и М.Р. Дмитриев (8). Освяще­ние обновлённого храма происходило 22 декабря 1913 г. Чин освящения совершали духовный наставник Симеон Васильевич и ду­ховный наставник Василий Иванович Смирнов. По окончании службы с приветственными словами к собравшимся обратились Т.А.Худошин, председатель Совета Соборов и Съездов Старообрядческой Поморской Церкви, И.И. Ануфриев, председатель Совета 2-й Московской общины, один из инициаторов обновления храма и др.

Теперь зуевский храм мог вместить более тысячи прихожан, При большом стечении молящиеся проходили и на хоры.

В 1924 г. в зуевском храме собрался Московский областной Духовный Совет. Через 4 года, в марте 1927 г., здесь же, в зуев­ском храме, состоялось ещё одно заседание Московского област­ного Духовного Совета под председательством духовного настав­ника Симеона Васильевича.

С упрочением советской власти начались гонения на верующих и кампании по закрытию церквей. Так, церковь христиан-по­морцев в Орехово-Зуеве была закрыта постановлением президиу­ма Облисполкома от 29 февраля 1936 г., согласно этому постанов­лению здание предполагалось использовать под аэроклуб и дом обо­роны (9). Староверы-поморцы Орехово-Зуевского р-на писали коллективное письмо председателю Центрального Исполнительного Комитета СССР Михаилу Ивановичу Калинину с ходатайством о возврате храма, письмо подписали около 300 человек (10), однако решение осталось прежним. Прихожане зуевской общины смогли тайно сохранить иконы и служебные книги, а после того, как в Даугавпилсе (Латвия) сгорел поморский храм, по договорен­ности часть икон была передана в даугавпилсскую общину. Поз­же часть икон была пожертвована московской общине, а осталь­ные – другим поморским общинам и отдельным лицам. А хрис­тиане Патриаршины стали молиться у себя дома или собирались, но возможности, в домашних моленных.

В Орехово-Зуеве в 1945 – 1946 гг., в период "оживления рели­гиозной активности", поморцы добивались возврата здания мо­ленной. Ходатайство было отклонено ввиду того, что здание было переоборудовано для производственных целей. В 1948 г. старо­обрядцы также возбуждали ходатайство об открытии молитвенно­го дома, на сей раз в частновладельческом здании. Но власти и в этот раз отказали "вследствие непригодности помещения".

По архивным документам следует, что в ночь на 2 мая 1948 г. для проведения пасхальной службы верующие собрались в доме числом до 60-80 человек. Упоминаются аналогичные случаи и в другие большие праздники. Своим наставником поморцы Орехово-Зуева в это время считали С.Е.Антонова, 1869 г. р. Из веруюших-активистов были известны Е.А. Куров, 1883 г. р., бухгалтер артели, а также Куревлев И.Ф., 1894 г. р., сапожник (11). В Орехово-Зуево и в д. Ионово по-прежнему в большом количе­стве проживали старообрядцы-поморцы. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов в 1950 г. заявлял, что их всего до 600 человек активных верующих (12). Деятельность поморской об­щины в Орехово-Зуеве в этот период подтверждается и наличием фотографии середины 1950-х годов, на которой изображён молен­ный дом поморцев, где регулярно совершались службы (13). Одна­ко при этом, по официальным данным на 1950 г., "группа дея­тельности не проявляла" (14).

Находясь почти 60 лет в рассеянии и не имея своего постоян­ного храма, который бы их объединял, собираясь на моления не­легально, общество христиан-поморцев довольно сильно со­кратилось. Многие из бывших прихожан по разным житейским причинам переселились в Москву и другие города. Но, несмотря на трудности, община смогла сохраниться, и в 1990 г. у помор­цев наконец появилась возможность вернуться в свой храм. Так сложились обстоятельства, что храм был передан в совместное пользование с общиной старообрядцев-поповцев.

Поморская община в настоящее время располагается в северном приделе храма. За последние 15 лет община окрепла, прошла госу­дарственную регистрацию. Количество посещающих службу замет­но увеличилось, теперь на большие праздники даже приезжают из Куровского и Киржача. Вот уже несколько лет на большие праздни­ки в качестве поддержки приезжает группа московских прихожан.

Село Орехово

В Орехове, в отличие от с. Зуево, находилось всего 2 старооб­рядческих храма и оба при фабричной конторе Морозовых в по­селке Никольское. Один из храмов принадлежал поповцам белокриницкого окружного согласия, второй – поморцам законобрачного согласия. Одна из морозовских фабрик (будущая "Мануфактура Викула Морозова с сыновьями"), была основана старшим сыном Саввы Васильевича Елисеем. В это время Елисей Саввич жил в Москве и принимал большое участие в обществе прихожан Покровской Монинской моленной. В новом здании конторы им была устроена большая моленная, прихожанами которой были преимущественно рабочие-староверы, живущие при фабрике. Фабричную моленную посещали также и поморцы, проживающие в местечке Крутое. Предположительно в это время настоятелем в моленной был духовный наставник Авдей Семенович (15).

Как и многие другие, Ореховская моленная при морозовской! фабрике была закрыта в 1918 г. в ходе национализации заводов.

Деревня Будьково

Один из старейших поморских молитвенных домов находился в д. Будьково. Он был деревянным и построен, скорее всего, ещё в XVIII в. или в самом начале XIX в. В 1822 г. вышел указ запрещающий строительство старообрядческих церквей и моле­лен, а также ремонт ранее построенных, но находящихся в вет­хом состоянии. Этим указом повелевалось: "Все раскольнические церкви, молитвенные дома и часовни, построенные до 1817 г., оставить неприкосновенными без розыскания, вновь строить зап­рещено". Надзор за соблюдением этого положения был настолько усерден, что когда в Будькове на месте молитвенного дома, сгоревшего в 1878 г. при большом пожаре в деревне, был постро­ен новый, то многие будьковские христиане были заточены в тем­ницу в уездном городе Покрове, а моленную велено было сломать. Однако закончилось всё благополучно, и 1 ноября 1881 г. в молит­венном доме совершали благодарственный молебен (16).

О времени закрытия будьковской моленной документов пока не выявлено.

Деревня Ионово

Ионовская поморская моленная вместе с молитвенным домом в Будькове является одной из старейших в Патриаршине.

В Ионове действовало прекрасное старообрядческое училище, которое основал к началу 1880-х годов старовер-поморец, кресть­янин д. Зуево Роман Зиновьевич Дмитриев. Дмитриев был изве­стен как большой знаток знаменного наречного пения. Им соб­ственноручно написан был полный круг певчих книг (Ирмо­сы, Октай, Обиход, Праздники, Триодь Постная, Триодь Цветная и Трезвоны) самого полного содержания, подобно лучшим образцам певчих книг поморского письма.

Долгое время настоятелем в молитвенном доме в Ионове был Тарасий Потапович, очень почтенный и уважаемый прихожанами. Скончался он в конце XIX в., дожив почти до столетнего возраста. Среди членов ионовской общины были такие замечатель люди, как знаток знаменного пения Никифор Абрамович Борисов, по сохранившимся отзывам, он был "одним из трёх лучших того времени певцов в среде поморских обществ всей России".

Иван Викулович Власов – отличный знаток знаменного пения и писец певчих книг. Племянник его Герасим Парфёнович Власов в том же Ионове был старостой в молитвенном доме и много потрудился на благо местного христианского общества.

Родственник ионовского наставника Тарасия Потаповича Се­мён Иванович руководил большим и хорошим ионовским хором. После революции "новые веяния" не прошли стороной. В 1930-х годах моленная в Ионове была закрыта. В сведениях о недейству­ющих зданиях культа по Московской области в 1945 г. упоминается здание бывшей поморской брачной моленной в д. Ионово, Орехово-Зуевского р-на, в которой в то время находился клуб (17). Позже здание моленной использовалось в хозяйственных целях и предположительно в конце 1980-х годов сгорело, ещё долго остава­лись руины, но недавно участок был очищен. Теперь даже мест­ные жители путаются, указывая место, где находилась моленная. Однако община не прекратила своей деятельности. Местные христиане-поморцы на соборную молитву стали собираться в доме у попечителей бывшей ионовской моленной Гавриила и Анаста­сии Куликовых. После смерти родителей руководить службой стала их дочь Екатерина Гавриловна, посвятившая всю свою жизнь служению Богу, она замуж так и не вышла. В последние годы жиз­ни вся служба и все порядки держались только на ней, а после её смерти, в 1989-1990 гг., оставшиеся христиане присоединились к общине в г, Ликино-Дулёво (18).

Деревня Ликино

Ликино, одна из древнейших староверских деревень, находилась рядом с волостным центром с. Кудыкино. О существовании общины и собственного молитвенного дома в Ликино ничего не известно, хотя домашние моленные могли быть. Известно, что в Ликино в 1876 г. состоялась полемика между известным поморск­им начётчиком Иваном Ивановичем Зыковым и представителем единоверия Павлом Прусским.

Община в Ликино, скорее всего, появилась в 1930-х годах, после закрытия молитвенных храмов в Орехово-Зуеве и Ионове. В эти годы многие староверы стали молиться по домам. Службы в Ликино также происходи в частном доме на улице Почтовая, д.23. Насколько известно, в военные годы общиной руководила Евдокия Фёдоровна (?) Сизо­ва (в девичестве – Киселёва) скончавшаяся в 1948 г., после неё более 50 лет службой руководила её дочь Сизова Анисья Василь­евна. В конце 1970-х годов в связи с благоустройством и рекон­струкцией района ЛиАЗа (г. Ликино-Дулёво) дом Анисьи Васи­льевны был снесён, до настоящего времени ещё сохранились яб­лони, ранее бывшие в огороде её дома, и сейчас это место стар­шее поколение ещё называет "Сизовская горка". Вместо снесён­ного дома Анисье Васильевне дали квартиру в новостройке, но и в этой квартире христиане наладили общинную жизнь, продол­жали собираться на моления, сюда из бывшей моленной были перенесены многие старые иконы и книги.

Жители дома писали жалобы в горсовет, что молящиеся со своим богослужением мешают отдыхать. Ревнуя о богоугодном деле, неутомимая Анисья Васильевна ходила к городским чинов­никам, приносила яблоки, ягоды из собственного сада, и христи­ан в очередной раз оставляли в покое.

В 1990 г. к небольшой ликинской общине присоединились и остатки ионовской общи­ны. В 2000 г. в весьма преклонном возрасте Анисья Васильевна скончалась, вместе с ней закончилась и история поморской общи­ны в Ликино. Последние оставшиеся христиане на службу стали ездить в поморский храм в Орехово-Зуеве, а иногда в Москву (19). Общинные книги и некоторые иконы, остававшиеся в Ликино, со временем были переданы в орехово-зуевский храм, туда же в конце 2004 г. отвезли и крестильную купель, в которой ещё осе­нью в последний раз в Ликино крестили младенца.

Деревня Клблново

Вместе с общественными моленными Патриаршины, хочется упомянуть и моленную в Кабанове. Несмотря на то, что была домашней, она играла большую просветительскую и миссионерс­кую роль. Домашняя моленная в Кабанове возникает во второй половине XIX в. благодаря трудам Ивана Ивановича Зыкова, ко­торый устроил её в собственном доме. Зыков был одним из известных поморских начётчиков, проводил беседы, в которых обличал единоверие. Как представитель Патриаршины участвовал в работе Первого Всероссийского Собора христиан-поморцев в Москве, на котором был избран товарищем председателя Собора. Автор многих полемических сочинений.

В кабановскую моленную приезжало много людей, кто за советом, кто за поддержкой, которую оказывал Иван Иванович. К нему в гости приезжали и многие известные деятели поморского староверия. Он всегда был активным участником многих совеща­ний Моленная прекратила своё существование скорее всего пос­ле смерти Ивана Ивановича Зыкова в 1913 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В докладе использованы некоторые материалы, предоставленные С.С. Михайловым.

2. В.В. Хвальковский. Сказание о Патриаршине // Календарь ДПЦ на 1990 год. Рига, 1990.

3. Орехово-Зуево и м. Никольское // Старообрядческая мысль. 1911.№5.

4. Центральный муниципальный архив г. Москвы (ЦМАМ). Ф.1215.Оп.2. Д.201. Л.76-76об.

5. Там же. Ф.3004. Оп.1. Д.4. Л. 13.

6. Церковь. 1909. С.250.

7. Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф.54. Оп.165.Д.23О. Л. 1-24.

8. Хвальковский В.В. Указ. соч.

9. Государственный архив Российской Федерации. Ф.5263. Оп.1.Д.1331. Л.16.

10. Там же. Л.4-9об.

11.. ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.23. Л.23.

12. Там же. Д.5. Л.2.

13. Архив Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви.

14. ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.23. Л.23.

15. Безголов А.А., Михайлов С.С. Подмосковная "Патриаршина": страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. М., 2003.

16 Хвальковский В.В. Указ. соч.

17 – ЦМАМ. Ф.3004. Оп.1. Д.4. Л.13, 19-20.

18. Безгодов А.А.. Михайлов С.С. Указ. соч. С. 19.

!9. Там же. С.20

По материалам источников: Самарское староверие

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /