ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты
Проект "Староверы" (архив)

Документ по истории беглопоповства у липован Румынии 1930-1950-х годов

Пригарин Александр :: 13 июля 2007

Среди многочисленных рукописей и старопечатных книг, кото­рые сохранили для современного исследователя старообрядцы, осо­бое положение занимают исторические сочинения (1). При этом далеко не всем приходам и центрам старообрядчества повезло с летописцами. Не так уж много примеров своей реальной истории, изложенной самими старообрядцами, известно сегодня науке.

Справедливости ради стоит отметить, что редко в каком из посёл­ков старообрядцев-липован нам не доводилось слышать о книге, в которой "вся наша история описана". Чаще всего автором называ­ли "давно" жившего дьяка или священника. Но судьбы этих произ­ведений до парадоксального схожи – "их увезли..." (далее идёт ука­зание на произвольного и чужого человека). Один раз, долго рас­кручивая этот "детектив", мы столкнулись с фактом, что "Исто­рию" буквально месяц назад отнесли в школу (?). Там, как пони­маете, её не оказалось и о ней не слышали.

По-видимому, мы имеем дело с сакрализацией книжных зна­ний, известным свойством старообрядчества (2). Если есть "Свя­щенная история", то должна быть и "своя, земная", обязательно записанная кем-то из знающих людей. Но изредка нам удавалось убедиться в реальности таких записей.

Одну из них нам любезно предоставил настоятель храма св. Георгия в с. Слава Черкеза Тульчинского округа Румынии Прихожане этой церкви – древлеправославные христиане, то есть "новозыбковцы" или "беглопоповцы". Всего таких приходов по Тульчинскому округу 5 (3). В Славе Черкеза липоване-старообрядцы разделены на 2 общины – кроме указанной действует "белокриницкая". Два храма, два кладбища – одно село, хотя, как показывают наши исследования в нём, общины даже разному называют это поселение (беглопоповцы именуют его исключительно Слава Крестная – на горе над селом в начале XX был установлен деревянный крест, трижды уже обновляемый).

Следует указать, что подобные источники уже выявлены и публиковались румынскими коллегами ("Тульчинская летопись" Ва­силия Александрова) (4). Эти источники роднит близкая хроноло­гия, но обнаруженный нами составлен был позднее (1934 – 1958 гг..). Общее есть и в содержании – споры представителей двух согласий в старообрядчестве. Они и до сих пор не прекратились, но радикальность разногласий ранее имела порой некорректный и жёст­кий характер.

Обнаруженная "летопись" представляет собой обычную тетрадь в клеточку на 24 странички. Записи в ней делались разными чер­нилами и почерками (визуально мы различили 3 варианта). Пер­вые записи сделаны полууставом со включениями светского шриф­та, после 1943 г. шрифт полностью становиться светским.

События, описанные в "тетрадке", охватывают широкий пе­риод – 1934-1958 гг. По своему характеру они различны: от запи­санных норм обычного права и актов церковного суда до бытовых и поминальных. Изначальное авторство приписывают уставщику церкви Трифону Наумову. О нём немногое известно. Он родился где-то в России и приехал в Славу Черкезу в поисках древлего благочестия, скрываясь от революции, то есть не позднее 1920-х годов. Судя как по тексту, так и почерку, Т. Наумов получил церковное образование.

Показательно синкретичное использование разных шрифтов, а также двойной датировки (от Сотворения мира и светского, сла­вянской кириллицей и арабскими цифрами). Этот момент свиде­тельствует о маргинализации общин, переходном характере ми­ровоззрения – от замкнутой внутриобщинной жизни к включён­ности в румынские реалии XX в.

Текст зафиксировал и лингвистическое своеобразие липован. В нем сочетается старославянский с диалектным вариантом русского языка, немало заимствований из румынской администра­тивной лексики.Написание слов отражает нормы оканья, редукцию "е-и" и т.д.

Такая природа документа и оригинальность изложенных материалов делает этот текст уникальным источником но истории беглопоповцев Добруджи 1930-1950-х годов, их мировоззрения, се­мейного и общественного быта. Отбор сюжетов для записи обо­сновывался социальной значимостью описываемых событий. Хотя текст имеет явно выраженный авторский стиль, можно говорить о типичности мышления автора.

Всего в "тетрадке" содержится 11 сюжетов, разбитых по хроно­логии. Из них 4 фиксируют важные общественные события в жизни общины (4-й, 5-й, 6-й и 8-й); 3 представляют собой рассмотре­ние брачных союзов (2-й, 3-й и 7-й); 3 носят частный характер, выполнены в жанре поминальников (все особы – родственники автора "Летописи", 9-й-П-й). Особняком стоит 1-й документ. Стоит указать, что модернизация общества в конце XIX-XX вв. вызвала обеспокоенность старообрядчества. "Обмирщение" вос­принималось однозначным злом, и активные протесты против этих тенденций принимали самые различные формы. Одной из них был привычный приговор на сходке прихожан. Аналогичный по сути документ был обнаружен нами в среде белокриницких липован Браилы (хутор Писк), он относится к 1880-м годам (5). Именно такого рода документ открывает "летопись".

В беглопоповской среде Добруджи считалось, что поповцы, или белокриничане, пошли на компромиссы с румынской адми­нистрацией и отступились от "закона" предков. Это неприятие своих оппонентов было настолько сильным, что обе стороны, к сожале­нию, в спорах не стеснялись в выражениях. При этом реальное положение дел в соседних общинах оказывалось неизвестным.

Публикуется документ с сохранением орфографии и пунктуа­ции оригинала. Нумерация сюжетов условна и проставлена авто­ром публикации.

[Летопись из церкви Св.Георгия Древлеправославных христиан с. Слава Черкиза Тульчинского уезда Румынии]

[1)]ЗУМВ-го 1934 С. СЛАВА КРЕСТНАЯ

марта 26 и 27 числа

Мы собравшиеся древле православные христиане в богоспасаемой сел. Славы Крестной, в неделю С. Пасхи 26 и 27-го Ma прихожане Храма Святого Великомученника Георгия от старого и до малого, желая предохранить наше старообрядческое христианство, истинную христову церковь, от разных соблазнов, и еретических искушение на основании соборных канонических правил святоотеческого писания.

Решили

Еретиков и брадобрийцов в церковь непринимать и ни молить­ся вмести, и ни благословить пока обрастут, а ежели умрут, то нихоронить; и табакокуров от церкви отлучать, и ставить на искуту, и скромное в пост идущих ставить на искуту, и соблазны, чтобы, необычная одежда короткая, белилы, и ругающихся в бога и христа и во всякую святыню, и таковых судить по правилам [//]

В том подписываемся для памяти, своеручно и с приложением печати церковной;

уставщик Трифон Наумов

пономарь Феодул Александров

попечитель Василка Никитов

и прочие члены Лазарь Плотонов

Иван Данилов

Ермил Еуменов

Евстратий Иванов

Конон Трифонов

м.п. и вся общество.

[2)]ЗУМ го Месяца октября

Собрание!

Разсмотр брака.

Мы собравшиеся древлеправославные христиане, в доме ус­тавщика Трифона Наумова, на рассмотрение брака Варфоломея Конона Трифонова, и Вассы Никиты Корнеива, в том что они находились в сродствии по крещении в колени (6-е из 7-ми) Шестое из Седмым, и они заключили в примарии [орган сель­скою управления. – А.П.] по граждански его, прежде спроса, спустя месяц время*; Накануне брака известили уставщику Т. Наумову, уставщик ни решался благословить то они родители малодых собрали собрание прихожан ниже подписавшихся и просили нас разрешить ето колено, обещались взять на себя этот грех; так как много минуло время, ни надеясь на молодых что они ни коснутся друг к другу; и чтобы ни осталось одна часть на дороге, и по сем мы разрешили им, и уставщику велели благословить; их;

Мы нижеподписавшиеся клирики и попечители даем rправо уставщику благословить етот брак Вархоломея и с Вассой, и разрешаем их в том подписуемся своеручно и с приложением церковной печати;

Уст

Попечитель Ерил Корнеив

пономарь Фиодул Александров

и прочие члены Лазарь Платонов

Апории Александров

Нифантий Никитов

Ермил Евменов

Дмитрий Сафронов

Устин Ефимов

Ивлий Наумов

Конон Трифонов

Никитка Корнеив

уставщик Трифон Наумов м.п.

[3)] 7449 1941

ЗУМД года, 5 мая. С. Слава Крестная

Собрание.

Мы собравшиеся древле православные христиане в богоспаса­емой селении Славы Крестной в Храме С.С.В.м и победоносца Георгия, на разсмотрения неладного сожительства Евдокимовых молодых, Епсиха Евдокимова, и Зеновии Василисковныи, и разсмотрели что они Молодыи оба виновныи, и принуждали их по­мирится, и иопращатся, но маладая нихотела мирится и дала доз­воление ему женится**, и мы дали ему удостоверение. Чтобы женился и приложили печать церковною к потписям нижеподписаным вопервых попечитель Ермил Корнеив помощник Парамон Никитов пономарь Ермил Евменов, Лазарь Платонов, Михей Симонов, Никей Карнеив Евстигней Map Сметанкин, Дмитрии Софронов, Конон Трифонов, Никита Корнеив, Иван Платонов, Евтей Корнеив: уставщик не хотел подписать его, силою прину­дили наконец подписать; и подписал уставщик Трифон Наумов

** и сама расписалась.

[/ 4)] 7451 года 1943 Года месяца Генваря 7 го В нас в Ромынии, последовало на нас притеснение Церкву нашу заперли у Тульчи 7 Генваря, а в Сарикои 20 числа и в слави русской; а в нас в слави крестной 21 числа Генваря 1943 года. При попечителю Устину Ефимову Морозову, и при уставщику Три­фону Наумову, и при пономарю Лазарю Платонову: а в Тулчи при попечителю Митрофану Епифанову и при уставщику Калинлику Лаврентиву и при пономарю Науму Моисеову а в Сарикои при попечителях Михею Максиву и Леону Афанасиву и Гавриилу Прохорову, и при уставщику Федоту Елевфериву; Нас принужда­ли чтобы мы приняли Попов австрийских или их ромынских; го­ворят нам что без попов ниможна; а австрийских пригоняли к новому стилю и в месеца Марта 4 числа все белокриничные под­писались в нашей Слави, [ 4об.)] а митрополит ни хотел подписатся и ево арестовали, и он сидел у лагарях 21 день, и потом подписался и его отпустили, и стали Новыи Католики


; и поп Филат присягнул и подписался к новому стилю и присягнул в примарии; и служили Новому Идолу, а нас звали в Тульчю и приезжал адукат з Букурест и Министер инспектор нащот нашей Церкви. Мы просили чтоба отворили нам Церкви; а он нам пред­лагал в первом Новой стиль, принять; и чтоба был поп; Говорил Шукайте себе в Болгарии, в Сербии, а в Ростове нима, потому там фронт войны; и тогда отворим; а мы просили Амынария на один год; и они пообещали дать но нам нидали знать насколка время а молица запрещали, и в хатах, чтобы ни збирались, а только всяк себе можить молица, и около Креста на Горе зафатил шеф девок и жен, и все поразбежались только двое испугались ни ушли и он погнал их у секцию. Искуп и с них взял и отпустил. Потом нашу церкву асудили у Букурештах; нам ни дали читации, потом дали нам читации чтобы уже забрать церкву. Но мы изделали Конститацию пошли против т.е. судом, и теперь судимся и протянулось время один год и восим месецов: а война велась в них с россии, и россии побеждала их. Когда они видели, что россия разобиот их. Они и смирились с россией и (пошли) обрати­лись на германа. И тогда нам церкву отворили, в 1944 года 18/31 августа, а суд еще никончали, но а мы нали до 16 ноября и 16го ноября акитали, все отдали, и мы стали служить по старому и папежа видять что мы служим по старому; и они стали служить по старому, и им говорят вы подписались рас, должны по новому служить; а они крутются как бешеный псы (собаки). [5)] 1951 го. Министерство Комуницкое Потребавало из нас сколько есть дворов и сколько душ; и мы послали в тульчю 2го сентября, 106 дворов, и 435 душ.

* Во время войны была проведена реформа светского календаря, и старообрядцев Добруджи и Буковины принуждали перейти на него, вплоть до того, что закрывали церкви и посадили под арест митрополита Тихона (Качалкина). Однако все направления старообрядчества отказались и отстояли свой "календарь". Нелицеприятные высказывания в сторону "белокриничан" не имеют под собой никаких реальных оснований, кроме конфессиональной неприязни (прим. публикатора).

[6)] 1953 Июля 23 в среду посылали делегатов в министер­ство в букурешты и 24го были налице Министров, нащот Священика;

[7)] 1959 г. Генваря 12.

Протокол

Возлюбленному Охристе брату Саввы фарапонтовичю, и все­му твоему обществу, извещаю вам за наших молодых занеладное их житие, а именно за Архиппа Кирьякова, и Акилины Петрововны Тряпкиной: что она его бросает нихотить жить с ним, её сколько просили, ни могли упросить, и дала расписку ему женица, и мы вам извещаим чтобы вы знали, что с ними делать, подписалась карандашом, а ко мне не пришла;

Её подпись. Cojaharu Niculina daiu dozvolenie emu jenita, 12

Генваря 1959 г. При свидетелех; Анорий Александров Трофим Евменов Фома Агафонов Яков Нифанов которой принял её Адёжу к себе;

уставщик Трифон Наумов пономарь Никита Иванов

м.п.

[ 8)] Началась Постройка нашей церкви 1882 года а окончалась и пиришли в 1888 года. Отец Александр святил воду в стена) церкви и в 1885 году умер в гор. Тульчи погребли около церкви на правой стране около крильца;

[ 9)] 1957 г. М. Августа 20 числа Преставися раба божия Евдокия Ефимова жена Трифона Наумова, в Понедельник, а 40 дней 28 Сентября;

[ 10)] 1957 г. м. Ноября 21 день. Навведение Пресвятыя Богородицы Преставися раб божий Иов Наумов а 40 дней было 30 Декабря;

[11)] 1958 г. Марта 17го. Преставися раба божия Парасковия Акимова Шырокова. а 40 дней было 25 Апреля;

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Состав и характеристика старообрядческих собраний уже более 100 лет вводится в научный оборот благодаря археографической деятельности многих центров. Наиболее показательны в этом плане рабо­ты сегодняшних ведущих учёных И.В. Поздеевой, Н.Н. Покровского, Е.М. Юхименко и др.

2. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1991.

3. География расселения и конфессиональная структура липован Румынии показана в работе Ipatov F. Rusii-lipoveni din Romania: studiu de geografie umana. Cluj-Napoca, 2002.

4. Александров В.П. Тульчинская летопись. Бухарест, 2002. Иванов А. Летописная деятельность старообрядца-липованина Василия Полиектовича Александрова // Мир старообрядчества. Вып.4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований: Материалы международной научной конференции. М., 1998. С.376 – 380.

5. Рrigarapin O.A. Орипнальне джерело щодо самобутносп побуту липован 1880-х pp. // Р.Ф. Кайндль i украшська юторична наука: Maтepiaли Международного наукового семинару "Кайндлински читання", 22 – 23 травня 2004 р. 4.1. Черновцы, 2004. С.198-205.

По материалам источников: Староверы в Самаре

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Летняя Москва"Щипков. "Конкурс ”Вечная Россия”"Щипков. "Экономика и грех"Щипков. "Епархиальный набор"В ТАСС состоялась презентация английской версии монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"В Российском православном университете состоялась церемония вручения дипломов выпускникам 2024/2025 учебного годаЩипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /