В воскресенье 15 июля, на праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, старообрядческий храм в с. Большое Мурашкино Нижегородской области стал местом яркого торжества.
Еще накануне, ко всенощной, в этот храм, носящий имя св. священномученика и исповедника Аввакума и расположенный по соседству с родиной "огнепального протопопа" селом Григоровым, прибыл преосвященнейший митрополит Московский и всея Руси Корнилий. А в воскресенье с раннего утра стали съезжаться старообрядцы со всех концов обширной Нижегородской области и из более удаленных мест. В 7 часов началась полунощница, а во время чтения часов храм был уже полон молящихся. В литургии, возглавленной первосвятителем, участвовали 12 священников, два диакона, до десятка чтецов и свещеносцев; слаженно и энергично пели два клироса мужской и женский, состоявшие из молодых, но уже опытных и грамотных певцов.
После литургии, закончившейся в 11-ом часу, и небольшого перерыва из храма вышла внушительная процессия. За Распятием Христовым и выносными иконами четыре иерея в ризах несли установленную на носилках и украшенную цветами икону св. священномученика Аввакума. По сторонам несколько казаков Рогожской станицы, специально приехавших из Москвы, несли хоругви. Два диакона, оборачиваясь, кадили иконы, священство и народ. Далее шли еще четыре пары облаченных священников, а за ними, в сопровождении стихарных, митрополит Корнилий, облаченный в соборную мантию и белый клобук. За священством группа мужчин несла на плечах большой поклонный крест из дуба, для установки его в селе Григорове. Следовали певцы, разделившиеся на два клироса, которые попеременно пели священные песнопения из Октая, тропарь, кондак и стихеры из службы св. священномученику Аввакуму. И далее старообрядцы всех возрастов, от 80-летних стариков и старушек до малых детей.
Точное число участников крестного хода так и не удалось сосчитать, но по примерной оценке оно составляло не менее трех сотен. Мурашкинское население, стоя по сторонам дороги, с интересом смотрело на крестный ход; некоторые из подростков и молодежи пошли вслед за христианским полком. 10-километровый путь в Григорово пролегал по полям, холмам и ложбинам. Нельзя было не подивиться на бодрость духа молящихся: неутомимо шагали седобородые старики, девушки в длинных сарафанах и босоножках будто не чуяли под ногами колючей стерни, дети не отставали от взрослых и даже не думали капризничать. Пение не умолкало ни на одну минуту; и поднимаясь в гору, и переходя вброд ручьи, певцы умудрялись не сбиваться и не терять нить даже в таких песнопениях, как пространные и не часто исполняемые по крюкам Евангельские стихеры. На память приходили строки Аввакумова "Жития", то место, где протопоп описывал свое первое изгнание с прихода в 1648 году:
"+Аз же, взяв клюшку, а мати некрещеного младенца, побрели, амо же Бог наставит. А сами, пошед, запели божественныя песни, Евангельскую стихеру большим роспевом: "На гору учеником идущим, за земное вознесение, предста Господь, и поклонишася Ему", всю до конца, а перед нами образ несли. Певцов в дому моем было много. Поюще, со слезами на небо взираем, а провождающии жители того места, мужи, и жены, и отрочата, множество народа, с рыданием плачуще и сокрушающе мое сердце, далече нас провожали в поле. Аз же, на обычном месте став и хвалу Богу воздав, поучение прочет и благословя, насилу в домы их возвратил, а с домашними вперед побрели+"
В Григорове крестный ход встречали местные жители. Глава сельской администрации обратился к владыке с приветственным словом. С главной площади села старообрядцы прошли на самое высокое место округи холм, где уже 17 лет стоит бронзовый памятник протопопу Аввакуму работы известного, недавно почившего скульптора Вячеслава Клыкова. Принесенный поклонный крест был водружен в некотором отдалении от памятника. Здесь, по благословению влыдыки, и начался торжественный молебен неустрашимому исповеднику древнего благочестия. Освятив в большой чаше воду, митрополит Корнилий окропил ею крест, иконы и всех молящихся. После литургии, трудного пути и молебна, когда силы у многих уже, казалось, были на исходе, каждый глоток святой воды чувствовался как поистине принятие "воды живой", "росы исцеления". Было самое время вспомнить эти образы из Священного Писания, означающие спасительную благодать, принесенную и данную человечеству Господом Исусом Христом, и глубоко вдуматься в долг каждого из нас всей жизнью свидетельствовать верность своему Спасителю и Его евангельским заповедям, примеру святых, которые были "верны Ему до смерти и получили венец жизни" (Откровение Иоанна, 2, 10). Об этом и говорилось в той прочувствованной проповеди, с которой по окончании молебна владыка митрополит Корнилий обратился к народу. Христиане сердечно благодарили архипастыря за его наставления. Но еще сильнее слов был сам пример выдержки и мужества, который показал владыка в молитвенных трудах этого дня всем, кто следовал за ним.
Наконец, на нескольких автобусах участники крестного хода примерно в шесть часов вечера вернулись в Большое Мурашкино, где, по соседству с храмом, в столовой местного интерната, был накрыт разнообразный и вкусный обед, которого хватило на всех. За праздничным столом звучали слова сердечной благодарности устроителям и прежде всего, настоятелю храма во имя свщмч. Аввакума отцу Николе Егорову, его близким и соратникам, вложившим в это дело всю свою энергию и немалые материальные средства для маленького прихода просто удивительные.
Благодарной памятью почтили тех, кого не было в этот день с нами, но кто имел к нынешнему торжеству непосредственное отношение, почивших первосвятителей, митрополитов Алимпия и Андриана. Владыка Алимпий был уроженцем здешних мест; это он дал благословение на воссоздание храма в Большом Мурашкине, а впоследствии, в течение ряда лет, любил проводить здесь, в сельской тиши, короткие дни отдыха именно в эту июльскую пору. Он запомнился местной детворе тем, что любил раздавать детям сладости, приговаривая: "Уж как помру не забудьте". И на этот раз, в память о дорогом владыке, о. Никола роздал такие же гостинцы всем присутствующим. А митрополиту Андриану мы обязаны самой идеей возрождения старообрядческих крестных ходов. С какой серьезностью и самоотверженностью покойный владыка Андриан относился к этому начинанию, напоминать излишне. Он видел в крестных ходах не манифестацию, но средство сплочения христиан и укрепления в них веры и духовного усердия.
В конце обеда группа молодежи, под руководством о. Николы и его супруги матушки Анны, спела совсем недавно сочиненный духовный стих о протопопе Аввакуме. В нем живо и убедительно переданы чувства страдальца, вспоминающего в полярном заточении родное село Григорово и светлые образы детства. И слова, и задушевный напев, и искренность исполнения привлекли глубокое сочувствие слушателей.
Нельзя обойти вниманием поварих интерната, которые в выходной день, отрывая время от семейных забот, сумели досыта и по-домашнему вкусно накормить людей, до отказа заполнивших просторный зал столовой. О. Никола попросил их показаться гостям, чтобы те могли их поблагодарить, но женщины так и не вышли, показывая пример той скромности, которая всегда была одной из лучших черт характера русского крестьянина. Тогда гости громогласно, в две сотни голосов, пропели им "Многая лета".
Святой день праздника как начался, так и закончился в духе молитвенной радости и братолюбия. Он показал те живые зерна добра, которые посеяны в глубине душ наших людей, но не всегда возрастают, подавляемые житейской суетой. Но если мы чаще будем видеть друг друга в том добром свете, которым озарялись лица молящихся, то можно надеяться, что это побудит нас сохранять в себе этот свет и нести его ближним. Дай Бог, чтобы движение старообрядческих крестных ходов не угасало, но распространялось все дальше и служило ярким свидетельством святой православной веры.
По материалам источников: Староверы в Самаре